/ / Общественно-политические
10.03.2020

Какие изменения предложит Минспорта и туризма в обновляемый Указ о развитии агроэкотуризма?

Указ Президента № 365 «О развитии агроэкотуризма» заметно повлиял на отрасль. В стране работает более 2,7 тыс. агроусадеб, отрасль развивается, появляются кластеры, кооперативы, увеличивается число иностранных гостей, которые охотно едут к нам на отдых. Вместе с тем не стоит забывать: этот документ имеет четко оговоренные сроки действия. Уже к концу года Минспорта и туризма предстоит определить дальнейшую его судьбу: предложить пролонгировать прежнюю редакцию, внести новые инициативы или же вовсе видоизменить документ. Эксперты рассказали о своем видении ситуации.

Агроэкоусадьба

На слуху полтысячи активных

Статистика за прошлый год придает оптимизма. Так, по его итогу в стране зарегистрировано 2760 агроусадеб – почти на 12 процентов больше, чем годом ранее. Причем сразу на четверть выросло число «домиков в деревне», которые осуществляли свою деятельность в реальности, а не на бумаге. Таковых в прошлом году в стране было практически 2,6 тысячи. Кстати, в 2019 году наши усадьбы посетило почти 515 000 человек – это на 22 процента больше, чем в 2018-м. Из них почти 60 000 человек – иностранцы, гости из 78 стран. Что примечательно, все чаще зарубежные, да и наши гости агроусадеб едут туда, пользуясь услугами туроператоров.

Суммарно туристы оставили в кассах 25,5 млн рублей – и здесь рост отмечен более чем на четверть. Усредненно получится, что каждая открытая усадьба заработала в прошлом году чуть более 9,8 тысячи рублей. Согласитесь, сумма не такая уж и крупная.

Впрочем, заместитель директора Департамента по туризму Минспорта и туризма Виталий Грицевич поясняет:

– Активно в стране работает 500–600 усадеб. Да, диспропорция, если сравнить с общим числом, заметна. Но считаю, что такая ситуация имеет место быть. Ведь для некоторых агротуризм – дополнительный к основной работе вид деятельности, кто-то принимает гостей только в теплый сезон, кто-то только ищет свою нишу.

Какая свадьба без баяна?

Виталия Грицевича больше беспокоит другой момент: жалобы от соседей на шумные свадьбы и корпоративы в усадьбах.

– Когда внесли изменения в Указ № 365 «О развитии агроэкотуризма» в 2017 году и прописали возможность проведения банкетов, корпоративов, то тем самым открыли маленький ящичек Пандоры – число жалоб от соседей на шум только приходящих в наш департамент выросло ощутимо. Я уже не говорю о сообщениях, которые остаются на местах. И это, на мой взгляд, недочет.

Устранить его попытаются в ближайшее время. Дело в том, что в этом году Минспорта и туризма будет активно и открыто обсуждать с заинтересованными – агроусадьбами, представителями местных исполкомов, МВД и другими – возможные изменения в действующее законодательство. Чтобы к концу 2020 – началу 2021 года проект обновленного документа внести на рассмотрение в Правительство.

– Нам предстоит подготовить и внести предложения о судьбе Указа – продлевать, закрывать или видоизменять. Возможно, кредитная поддержка со стороны государства больше не будет нужна. Вообще же, если мы говорим, что агротуризм стал одним из брендов нашей туротрасли, полагаю, поддержка этого сегмента нужна. Вопрос, в какой форме. Будем обсуждать, – отметил Виталий Грицевич. – Надо сделать Указ для усадеб, которые работают в прямом смысле в агротуризме. Но пресечь бизнес по проведению мероприятий, когда мешают соседям спокойно жить, при этом платя в бюджет только одну базовую величину в год.

– А как быть со свадьбами в народных традициях, которые проводят в усадьбах? председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова подняла волнующий многих хозяев вопрос.

– Будем советоваться, – заверил ее глава департамента.

«Придется защищать агротуризм от ревизии»

Валерия Клицунова уверена: если прекратится бюджетное финансирование сферы, которое идет через Белагропромбанк, хозяева не пропадут. Заработают сами или «ввяжутся» в международный проект, под который выделяются гранты из-за рубежа, – вот и дополнительный стимул не стоять на месте. Что до возможных изменений, то эксперт охарактеризовала видение ситуации так: «Вроде все радужно, но... Придется защищать указ, а вместе с ним и агротуризм от ревизии». Видимо, в памяти свежи предложения Минспорта и туризма трехлетней давности, когда бизнесменам в глубинке взамен на проведение праздников предлагали повысить налог или перейти в категорию ИП.

– Сельский туризм – прекрасная площадка для развития деревни, уже ставшая фишкой нашей страны. Указ хорошо работает, если бы его оставить в том виде, в каком он существует сейчас, было бы просто замечательно. Что касается налогов, то одну базовую в год, которую платят хозяева, не могу назвать серьезным налогом. Но при этом не стоит забывать: они платят много косвенных. Например, при строительстве новых домиков покупают стройматериалы – в их цену включен НДС. В сельской местности появляются новые рабочие места. По мировым стандартам одно рабочее место на периферии стоит создать 100 000–120 000 евро. А ведь у нас много усадеб, где работают по 2–3 семьи. И многие дальше становятся фермерами. Не говорю уже о возрождении традиций – хочешь не хочешь, а придется вникнуть в историю своего края, чтобы заинтересовать туристов.

Что примечательно, сами хозяева, кажется, не так болезненно воспринимают возможные изменения. Одни настаивают, что давно пора внести ясность, что же такое агротуризм и нужны ли рядом с домиками скотный двор и огород. Другие просят отсечь из сферы бизнес по сдаче домиков в аренду. Третьи переживают: только бы не пришлось становиться юрлицами. Дело не в ответственности – далеко не каждый жилой дом в случае чего подойдет под новые требования, поясняет владелец усадьбы «Ганка» Анатолий Ганец. Причем говорит он не только за себя, но и за своих коллег по цеху – предпринимателей, входящих в первый в стране агротуркластер «Валожынскiя гасцiнцы». Пока в регионах принялись активно перенимать их опыт – работать сообща с соседями, у каждого из которых своя фишка, – здесь пошли дальше и развивают потребительский кооператив для совместной реализации местной продукции.

Мария Друк, «Рэспубліка», 10 марта 2020 г.
(фото «СБ. Беларусь сегодня»)