/ / Общественно-политические
27.01.2020

С развитием технологий совершенствуются и способы отъема денег. Что нужно знать, чтобы их не лишиться

Вместе с развитием высоких технологий совершенствуются и способы отъема денег у граждан. Их бы, наверное, охотно включил в свой арсенал сам великий комбинатор! Корреспонденту агентства «Минск-Новости» перед Новым годом от некой «дирекции проекта» с очень длинным и подозрительным адресом стали приходить сообщения такого содержания: «Здравствуйте. Ваш e-mail победил в новогодней акции. Ваш приз (2 000 долларов) уже ждет Вас». И ссылка: «Забрать свой выигрыш».

Деньги немалые, поэтому на наживку так и хочется клюнуть. Всего-то нажать на ссылку!.. Но делать этого, уже знаю, делать не следует. Иначе на ваш компьютер или мобильное устройство может попасть программа-вирус, которая потом будет автоматически считывать конфиденциальную информацию, в том числе секретные пароли, коды, паспортные данные. Поэтому письмо просто удаляю.

Мошенничество с карточками

Есть и другие схемы мошенничества.

– Сейчас у злоумышленников распространен метод так называемой социальной инженерии, – рассказывает заместитель начальника главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Антон Подрез. – Взламывают в соцсетях аккаунты и, к примеру, от имени друга посылают сообщение, мол, срочно нужны деньги, выручи, а я потом отдам, ты же меня знаешь! Просят реквизиты банковской карты либо пароль к интернет-банкингу. И доверчивые граждане на это, увы, ведутся.

– Но ведь можно перезвонить и проверить…

– Общение в соцсетях набрало огромную популярность. Этим и пользуются мошенники. Человек передает реквизиты платежной карты, и злоумышленник спокойно снимает с нее все средства. Еще один способ используют лжепокупатели. Допустим, кто-то разместил объявление о продаже товара. Мошенник звонит по телефону, указанному продавцом, говорит, что хочет купить его товар и готов перевести предоплату. Предоставляет ссылку. По ней продавец переходит на сайт, визуально очень похожий на официальный, а на самом деле фейковый (поддельный), и оставляет там свои персональные данные или реквизиты банковской карты – по сути, передает их злоумышленнику. А тот снимает со счета всю имеющуюся сумму или переводит ее на другой банковский счет. Нельзя использовать ссылки, которые вам предоставляют другие люди. Вы должны сами зайти на банковский сайт, самостоятельно ввести пароль и провести операцию без помощи постороннего человека.

– Есть случаи, когда людям звонят подставные лица якобы из банка и просят уточнить номер их паспорта или личный номер. Особенно доверчивы пожилые люди…

– Такой вид социальной инженерии называется «вишинг». Злоумышленник играет роль представителя банка и предупреждает, например, что со счета собеседника сейчас кто-то снимает деньги. И чтобы отменить операцию, нужно уточнить реквизиты карты и паспортные данные. Люди, недолго думая, все дают. Зря! Необходимо четко усвоить, что банк располагает необходимой информацией о вас и вашей карте, ведь это он ее оформлял и выдавал. Так что если звонят и просят такие сведения, то знайте: это делает не сотрудник банка.

– У человека может быть не одна, а несколько карт в банке…

– Если гражданин интересуется состоянием своего счета, к которому привязана конкретная платежная карточка, банк каким-то образом должен клиента идентифицировать. Для этого, как правило, спрашивают фамилию, имя, отчество и секретное слово, которое гражданин указал в банковском договоре. И все! Никому никогда не сообщайте реквизиты карты, логин, пароль и иные цифровые или буквенные коды. Нельзя также передавать коды, которые банк направляет вам в виде SMS. Ни в коем случае, если вам звонит кто-то от имени банка или иной организации, не называйте паспортные данные.

– Заключая договор с банком, мы доверяем ему все персональные сведения. А где гарантия, что ими не воспользуется недобросовестный работник?

– Что касается безопасности, а также добросовестности персонала, то в каждом банке и во всей системе налажены внутренний контроль и аудит. В штат принимают только проверенных в банковской сфере сотрудников. Конечно, как и везде, здесь не исключен человеческий фактор. Но служба безопасности тщательно отслеживает все ситуации и в случае необходимости контактирует с правоохранительными органами.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой мошенников

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому данные своего паспорта, одноразовые коды SMS, пароли или любую другую информацию, которой могут воспользоваться мошенники.
  2. Если вам кто-то звонит и представляется банковским работником, завершите разговор и перезвоните в банк по телефону, указанному на официальном сайте организации или на платежной карточке.
  3. Не передавайте в руки других людей свой мобильный телефон или следите за действиями, совершаемыми человеком в вашем устройстве.
  4. Не переходите по сомнительным ссылкам и не открывайте вложения из подозрительных писем.
  5. Подключите услугу SMS-информирования, чтобы всегда быть в курсе движения денежных средств на своем счете.

    Любовь Егоренкова, информационное агентство «Минск-Новости»