/ / Общественно-политические
21.04.2020

Комитет государственного контроля – о результатах контрольно-надзорной деятельности за 2019 год

Акценты контрольной (надзорной) деятельности в 2019 году были смещены на профилактику, а добросовестным субъектам хозяйствования обеспечено невмешательство в их работу. Формы и методы работы контролеров коренным образом изменились после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Так, в 2019 году проведено 8,8 тыс. проверок – почти в 7 раз меньше, чем в 2017 году (в 2018 году действовал мораторий на проведение выборочных проверок). Причем в прошлом году 6,1 тыс. проверок (70 %) были выборочными, о проведении которых проверяемые субъекты уведомлялись заранее.

Более трети выборочных проверок (38 %) проведены органами МЧС, 18 % – Минтруда и соцзащиты, по 8 % – инспекциями Госстандарта и МНС, менее 7 % составили проверки органов Минфина, 5 % – территориальных органов Минприроды. Органами Комитета госконтроля проведено около 2 % выборочных проверок.

Планирование осуществлялось с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки, которые определены госорганом и согласованы с Межведомственным советом. Следует отметить, что госорганы пересматривают критерии с учетом практики их использования, что значительно повышает качество планирования.

Благодаря применению риск-ориентированного подхода результативность выборочных проверок составила 98 %.

В 2019 году проведено 2,7 тыс. внеплановых проверок – на 18 % меньше по сравнению с 2018 годом.

Так, в прошлом году в связи с проведением процедур экономической несостоятельности (банкротства) назначено 704 проверки (26,3 % от их общего количества), из них 656 – органами МНС и 48 – Минтруда и соцзащиты.

В рамках проведения государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции проведена 671 проверка (25,1 %), из них 667 –органами Госстандарта и 4 – МЧС.

Наличие у контролирующего (надзорного) органа информации о нарушениях стало основанием для назначения 443 проверок (16,6 %). Наибольшее количество таких проверок проведено органами Комитета госконтроля (190), Минтруда и соцзащиты (136) и Госстандарта (74).

По поручению органов уголовного преследования состоялось 420 проверок (15,7 %), в том числе 30 проверок – в отношении субъектов хозяйствования, со дня регистрации (создания) которых не прошло 2 года. Больше всего проверок провели Транспортная инспекция (134), органы Министерства финансов (94), налоговые органы (54) и органы государственной статистики (41).

Проведение 245 проверок (9,2 % от общего количества) было обусловлено необходимостью оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории (внеплановые тематические оперативные проверки). Проведено 100 проверок (3,7 %), связанных с использованием (расходованием) проверяемым субъектом бюджетных средств, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки. Кроме того, 91 проверка (3,4 %) проведена по иным основаниям (дополнительные проверки, проверки Нацбанка, таможенных органов и др.).

Результативность внеплановых проверок, как и выборочных, составила 98 %, что свидетельствует о веских основаниях для их проведения и грамотном подходе к выбору проверяемых субъектов.

В 2019 году не было зафиксировано ни одной незаконной проверки. Не допущено и случаев прекращения законной работы субъектов хозяйствования. Как следствие, к контролирующим (надзорным) органам в прошлом году не применялись меры административной ответственности, предусмотренные за грубые нарушения при назначении проверок.

В последние годы контролирующие (надзорные) органы особое внимание уделяют профилактике и предупреждению нарушений. Дополнительный импульс этой работе был дан в 2019 году: проведено 176,7 тыс. мониторингов – на 48 % больше, чем в 2018 году.

В основном мониторинги проводили работники органов, контролирующих соблюдение требований законодательства в области безопасности жизни и здоровья населения: Минздрав (42 %), МЧС (21 %), Госстандарт и Минсельхозпрод (по 10 %). По результатам мониторингов субъектам хозяйствования направлено 157,1 тыс. рекомендаций.

Следует отметить, что меры административной ответственности применялись только в случае повторных нарушений. Приходится констатировать, что ответственность бизнеса еще недостаточно высокая – по результатам мониторингов в 2019 году составлено 15,6 тыс. административных протоколов.

Предупредительно-профилактическую направленность имеют мероприятия технического (технологического, поверочного) характера. В 2019 году проведено 156,8 тыс. таких мероприятий, вынесено 46,5 тыс. требований (предписаний) об устранении нарушений, составлено 15,4 тыс. административных протоколов.

Треть всех мероприятий технического (технологического, поверочного) характера приходится на Транспортную инспекцию – это обследование транспортных средств на соответствие требованиям законодательства о транспортной деятельности. Органы государственного санитарного надзора провели около 32 тыс. мероприятий в связи с необходимостью отбора проб. Органами МЧС проведено 17,8 тыс. мероприятий по вопросам обеспечения пожарной и промышленной безопасности, органами энергонадзора – 16,5 тыс. мероприятий, направленных на обследование электро- и (или) теплоустановок, газового оборудования.

Кроме того, контролирующие (надзорные) органы активно вели разъяснительную работу, в том числе на семинарах и тематических телефонных линиях, а также через средства массовой информации.

По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь