/ / Общественно-политические
29.04.2020

Как по голосу найти преступника – ГКСЭ

Определить по голосу возраст преступника, изменить речь свидетеля, разоблачить лжеминера – специалисты по фоноскопической экспертизе рассказывают о тонкостях профессии.

Фоноскопическая экспертиза

Технологии шагнули так далеко вперед, что сегодня фактически каждый может почувствовать себя первоклассным сыщиком. Например, если приятель, задолжавший солидную сумму, не спешит ее отдавать, наверняка же припрятанный в кармане диктофон поможет вывести хитреца на чистую воду. Почему накопленная инфобаза порой оборачивается против самих владельцев гаджетов? Зачем свидетелям в суде меняют голос? Как на слух определить пол, возраст и эмоциональное состояние преступника? Ответы на эти и многие другие вопросы знают специалисты по фоноскопической экспертизе.

Признаки голоса уникальны

В переводе с греческого «фоноскопия» означает смотреть, рассматривать звук. Первая фоноскопическая лаборатория в нашей стране появилась в 1994 году. С этого момента стало возможным и использование фонограмм в качестве вещественных доказательств. А спустя два года была создана служба фоноскопических исследований при государственном экспертно-криминалистическом центре МВД.

Сегодня всех специалистов страны данного профиля объединяет под своим «крылом» Государственный комитет судебных экспертиз. Фоноскописты проводят исследования по тем видам преступлений, где в материалах дела имеются аудио- или видеозаписи, способные пролить свет на события. Чаще всего такая экспертиза назначается, если речь идет о незаконном обороте наркотиков, заведомо ложных сообщениях об опасности, вымогательстве, убийстве, покушении на убийство, действиях сексуального характера, экономических и прочих преступлениях.

– В нашем регионе фоноскопические исследования проводятся с 2009 года, – продолжает подполковник юстиции Дмитрий Клюев, заместитель начальника управления технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области. – В исследованиях участвуют два эксперта: инженер-акустик и лингвист. Первый визуализирует звук, а второй работает с лингвистическими характеристиками.

Одной из главных функций, которую выполняют фоноскописты, является идентификация. Специалисты определяют, действительно ли голос на записи принадлежит тому или иному человеку.

Признаков, которые позволяют это сделать, насчитывается более 500, поэтому обмануть экспертов невозможно. Даже при том, что утром голос иногда звучит не так, как вечером, а после перенесенной болезни его тембр может поменяться. В конце концов, существуют программы, позволяющие слегка подкорректировать природные данные и превратить привычную хрипотцу, скажем, в бас. Или трубку можно прикрыть тканью.

Но ни первое, ни второе, ни третье не станет преградой для экспертов, которые с легкостью выявят подделку. Ведь большинство признаков голоса, связанных с индивидуальным строением речевого аппарата человека, изменить нереально.

– В моей практике был случай, – подключается к беседе государственный судебный эксперт Виктор Алексеюк. – когда неизвестный мужчина звонил по всем службам и сообщал, что такая-то гражданка незаконно перемещает через границу боеприпасы. Женщину задерживают, но она не понимает, в чем дело. Ей дают прослушать голосовые сообщения. «Так это же мой муж!» – удивляется дама. Выясняется, что пара как раз в стадии бракоразводного процесса. И мужчина таким образом, видимо, решил насолить бывшей. Мы провели идентификационное исследование, которое подтвердило: звонивший действительно муж той гражданки. И эта информация сыграла в ее пользу.

Рабочее место акустика оборудовано по последнему слову техники: микшерный пульт, компьютер, профессиональные наушники. Предусмотрен и соответствующий софт, позволяющий качественно выполнять свои обязанности. Если еще лет 15 назад наличие диктофона и хорошей камеры в мобильном было из разряда фантастики, то уже сегодня характеристики звуко- и видеозаписи гаджетов превосходят самые смелые ожидания.

– Раньше записи были только аналоговые, – подтверждает и Дмитрий Клюев. – Мы брали кассету, оцифровывали ее и исследовали. Кассетные дэки сохранились до сих пор. Практика показывает, что их еще рано списывать со счетов. Бывают случаи, когда приходится прибегать к помощи этих «старичков».

Только представьте себе: лихие 90-е, убийство с целью завладения оружием, дело не клеится и долгое время пылится нераскрытым. Спустя длительное время появляется фигурант, который может быть причастен к преступлению. Материалы поднимают и находят в них кассету.

– Она в ужасном состоянии, – вспоминает собеседник. – Не перематывается и, кажется, вот-вот рассыплется. Велика вероятность, что информация могла быть утеряна из-за размагничивания пленки. Но нам все-таки удалось ее восстановить, оцифровать данные и установить дословное содержание записи. В дальнейшем это помогло следствию раскрыть преступление.

Ухо обмануть можно, программу – нет

Даже небольшой кусочек записи способен сформировать цельную картинку о говорящем: по нему фоноскописты могут определить пол, возраст, уровень образования, психическое и эмоциональное состояние человека.

К слову, весомость последней характеристики часто недооценивают, однако порой именно она является той самой ниточкой, которая позволяет привлечь злоумышленника к ответственности. Как это было, например, в деле о вымогательстве крупной суммы, где один из подозреваемых заявил, что совершал свои преступные деяния под угрозами расправы. Тогда эксперты включили в исследование вопрос об эмоциональном состоянии этого мужчины. Голос его был спокоен и расслаблен, выяснили они, а, следовательно, ни о каком давлении не было и речи.

Впрочем, когда дело доходит до суда, нередки истории, когда это самое давление действительно имеет место быть. Очень часто свидетели или потерпевшие боятся давать показания. В целях их защиты фоноскопист может изменить голоса таких лиц, и для обвиняемого останется тайной, кто же конкретно против него свидетельствовал.

Лингвист, который также принимает участие в фоноскопической экспертизе, оценивает аудитивное восприятие голоса – его тембр, высоту, силу, выразительность, артикуляцию и дикцию.

– Мы немножко зависимы от наших акустиков, потому что программу не обманешь, а человеческое ухо обмануть возможно, – говорит лингвист Юлия Попко, государственный судебный эксперт. – Тем не менее существуют лазейки, на которых диктор может проколоться. Это, к примеру, выбор лексем, слова-паразиты, употребление специфической лексики – жаргона, которая будет индивидуализирующим признаком. Просторечья могут сказать нам о том, что человек, допустим, проживал или проживает в сельской местности. Кроме того, по речи можно судить о ее подготовленности или спонтанности. Диалектные особенности расскажут о местности, где родился или проживает данный диктор.

Иными словами, голос способен либо выдать нас с потрохами, либо, напротив, послужить гарантией невиновности. Как, например, в невероятной истории с банковскими кредитами, которую рассказывает Дмитрий Клюев в качестве наглядной иллюстрации.

– Женщина набрала кредитов на большие суммы и не возвращает, – озвучивает он детали. – Финансовая организация обратилась в милицию, но женщина утверждает, что знать не знает ни о каких кредитах. Тем не менее в банке есть все ее данные. К счастью, в момент оформления велись аудиозаписи, которые и позволили расставить точки над «i». Оказалось, что на записях не ее голос. То есть кто-то воспользовался внешним сходством с женщиной и ее паспортными данными в мошеннических целях. Если бы не эти записи, наверное, практически невозможно было бы доказать невиновность той особы.

«Лжеминер» и все, все, все

Самая короткая фоноскопическая экспертиза была сделана брестскими экспертами практически за пару часов. Речь идет о стандартной «дословке» – ложном сообщении о минировании, поступившем на «102». Но такие случаи, скорее, приятное исключение, большинство экспертиз требуют приличных временных затрат. В минувшем году было произведено 67 экспертиз, но их количество, говорят специалисты ГКСЭ, растет с каждым годом. И связано это с тем, что люди стали больше записывать друг друга.

– Был период, когда фиксировалось очень много заведомо ложных сообщений об опасности, – говорит Дмитрий Клюев. – А один такой звонок очень затратный для государства: нужно эвакуировать людей, останавливать производство, привлекать силовиков. Было решено ввести фоноскопический учет. Поначалу туда ставились «лжеминеры», фигуранты по статьям за убийство, причинение тяжких телесных, мошенничество, вымогательство, терроризм. Сейчас же постановке на такой учет может подвергаться любое лицо, проходящее по делу.

Нина Митюкова, официальный сайт Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь