/ / Общественно-политические
07.05.2020

Проект нового КоАП направлен на достижение уровня правопорядка, безопасности и справедливости, ожидаемого гражданами от государства

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов прокомментировал Pravo.by основные новеллы проекта КоАП.

Ипатов В.Д.

Одним из направлений совершенствования белорусского законодательства в настоящее время является работа по подготовке концептуальных изменений институтов права об административной ответственности. На какой стадии сейчас находится эта работа?

Подготовка новых Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях ведется в соответствии с планом деятельности специально созданной Главой государства межведомственной экспертной комиссии, возглавляемой Заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольгой Ивановной Чуприс. Национальный центр законодательства и правовых исследований по поручению названной комиссии осуществляет организационно-техническое обеспечение ее деятельности и непосредственно участвует в разработке названных проектов.

Проект КоАП уже подготовлен и 22 апреля текущего года представлен заинтересованным государственным органам и иным организациям для согласования. Следующий шаг – доработка этого документа с учетом поступающих по нему замечаний и предложений. Параллельно готовится и в ближайшее время будет направлен на согласование проект нового ПИКоАП.

Вадим Дмитриевич, чем будет отличаться новый КоАП от ныне действующего? Прокомментируйте основные новеллы, заложенные в проект.

Прежде всего, переработана структура норм Общей части КоАП для упрощения их восприятия правоприменителями, гражданами и иными участниками административного процесса. В целях обеспечения структурной целостности КоАП основополагающие принципы административной ответственности и задачи этого Кодекса сформулированы в его первой главе. Предлагается отказаться от некоторых правовых институтов, характерных по своей сути для уголовного, а не административно-деликтного законодательства. Например, таких как соучастие в правонарушении и покушение на него. Ряд правовых институтов излагается более четко и лаконично. В частности, это касается форм вины, исчисления сроков наложения административного взыскания, условий ответственности субъектов хозяйствования – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В Общей части появятся новые главы. Так, одна из наиболее существенных новелл – самостоятельная глава, регламентирующая профилактические меры воздействия. В их числе – устное замечание, предупреждение, начисление штрафных баллов для предупреждения систематического нарушения правил дорожного движения, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Профилактические меры воздействия предполагается применять в рамках института освобождения от административной ответственности, а штрафные баллы – также наряду с наложением административного взыскания.

Ключевая особенность профилактических мер воздействия – отсутствие правовых последствий привлечения к ответственности. То есть лицо не будет считаться подвергавшимся административному взысканию и, соответственно, при совершении нового аналогичного правонарушения отсутствует такое отягчающее обстоятельство, как совершение административного правонарушения повторно.

В проект включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В этой главе установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности, расширен спектр альтернативных административному взысканию профилактических мер воздействия.

Одна из ранее анонсированных новелл – это категории административных правонарушений. Что предлагается реализовать в проекте КоАП в этой части?

Действительно, проект КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий.

Административные правонарушения предложено разделить на три категории:

административные проступки;

значительные административные правонарушения;

грубые административные правонарушения.

К проступкам предполагается отнести правонарушения, за которые может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем определенный размер. Например, для физического   лица – не более 10 базовых величин.

Значительные административные правонарушения – те, за которые может быть наложен более высокий штраф либо взыскание в виде конфискации, депортации.

Как грубые предлагается рассматривать административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые лицо может быть подвергнуто административному аресту, лишению специального права, лишению права заниматься определенной деятельностью.

При подготовке нового Кодекса проведена объемная работа по системному пересмотру и дифференциации административных взысканий.

Из их числа предлагается исключить предупреждение и исправительные работы, ввести новое административное взыскание – общественные работы, пересмотреть размеры штрафов.

Предупреждение предложено перевести в разряд профилактических мер воздействия. При этом, в сравнении с действующим законом, существенно расширяется возможность применения данной профилактической меры.

Предлагаемое введение в качестве административного взыскания общественных работ обусловлено необходимостью наличия в КоАП неимущественного взыскания, альтернативного аресту. Отсутствие такого взыскания жестко ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями (штраф, конфискация), либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста.

С целью взаимного согласования размеров штрафа в административно-деликтном и уголовном законе планируется снизить до 30 базовых величин максимальный штраф, наложение которого, по общему правилу, допускается на граждан за совершение административного правонарушения.

Рассматривается вариант закрепления правила о допустимости наложения штрафа в размере меньшем, чем нижний предел санкции нормы об ответственности.

В качестве дополнительного стимула для добровольной уплаты физическим лицом штрафа в проект включена норма об уменьшении размера штрафа при его уплате в сокращенный срок.

Вы подробно рассказали об изменениях Общей части КоАП. Но большой объем Кодекса – это нормы Особенной части, описывающие составы административных правонарушений. Какие здесь предлагаются изменения?

Останавливаясь на основных изменениях Особенной части КоАП, отметим следующее.

Нормы Особенной части систематизированы и перераспределены между главами и статьями в соответствии с объектами административно-правовой охраны.

В контексте задач межведомственной экспертной комиссии, с учетом вводимой категоризации административных правонарушений и данных правоприменительной практики существенной переработке подвергнуты санкции норм об ответственности. Основной вектор этой работы – установление возможности применения более мягких мер ответственности за неосторожные нарушения, не связанные с причинением существенного вреда.

Сегодня КоАП содержит ряд составов, фактически не востребованных правоприменителем. То есть тех, которые в течение последних лет не применялись вовсе либо имелись единичные случаи применения. Отдельные нормы представляются избыточными, поскольку предусматривают ответственность за сугубо формальные, не связанные с реальными вредными последствиями деяния. Часть нарушений может быть урегулирована в рамках гражданской либо дисциплинарной ответственности. Некоторые нормы утратили актуальность в связи с изменением положений отраслевого законодательства. Анализ данных факторов позволил в рамках проекта предложить исключение из Особенной части значительного количества составов, не соответствующих современным реалиям.

Проинформируйте, для каких целей вводится категоризация административных правонарушений?

Основная цель – возможность более гибкого применения мер административно-правового воздействия в зависимости от характера противоправного деяния.

Исходя из категории правонарушения проектными нормами варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо предлагается считать не подвергнутым административному взысканию.

Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть «клеймо» правонарушителя закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение. В проекте заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.

От категории правонарушения также будет зависеть возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия. Так, за впервые совершенные деяния, не относящиеся к категории грубых нарушений, вместо взыскания будут преимущественно применяться профилактические меры.

На что в целом направлена реформа законодательства в данной сфере? Что получит общество в итоге?

Реформирование законодательства в данной сфере сфокусировано на решении задач, определенных Главой государства на совещании по вопросам применения мер административной ответственности 16 декабря 2019 года. Так, Президент нашей страны подчеркнул, что главным критерием работы является не количество выявленных нарушений и выписанных штрафов, а профилактическое воздействие и реальное сокращение правонарушений. В этой связи ключевые положения нового административного законодательства направлены на усиление его профилактической и снижение карательной функции. Проект нового КоАП создает законодательные механизмы для сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка.

Разработчики нового законодательства стремятся к тому, чтобы оно обеспечило тот уровень правопорядка, безопасности и справедливости, который ждут от государства граждане нашей страны.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – НЦЗПИ)

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».