/ / Общественно-политические
02.04.2020

В Министерстве образования разработали этический кодекс учителя

В кодексе, разделенном на 4 блока, прописано, как должны вести себя белорусские педагоги.

Правила для учителей были опубликованы на сайте Министерства. До конца февраля все желающие могли предложить свои идеи по данному проекту.

– Перед разработчиками этического кодекса педагога стояла задача определить и прописать множество вопросов. К примеру, каким должен быть настоящий педагог или как вести себя в сложных психологических ситуациях, возникающих в школах, – отметили в ведомстве.

Готовый кодекс состоит из 4-х блоков. В них содержится информация не только о том, какие взаимоотношения должны быть между учителем и учеником, но также внутриколлективные правила.

Этические правила имеют статус закона?

По информации Минобразования, этические правила педагогов – это свод общих требований, которые предъявляются к представителям профессии независимо от того, какую должность они занимают в рамках своей деятельности. Это свод формальных и неформальных принципов, которым должен следовать каждый учитель, свод моральных ориентиров и качеств.

– Считаем, что предлагаемые правила послужат хорошим подспорьем молодым специалистам в начале их трудовой деятельности, – говорят разработчики кодекса. – Примерные этические правила педагогов являются рамочным документом, в котором определяются основные требования к квалификации педагога.

Конфликтов в школе больше не будет?

В Министерстве отмечают, что каждое учреждение образования – это живой коллектив, в котором, безусловно, могут возникать конфликтные ситуации. Важно, чтобы каждый наставник был вежливым и тактичным, добросовестно выполнял свои обязанности и тем самым подавал пример ученикам и коллегам.

– Педагоги должны выбирать профессию по призванию, а значит, не должны позволять себе создание конфликтных ситуаций, в том числе и по отношению к своим ученикам, их родителям и коллегам, – настаивают разработчики проекта. – Принятые правила, очевидно, будут способствовать предотвращению конфликтных ситуаций в учреждениях образования.

Как восприняла проект общественность?

– Правила были опубликованы для широкого обсуждения на сайте Минобразования. Все желающие могли высказаться по поводу данного проекта до 1 марта, – напомнили в ведомстве.

Разработчики также отметили, что споров было много, но в результате значительную часть педагогов удалось психологически подготовить к введению этих норм – они восприняли их как ответ на вызовы времени.

– Проанализировав все 4 части документа, можно понять, что в нем нет особых изменений и нововведений. Эти правила – своего рода напоминание о функциях педагога, – сказали разработчики.

О чем говорит кодекс?

Документ, к примеру, рекомендует учителям поддерживать уважительные отношения в трудовом коллективе и по отношению к ученикам. Педагоги не могут допускать высказываний, унижающих коллег, учеников, их законных представителей, а также злоупотреблять своим служебным положением. Они обязаны противодействовать коррупции. Кроме того, наставникам нельзя обсуждать свою деятельность и работу коллег во Всемирной паутине. Не стоит также забывать об ответственности за оставленные там комментарии как об учреждении образования, так и о системе в целом.

– С учетом того, что в последнее время нередко возникали конфликты между учителями и школьниками, один из пунктов, напоминающий о необходимости корректно разрешать различные спорные вопросы и ситуации, будет очень актуальным, – отмечают в Министерстве.

В документе не обошли стороной и отношение к критике, которую каждый педагог должен уметь воспринимать спокойно, и объективность при выставлении отметок.

– В кодексе, в том числе, напоминается, что нельзя подвергать учеников публичной критике, что недопустимо применять физическое, психологическое, моральное насилие, – отмечают разработчики.

В то же время учителя должны защищать авторитет – как свой, так и коллег. То есть унижение и обсуждение других сотрудников в присутствии детей, их родителей неприемлемо.

В одежде, как и ранее, советуется придерживаться делового стиля.

Из пункта, описывающего взаимоотношения учителей и родителей учеников, можно выделить тот, где педагогу рекомендуется быть открытым для общения с законными представителями школьников и, естественно, доброжелательно к ним относиться.

Отмечается и то, что организационная, финансовая или любая другая помощь, которая оказывается школе родителями учащихся, не должна влиять на отношение к детям.

Предполагается, что внедрение кодекса поможет сохранить авторитет учителя и корректно разрешать спорные вопросы, возникающие в учебном процессе.

Виктория Якимова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси