Из инструкции ВЦИК «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов»

1918 г., декабря 2 (ноября 19).

Из инструкции ВЦИК «О порядке перевыборов волостных и сельских Советов»

I. Общая часть

Деревенские Советы — сельские и волостные — были избраны в те времена, когда социалистическая революция еще не докатилась до деревни. Они были поэтому до последнего времени либо в руках кулаков, либо под сильным их влиянием. Для борьбы с деревенским кулачеством летом 1918 г. были созданы комитеты деревенской бедноты. Борьба началась на почве продовольственного кризиса, и самые комитеты строились как вспомогательные продовольственные учреждения. Они не были органами власти.

I) На них была возложена задача повести решительную борьбу с кулаками, подчинить среднее трудовое крестьянство влиянию деревенской бедноты, объединить все способные к творческой революционной работе слои деревни. Комитеты бедноты были организациями беднейшего и трудового крестьянства, которому, согласно программе Советской власти и требованиям Советской Конституции, должна принадлежать власть в деревне. Да и само по себе обострение классовой борьбы в деревне должно было толкать беднейшее крестьянство на борьбу за власть. Поэтому те из комитетов бедноты, которые всего решительнее повели борьбу с кулаками, превратились на деле в деревенские военно-революционные комитеты и взяли в свои руки власть. Но рядом продолжали существовать Советы. Получилось двоевластие. Другие комитеты оставались в пределах своих непосредственных задач, но это означало только то, что они не довели борьбу до конца.

2) В обоих случаях создалась ненужная растрата сил и средств. В интересах быстрого и планомерного проведения в жизнь преобразования всей жизни на новых коммунистических началах необходимо построить все советское государство по одному плану. Советские учреждения в деревне должны находиться в полном соответствии с городскими. Такими учреждениями не могут быть комитеты бедноты. Небходимо создать в селах и деревнях такие Советы, которые объединили бы те слои, которые создали комитеты бедноты. Этого можно достигнуть лишь перевыборами деревенских Советов. Надо переизбрать Советы, причем комитеты бедноты должны руководить выборами. По окончании таких перевыборов комитеты бедноты распускаются, а Советы, превратившиеся в организации бедноты и трудящихся, остаются единственным органом власти.

К таким перевыборам всех волостных и сельских Советов VI Всероссийский съезд Советов постановил приступить немедленно. Общее руководство перевыборами возложено на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов, ближайшее руководство-на губернские и уездные исполкомы. Непосредственное ведание перевыборами — на комитеты деревенской бедноты. При этих перевыборах надо руководствоваться следующими общими соображениями:

Прежде всего перевыборы должны быть произведены в кратчайший срок. Внешний натиск союзного капитала и попытки белогвардейских, организованных союзниками восстаний требуют, чтобы по всей стране был быстро создан крепкий и единый аппарат рабоче-крестьянской власти.

Далее, переизбраны должны быть все Советы (волостные и сельские). Перевыборы должны состояться даже там, где деревенские Советы удовлетворительны по своему составу, или, наоборот, где комитеты бедноты окончательно вытеснили Советы. Нужно путем общих перевыборов сделать советскую организацию совершенно единообразной и в корне уничтожить всякое раздвоение.

Выборные органы должны строиться из центра, и ячейка, стоящая выше, должна тщательно проверять состав низшей. Непосредственное ведение перевыборов возложено на комитеты бедноты, но это не значит, что всякий комитет может самостоятельно начать вести эту работу.

Надо помнить, что во многих местах кулаки проникли и в комитеты бедноты. Уездные исполкомы не везде являются надежными по своему классовому составу, и для того, чтобы перевыборы были проведены планомерно по всей губернии, руководительницей избирательной кампа­нии должна быть губернская советская организация.

Губисполком (губернский исполнительный комитет) организует избирательные комиссии для уездов. Он поручает эту работу уездному исполкому только в том случае, если уездный исполком вполне соответствует указанным выше требованиям. Но и в этом случае губернский исполком имеет право отвода любого члена уездной избирательной комиссии. В таком же отношении находится уездная комиссия к волостным, волостная-к сельским. Организация волостной и сельской комиссий поручается комитетам бедноты в том случае, если эти комитеты действительно являются организациями трудящихся.

По этой же причине необходима посылка представителей центра в избирательные комиссии на местах, из губернии в уезды, из уездов в волости.

Для облегчения организации выборов по волостям и селам Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов, по мере возможности, предоставит в распоряжение губернских исполкомов особых инструкторов. Эти инструкторы предназначаются также для работы по деловой организации новых волостных исполкомов.

Тотчас же после того, как в данном селе или волости закончились перевыборы, комитеты бедноты в них распускаются, т. к. они вообще могут существовать только до создания правильной постоянной Советской власти, что же касается губернских и уездных комитетов и бюро бедноты, то они, как не предусмотренные декретом 11 июня (Собр[ание] узак[онений] 1918 г. № 43, ст. 524), немедленно ликвидируются.

Надо обратить особое внимание на то, чтобы в выборах приняли участие только лица, имеющие на то право. Кулаки и контрреволюционеры лишены Советской Конституцией избирательного права, которое предоставлено только бедноте и среднему трудовому крестьянству.

3) При этом, само собою понятно, не должны оказывать никакого влияния на выборы все те эксплуататорские элементы, помещики, кулаки, мироеды, которые были лишены своей собственности в процессе революций. Вчерашние эксплуататоры не могут принимать участия в выборах Советов. Перевыборы будут иметь революционный смысл только тогда, если Советы будут избраны деревенской беднотой и средним трудовым крестьянством...

VI. Задачи и устройство сельских и волостных советских организаций

21. Предметы ведения и задачи сельского Совета. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории;

д) поддерживание в селе революционного порядка;

е) учет населения, земли, запашки, посевов, сенокоса, семян, инвентаря мертвого и живого, урожая и сообщение сведений об этом волостному исполкому;

ж) забота о правильной постановке сельского хозяйства и, в особенности, о преобразовании его на коммунистических началах (образование трудовых коммун);

з) забота о правильной постановке местных промыслов;

и) выполнение поручений губернских и уездных продовольственных отделов, особенно по учету продуктов и по контролю над сдачей излишков, выдача удостоверений о сдаче излишков или неимении таковых;

к) устройство деревенских культурно-просветительных учреждений-читален, клубов, чайных и пр. и забота об общем благоустройстве селения.

22. Волостной исполком выполняет по отношению волости те же задачи, какие сельский Совет выполняет в отдельном селе.

23. Для успешного выполнения задач, возложенных на волостной исполком и сельский Совет, члены их делят между собой всю работу. Волостные исполкомы образуют отделы: земельный, военный и общего управления.

Примечание 1. В отделах работают сами члены комитета и лишь в исключительных случаях допустимо приглашение заведующих.

Примечание 2. Другие отделы образуются лишь по утверждению уездного исполкома в согласии с декретами Советской власти и инструкциями народных комиссариатов.

24. Сельские Советы отделов не образуют.

Подписали: председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Я. Свердлов.

Секретарь В. Аванесов.

«Собрание узаконений» 1918 г. № 86, ст. 901, стр. 1092—1097.
***

Документы и материалы по истории Белоруссии. Т. 4. Из истории установления Советской власти в Белоруссии и образования БССР / Редкол. Азаров А. И. и др.; Институт истории Академии наук БССР. — Минск: Издательство Академии наук БССР, 1954. — С. 425—428.