/ / Общественно-политические
30.01.2020

В Генпрокуратуре предлагают изучить возможность освобождения взяткополучателя от уголовной ответственности

Амнистия для сознавшихся, защита для бдительных и предупреждение дебиторской задолженности: в Генпрокуратуре разработали новые предложения по борьбе с мздоимством. Их будут внедрять в жизнь в течение следующих трех лет.

Коррупция

После тщательного анализа причин, которые приводят к коррупции, Генеральная прокуратура по поручению Президента вместе с другими государственными органами предложила целый комплекс мер по борьбе с этим злом. Он вошел в Программу по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020 – 2022 годы, которую не так давно утвердило Республиканское координационное совещание. В нем не только предложены конкретные мероприятия, но и предоставлена возможность обсуждения того, как дальше будет совершенствоваться борьба с неприглядным явлением. Некоторые идеи высказаны в качестве предложений, а это значит, что над ними предстоит еще тщательно поработать всем заинтересованным сторонам. Об отдельных пунктах комплекса мер нам рассказал Игорь Грейбо, начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры. Говоря об инициативах, он подчеркнул: основной акцент сделан не на ужесточение наказания за совершенные противоправные действия, а на предупреждение и недопущение мздоимства.

Шаг от дебиторки до коррупции

Одно из первоочередных мероприятий – анализ законодательства о банкротстве, а также изучение практики погашения просроченной задолженности между государственными и негосударственными организациями. Прокуроры полагают, что это поможет снизить риски. Такую идею подсказало сообщество предпринимателей. «Нельзя сказать, что во всех дебиторских задолженностях или ликвидациях виновата коррупция, – отмечает Грейбо. – Но вместе с тем случается, что антикризисные управляющие в угоду своим интересам злоупотребляют полномочиями и совершают коррупционные преступления». Дебиторская задолженность – наболевший вопрос для многих белорусских предприятий. Причем не только государственных. «Частные компании порой долго не могут дождаться выплаты за свои услуги от государственных организаций. И здесь также возникают коррупционные риски – государственный служащий может начать вымогать взятку с частника за то, чтобы организация поскорее с ним рассчиталась». А бывает, что и наоборот. Чтобы исключить такие ситуации, законодательство может быть пересмотрено.

Сознался? Свободен

Есть еще одна задумка. Она касается коррупционеров, у которых все же проснется совесть. Грейбо анонсирует: планируется внимательно изучить возможность освобождения взяткополучателя от уголовной ответственности, если он добровольно сообщил в компетентные органы о содеянном. Сделать это он должен в кратчайшие сроки, еще не успев совершить никакого иного противоправного деяния. Важное условие: коррупционер согласен активно способствовать расследованию и возвратить незаконно полученное. У этой идеи есть не только гуманистическая направленность, но и профилактический момент. Ведь сегодня освобождение от уголовной ответственности для сознавшегося взяткодателя уже предусмотрено. Таким образом, обе стороны лишний раз задумаются, стоит ли совершать противоправное действие и какие последствия наступят для каждого из них. «К тому же, – обращает внимание прокурор, – взяткодатели нередко провоцируют должностные лица на то, чтобы те приняли деньги. И в этой ситуации нужно исходить из понимания того, что же более вредно: чиновник, который получает взятку и за это выполняет незаконные действия, либо же действия взяткодателя, который таким образом пытается решить свою проблему».

Защита для тех, кто помог выявить коррупционера

Те, кто сообщил о мздоимстве, должны быть защищены, уверены в Генеральной прокуратуре. Грейбо считает, что необходимо разработать предложения по изменению законодательства, направленные на защиту лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, а также на обеспечение безопасности их и членов их семей от возможного преследования. «К сожалению, неприятные инциденты случаются, однако о них не говорят. Особенно часто такое бывает в коллективах, когда того, кто сообщил о правонарушении, начинают всячески ущемлять в правах». Возможно, рассуждает прокурор, стоит прописать для таких работников дополнительную юридическую защиту в трудовых взаимоотношениях. При этом уголовный процесс предусматривает процедуру защиты его отдельных участников, отметил прокурор, однако порой этого недостаточно.

Когда лучше не рисковать

«Если кто-то обращается к должностному лицу с какой-либо просьбой, за которую обещает отблагодарить, тем самым создаются коррупционные риски. От них нужно избавляться», – уверен Грейбо. Предлагается рассмотреть вопрос о введении обязанности для госслужащих информировать нанимателя и органы, которые ведут борьбу с коррупцией, о случаях обращения к ним в целях склонения к совершению преступлений. Прокуроры говорят, что подобная практика давно распространена во многих странах Европы. Ведь руководитель должен знать о всех рисках, которые могут возникнуть в организации. Однако Грейбо подчеркивает: это только идея, которую стоит тщательно проанализировать и изучить.

Декларации, администрации, координации

В прокуратуре признают: в координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией существуют некоторые проблемы. В комплексе мер заложена необходимость изучения путей ее совершенствования. Улучшения требует и система подачи деклараций. Ей также уделили внимание в документе. В частности, предлагается обсудить вопрос создания единого специализированного органа по приему и проверке этих документов. «В таком случае декларации возможно будет подавать сразу в электронном виде», – говорит Грейбо. Сегодня в каждой организации есть своя кадровая служба, которая собирает декларации, проверяет их. Но, по мнению прокуроров, далеко не все сотрудники служб относятся к этому процессу так, как полагается. Еще один важный момент, на котором остановился собеседник, касается коррупционных рисков, возникающих при оказании административных процедур. Он уверен: порой на дачу взятки людей толкает сложность при оформлении тех или иных документов. Повысив качество оказания услуг, этих коррупционных рисков можно будет избежать. В завершение беседы Игорь Грейбо особо подчеркнул, что от реализации комплекса мер прокуратура ожидает не только снижения уровня и изменения структуры подобных правонарушений, но повышения правосознания и правовой культуры людей.

ЦИФРА «СБ»

В прошлом году в стране учтено на 4,3 процента меньше коррупционных преступлений (2363), чем в 2018-м (2469). Больше всего таких деяний совершено в сферах промышленности, государственного управления и сельского хозяйства.

Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 30 января 2020 г.