/ / Общественно-политические
04.06.2020

14 вопросов рассмотрено на заседании Палаты представителей 4 июня

4 июня 2020 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, на котором были рассмотрены 14 вопросов.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

В первом чтении депутаты приняли 4 законопроекта.

О проекте Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции» доложил первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Лобович А.В. (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Гордейчик И.А.).

Проект Закона направлен на развитие условий для участия инвалидов во всех сферах жизнедеятельности общества, формирования, развития и реализации инвалидами своего потенциала, а также на оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей и др.

Проект Закона содержит ряд нововведений, которые смогут приблизить национальное законодательство к высокому стандарту реализации прав людей с инвалидностью, установленному Конвенцией о правах инвалидов.

А.В.Лобович также представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Сильченок П.М.).

Законопроектом предусматривается корректировка Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования)», обусловленная необходимостью совершенствования принципов организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании и приведения его отдельных положений в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 10 февраля 2020 г. № 48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве».

Заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Авдеев А.Д. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А. выступили с докладами по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».

В целях совершенствования порядка исполнения исполнительных документов и повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов в Законе Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», в частности, предусматривается:

  • изменение подхода к определению взыскателей по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений о наложении административных взысканий, в качестве которых установлены органы, должностные лица которых составили протокол об административном правонарушении;
  • корректировка очередности удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам;
  • уточнение вопросов распределения взысканных с должника денежных средств, а также очередности удовлетворения требований взыскателей;
  • уточнение сроков приостановления исполнительного производства, а также порядка приостановления и возобновления исполнительного производства;
  • изменение порядка предъявления исполнительного документа к исполнению в орган принудительного исполнения для субъектов хозяйствования, продление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
  • уточнение порядка проведения торгов и переоценки арестованного имущества должника;
  • с учетом правоприменительной практики уточнение порядка проведения нанимателями удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов при исчислении задолженности по исполнительному документу;
  • корректировка порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя.

Для повышения качества работы каждого судебного исполнителя и его профессионального уровня законопроектом предусматривается необходимость прохождения кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве до назначения на должность.

В целях обеспечения полноты правового регулирования условий и порядка ведения исполнительного производства проект содержит нормы о внесении изменений в Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Трудовой, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, законы «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «О регистре населения».

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» выступил первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Василевич М.В.

Законопроект направлен на совершенствование законодательства о гражданстве с учетом практики его применения, улучшение демографического потенциала и обеспечение внутренней безопасности государства, стабильности общественно-политической системы и конституционных основ государственного устройства Республики Беларусь.

Основными новациями проекта являются:

  • введение принципа учета наилучших интересов ребенка при принятии решений в отношении детей по вопросам гражданства;
  • сокращение срока непрерывного постоянного проживания иностранца, необходимого для обращения с ходатайством о приеме в белорусское гражданство, с семи до пяти лет, а также дополнение круга лиц, имеющих право на льготный порядок приема, в частности лиц, состоящих в браке с гражданами Республики Беларусь не менее трех лет и имеющих совместного несовершеннолетнего ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь;
  • расширение оснований для приобретение гражданства Республики Беларусь в упрощенном порядке (порядке регистрации), в частности для лиц, получивших высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и осуществляющих трудовую деятельность в Республике Беларусь в соответствии с законодательством о труде не менее трех лет.

Кроме того, определены основания для отказа в принятии заявления о приобретении гражданства к рассмотрению и для прекращения рассмотрения такого заявления.

Проект также предусматривает утрату белорусского гражданства в случае, если лица, которые его приобрели не по рождению, а в результате приема в гражданство Республики Беларусь, в порядке регистрации, вследствие восстановления в гражданстве или по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь, нарушили взятое ими при приобретении гражданства обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь путем участия в террористической и иной экстремистской деятельности либо путем причинения другого тяжкого вреда интересам Республики Беларусь.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Довгало И.В. представила для рассмотрения во втором чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности».

Предлагаемые законопроектом коррективы обусловлены необходимостью совершенствования отдельных его норм исходя из практики их применения, а также гармонизации названного Закона с положениями модельного закона «О нотариате», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств в 2017 году.

В частности, законопроектом предлагается:

  • закрепить государственные гарантии обеспечения нотариальной деятельности путем запрещения изъятия документов, образовавшихся при осуществлении нотариальной деятельности (за исключением случаев, установленных законодательными актами), введения обязанности государственных органов, иных государственных организаций представлять по запросу нотариусов имеющиеся у них сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий;
  • придать определенным документам, образовавшимся в результате совершения нотариальных действий (нотариальным документам), статус нотариального акта, являющегося законным и достоверным подтверждением удостоверенных в этом акте прав, обязанностей и фактов, имеющих юридическое значение;
  • уточнить компетенцию и виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь;
  • конкретизировать порядок деятельности нотариальных архивов исходя из выявленных пробелов в правовом регулировании;
  • скорректировать вопросы, касающиеся дисциплинарной ответственности нотариусов.

В связи с предлагаемым исключением из компетенции уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов полномочий на совершение такого нотариального действия как удостоверение доверенностей, в целях недопущения ухудшения нотариального обслуживания граждан в регионах законопроектом предусматривается корректировка Гражданского кодекса Республики Беларусь в части закрепления положений о том, что доверенности на получение гражданами пенсий и пособий могут быть удостоверены сельскими (поселковыми) исполнительными комитетами по месту жительства граждан.

В целях комплексного подхода к изменению законодательства соответствующие изменения вносятся в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

В ходе заседания депутатский корпус принял 9 законопроектов о ратификации международных соглашений.

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Лобович А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Кананович Л.Н. рассказали о проекте Закона «О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза».

Положения Соглашения распространяются на трудящихся (граждан государств – членов, у которых формируются или формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности с уплатой взносов на пенсионное страхование на территории других государств – членов) и членов их семей.

Данное Соглашение основано на пропорциональном принципе, в соответствии с которым каждое государство – член будет назначать и исчислять размер пенсии, исходя из сформированных на его территории пенсионных прав (за периоды работы (иной деятельности) с уплатой страховых взносов после вступления в силу Соглашения) и в соответствии с его законодательством.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года» парламентариев проинформировали первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Завалей И.В.

Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года направлен на совершенствование взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с наркопреступностью.

Предлагаемые Протоколом изменения, в частности, предусматривают:

  • актуализацию используемого понятийного аппарата;
  • совершенствование информационного взаимодействия и расширение информационного обмена;
  • создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
  • проведение комплексных согласованных и/или совместных межведомственных, профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, специальных операций в целях выявления, пресечения каналов транспортировки наркотиков через государственные границы государств – участников СНГ, выявления лиц, связанных с их незаконным оборотом, пресечения использования банковских, коммерческих и других структур для легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, ликвидации подпольных (нелегальных) лабораторий по производству наркотиков, уничтожения незаконных посевов наркосодержащих культур, популяций дикорастущих наркосодержащих растений, а также пресечения использования возможностей сети Интернет для распространения наркотиков.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о пунктах пропуска через государственную границу от 18 июля 1995 года» выступил первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Гайдукевич О.С.

Протоколом предусматривается изменение статуса пункта упрощенного пропуска Твярячюс (Литовская Республика) – Видзы (Республика Беларусь) – на международный.

Этот пункт пропуска будет открыт для пересечения границы лицами независимо от их гражданства, порожними транспортными средствами и транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров, технически допустимая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, независимо от их государственной принадлежности, а также для перемещения товаров для личного пользования, предусмотренных правовыми актами, действующими на территориях государств договаривающихся сторон.

Протоколом предусматривается также упразднение пунктов упрощенного пропуска Уряляй (Литовская Республика) – Клевица (Республика Беларусь) и Приенай (Литовская Республика) – Кемелишки (Республика Беларусь).

Упрощенный пункт пропуска Адутишкис (Литовская Республика) – Мольдевичи (Республика Беларусь) после его обустройства и создания необходимой инфраструктуры будет действовать в режиме международного автодорожного пункта для пропуска порожних транспортных средств.

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Старовойтова И.А. доложила о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в сфере высшего и послевузовского образования». С содокладом по этому вопросу выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А.

Соглашение определяет основные направления сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования: получение образования гражданами Беларуси и Сирии, обмен визитами педагогических работников и обучающихся, изучение языка и культуры в вузах обеих стран, развитие прямых контактов между вузами.

Документом закрепляется порядок осуществления визитов педагогических работников, обмена обучающимися первой и второй ступеней высшего образования и первой ступени послевузовского образования. Установлен объем обязательств сторон по приему участников обменов, определен порядок финансирования расходов на обучение/стажировку, выплату стипендий, проживание и медицинское обслуживание обучающихся, а также оплаты расходов на проезд и пребывание участников визитов.

Действие Соглашения не распространяется на учреждения высшего образования, в которых осуществляется подготовка кадров для вооруженных сил, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям двух стран, а также на учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры».

И.А.Старовойтова также представила проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении». Ее информацию дополнила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Автухова Т.А.

Соглашение разработано во исполнение Плана мероприятий по развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан от 2 ноября 2018 г. в целях повышения уровня и расширения направлений белорусско-узбекского сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров и подписано 1 августа 2019 г. в г. Минске.

Соглашением предусмотрено взаимное признание документов об образовании и обучении, выдаваемых уполномоченными на это органами Республики Беларусь и Республики Узбекистан в целях продолжения образования в учреждениях образования и научных организациях в соответствии с национальными законодательствами государств. При этом допуск к занятию профессиональной деятельностью обладателей документов об образовании, перечисленных в документе, осуществляется в соответствии с присвоенной квалификацией и национальным законодательством государства, в котором испрашивается признание.

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь выступила с докладом по проекту Закона «О ратификации Программы сотрудничества в области образования между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия до 2020 года». С содокладом по этому законопроекту выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Васько М.В.

Программа предусматривает такие направления сотрудничества, как поддержка прямого сотрудничества между учебными заведениями двух стран; обмен информацией по вопросам базового образования, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и молодежи, по вопросам в области инклюзивного, профессионального образования, по применению новых технологий в образовании; содействие изучению национального языка и литературы; признание официальных документов об образовании в соответствии с национальным законодательством и многое другое.

Стороны будут ежегодно обмениваться студентами, магистрантами и аспирантами на паритетной основе и на конкурсной основе. Общее количество участников обмена в каждом учебном году составляет до 10 человек с каждой стороны с периодом обучения 5 месяцев каждый. Участникам программы предоставляется бесплатное обучение на взаимной основе; возможность использования учебных публикаций, научно-технической документации, исследовательского оборудования на тех же условиях, что и для граждан принимающей страны; выплата стипендии участникам обмена в размере, установленном национальным законодательством принимающей стороны.

Программа определяет органы, ответственные за реализацию ее положений – соответствующие министерства Республики Беларусь и Республики Сербия.

Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Кравченко О.И. представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Советом Министров Республики Албания о взаимной отмене визовых требований» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Сыранков С.А.).

Объектом Соглашения являются межправительственные отношения между Республикой Беларусь и Республикой Албания при въезде, пребывании, выезде, перемещении транзитом через территории двух государств их граждан, являющихся владельцами действительных проездных документов, указанных в Приложении к Соглашению.

Стороны обязуются освободить вышеуказанных лиц от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита через территории своих государств на срок не более 30 дней и не более 90 дней в календарном году.

В соответствии с Соглашением каждая сторона оставляет за собой право отказать во въезде или сократить пребывание граждан другой стороны на территории своего государства в связи с национальной безопасностью, общественным порядком и здоровьем граждан.

О.И.Кравченко также выступил с докладом по проекту Закона «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Куба о взаимных поставках от 24 июня 2014 года». Содоклад по законопроекту представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Старовойтова А.В.

Протоколом вносятся изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Куба о взаимных поставках от 24 июня 2014 года, касающиеся актуализации состава исполнителей.

В частности, стороны соглашаются, что в качестве исполнителей от Правительства Республики Беларусь будет действовать открытое акционерное общество «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы», от Правительства Республики Куба – Центр генной инженерии и биотехнологий (CIGB), Центр молекулярной иммунологии (CIM), Центральная компания по поставкам и продажам тяжелого транспортного оборудования в части запчастей (TRANSPORT).

Реализация Протокола позволит продолжить взаимные поставки с Кубой на льготных условиях и будет содействовать дальнейшему продвижению белорусской машиностроительной продукции в Республику Куба. В свою очередь, в Беларусь и дальше будут поставляться востребованные кубинские лекарственные средства.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза» доложил Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Крупко И.И., с содокладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Полякова И.М.

Соглашение устанавливает правила реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и регулирует проведение селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными на территории государств – членов Евразийского экономического союза.

Соглашением определяется необходимость применения единых требований при проведении апробации созданных новых типов, линий (пород) и кроссов сельскохозяйственных животных, проведении молекулярной генетической экспертизы племенной продукции, определении породы племенных животных, полученных при использовании родственных пород, а также при оценке племенной ценности, осуществляемых в порядке и по методике, утвержденным Евразийской экономической комиссией.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)