/ / Общественно-политические
14.02.2020

Коллегия Комитета госконтроля подвела итоги работы за 2019 год и определила основные задачи на 2020 год

Коллегия Комитета государственного контроля подвела итоги работы за 2019 год и определила основные задачи на 2020 год. Заседание прошло 13 февраля 2020 года под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова.

В рамках поставленных Главой государства задач Комитетом госконтроля в 2019 году продолжена работа по смещению акцентов в деятельности контролирующих и надзорных органов на профилактическую работу.

Так, значительно больше внимания уделялось превентивному контролю. В 2019 году на 40 % увеличилось количество мониторингов (1 070, в 2018 году – 756) и на 10 % – аудитов эффективности (131, в 2018 году – 119), по материалам которых субъектам хозяйствования даны рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Изменены подходы Комитета госконтроля к привлечению субъектов хозяйствования к административной ответственности: в 2019 году сумма наложенных административных взысканий уменьшилась на 34,1 %.

При этом число проведенных проверок осталось практически на уровне 2018 года (504 проверки, в 2018 году – 490), а по сравнению с 2017 годом количество проверок сократилось в 2 раза.

Несмотря на смещение акцентов на упреждающий контроль, результативность работы Комитета возросла. По итогам контрольно-аналитических мероприятий взыскано, восстановлено в бюджет и обращено в доход государства 202,7 млн. рублей (на 14,5 % больше, чем в 2018 году). Сэкономлено, предотвращено выплат государственных средств на сумму 362,4 млн. рублей (на 39,4 % больше).

Традиционно Комитет особое внимание уделяет сферам, где используются значительные бюджетные ресурсы.

Среди приоритетных направлений – пресечение необоснованного посредничества в различных отраслях и сферах деятельности (выявлено 63 преступления).

Также в 2019 году проведены контрольно-аналитические мероприятия в сфере эффективности использования государственного имущества и земель, развития жилищно-коммунального хозяйства, строительной и лесохозяйственной отраслей, эффективности использования в г. Минске медицинского оборудования. Проверена деятельность организаций потребительской кооперации; предприятий цементной промышленности и др. Подготовлены заключения об исполнении за 2018 год республиканского бюджета и 4 государственных внебюджетных фондов.

В прошлом году на контроле Комитета находилось выполнение 2828 поручений Президента, затрагивающих буквально все сферы жизнедеятельности страны.

Значимая работа по обеспечению экономической безопасности проводится двумя департаментами Комитета госконтроля: финансовых расследований и финансового мониторинга.

В 2019 году Департаментом финансовых расследований выявлено 658 преступлений, в том числе 272 – относящихся к категории тяжких. Выявлено 122 преступления по фактам уклонения от уплаты налогов; 195 коррупционных преступлений в экономической сфере; 63 преступления, связанных с необоснованным посредничеством; 13 – с легализацией преступных доходов и др.

С использованием информации Департамента финансового мониторинга (ДФМ) правоохранительными и контролирующими органами в 2019 году выявлено 554 преступления, применено финансовых санкций на сумму 35,6 млн. рублей, взыскано в бюджет, обращено в доход государства, предотвращено выплат на сумму 62,8 млн. рублей.

Масштабная работа проведена ДФМ по организации прохождения страной международной оценки национальной антиотмывочной системы (системы противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения). Данная оценка проводилась с сентября 2018 года по ноябрь 2019 года. Отчет Республики Беларусь был успешно защищен на Пленарном заседании Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ЕАГ) и одобрен международной организацией ФАТФ.

За 2019 год проведено 562 прямые и горячие телефонные линии, принято свыше 2,7 тыс. граждан, рассмотрено 7,5 тыс. письменных обращений.

Предстоит завершить начатую в прошлом году работу по созданию системы народного контроля и формированию на этой основе постов и групп внештатных инспекторов. «В стране очень много неравнодушных людей, которые готовы подставить плечо и поделиться информацией о каких-то негативных моментах», – сказал Леонид Анфимов.

Значительная работа велась с высшими органами аудита (ВОА) зарубежных стран. Так, совместно со Счетной палатой России проведен мониторинг исполнения бюджета Союзного государства за 2018 год и первое полугодие 2019 года; совместно с ВОА стран ЕАЭС – проверка соблюдения в 2018 году Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисления в доход бюджетов государств – членов ЕАЭС.

Важные совместные проекты будут реализованы и в текущем году.

Так, Комитет присоединился к международному координированному аудиту соблюдения требований Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Совместно с ВОА стран Восточного партнерства будет проведен параллельный аудит эффективности мер, направленных на профилактику и лечение туберкулеза, других инфекционных заболеваний.

Значимым событием станет проведение в апреле 2020 года в Минске международного симпозиума руководителей контрольных органов Европы и Азии. Одновременно состоится 1-е заседание рабочей группы ИНТОСАИ (международная организация ВОА) по целям устойчивого развития и ключевым индикаторам устойчивого развития. Председатель КГК подчеркнул, что «мероприятия такого масштаба в сфере контрольной деятельности впервые пройдут в Беларуси и значительно поднимут авторитет страны в глазах мирового сообщества».

В 2020 году Комитетом будут проведены контрольно-аналитические мероприятия по следующим вопросам:

  • использование средств, направленных на строительство и ремонт автомобильных дорог; выполнение научных и опытно-конструкторских работ в отраслях хозяйства; развитие картофелеводства, овощеводства и плодоводства; развитие транспортного комплекса г. Минска;
  • эффективность реализации ряда государственных программ;
  • рациональное использование древесных ресурсов и строительство пеллетных заводов в системе Минлесхоза;
  • эффективность функционирования мясной промышленности;
  • использование государственных средств и имущества в банках с государственной формой собственности и др.

По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь