Конституционная комиссия обсудила совершенствование системы госуправления
В среду состоялось очередное заседание Конституционной комиссии по изменению Основного Закона страны. На сей раз в повестке дня были правовые нормы, регламентирующие функции и полномочия Президента и Правительства.
Институт президентства с сильной президентской властью в полном объеме был установлен Конституцией в 1996 году. Тогда это был достойный и необходимый ответ на те вызовы, которые переживал белорусский народ в период становления и развития государственности.
– Прошедший 25-летний период подтвердил эффективность, состоятельность и целесообразность функционирования института президентства. И сегодня нет объективной необходимости менять форму правления в Беларуси на парламентскую или парламентско-президентскую. Необходимо совершенствовать нынешнюю форму правления, реально обеспечивать принцип разделения властей, – заявил журналистам Председатель Конституционного Суда, председатель Конституционной комиссии Петр Миклашевич.
По его словам, в сложившейся системе госуправления возникла объективная необходимость повысить роль исполнительной власти во главе с Правительством, которое должно быть более самостоятельным и ответственным в принятии решений.
Напомним, о необходимости перераспределения полномочий между Президентом и остальными ветвями власти не раз говорил и сам Глава государства.
Что предлагается изменить
Всего специалисты проанализировали более 150 законов и пришли к выводу, что многие полномочия Главы государства, установленные на законодательном уровне в различных сферах, сегодня являются излишними и не в полной мере обусловлены конституционным статусом Президента. Такие полномочия, как правило, относятся к компетенции органов исполнительной власти, поэтому целесообразно их закрепить за Правительством, считает Петр Миклашевич.
Исходя из этого предлагается:
- расширить полномочия Премьер-министра, усилив его роль в формировании Правительства путем внесения Президенту предложений о структуре Правительства, назначении на должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;
- усилить роль Правительства в бюджетной сфере – как в части разработки, внесения проекта бюджета в Парламент, так и обеспечения исполнения республиканского бюджета и представления в Парламент отчета о его исполнении;
- дополнить ст. 107 положениями о том, что Совет Министров проводит политику научно-технического развития с приоритетом цифровых технологий, создает условия для государственно-частного партнерства в области научных исследований и инноваций, поддерживает частную инициативу и предпринимательство;
- исключить норму, предусматривающую право Главы государства отменять акты Правительства, учитывая, что в условиях устойчивой государственно-управленческой системы используются другие формы и механизмы взаимодействия Президента и исполнительной власти;
- исключить норму, устанавливающую полномочия Президента в отношении решений местных Советов депутатов и местных исполнительных, распорядительных органов.
Председатель Конституционного Суда отметил, что в ст. 79 Основного Закона четко изложены все основные составляющие функций Президента, которые должны быть сохранены на конституционном уровне:
– Вместе с тем, учитывая современные геополитические вызовы, вопросы национальной и внешнеполитической безопасности, предлагается дополнить указанные полномочия такой важнейшей функцией, как обеспечение единства и консолидации белорусского народа.
Инициатива не наказуема
Предложения граждан и общественных объединений, поступившие в Конституционную комиссию, озвучил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, член Конституционной комиссии Сергей Сивец. В частности, эти инициативы касаются изменений возрастного ценза для кандидатов на высший государственный пост, ценза оседлости, то есть требования постоянного проживания на территории Беларуси, а также запрета на хранение имущества Главы государства за рубежом.
– Кроме того, вносятся предложения по внесению в Конституцию так называемого демократического стандарта ограничения срока полномочий Президента применительно к одному и тому же лицу. Предложения разные. Это и один срок, и два, и два срока подряд либо вообще недопущение каких-либо ограничений, – уточнил сенатор.
Некоторые инициативы, по его словам, касаются закрепления в Конституции гарантий правового статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, а также членов его семьи:
– В большинстве своем граждане поддерживают нынешний конституционно-правовой статус Президента как Главы государства, гаранта государственного суверенитета и независимости, Конституции, прав и свобод граждан, арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти.
А все поступившие предложения будут тщательно изучены и проанализированы с тем, чтобы выбрать самый оптимальный и разумный вариант изменений, который будет направлен не на ослабление государственной власти, а на повышение ее эффективности.
Дословно
Президент Александр Лукашенко (на совещании во Дворце Независимости 7 декабря 2020 года):
– Все настаивают на том, что нужно перераспределение полномочий. Я всегда добавлял: полномочия мы перераспределим, добавим кому мало, но и ответственность перейдет на тех, кто получит эти дополнительные полномочия. Во всех демократических государствах именно так: правительство внесло, парламент согласовал – если это закон, глава государства его подписывает или отклоняет, если нарушаются принципы, которые установлены Всебелорусским народным собранием. Абсолютно прозрачная, красивая, демократичная схема.
Евгений Кононович, «Рэспубліка», 28 апреля 2021 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)