/ / Общественно-политические
06.09.2019

Новые требования к составу и терминология: производителей косметики и парфюмерии ждут изменения

Сегодня парфюмерно-косметической продукции на полках не счесть, постоянно появляются новые наименования, вносятся изменения в рецептуру уже выпускаемых видов. Ведутся исследования по воздействию на здоровье человека парфюмерно-косметической продукции и ингредиентов, входящих в ее состав. По результатам таких исследований принимаются новые требования к продукции. К слову, с 6 мая 2020 года вступят в действие изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», разработанные белорусскими специалистами. Как они повлияют на рынок, на производителей и на потребителей, рассказала ведущий инженер по стандартизации Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) кандидат химических наук Татьяна Королькова.

Косметика

Умный подход

Когда начинался процесс создания технического регламента Таможенного союза на парфюмерно-косметическую продукцию, в Беларуси уже был утвержденный национальный технический регламент в этой области. Поэтому именно наша страна отвечает за регламент по парфюмерно-косметической продукции и возглавляет рабочую группу по разработке изменений, в которую входят представители стран Евразийского экономического союза.

Основные нововведения связаны с требованиями к составу продукции. Так, обновлены перечни веществ, запрещенных и разрешенных к использованию с учетом ограничений, а также перечни красителей, консервантов, УФ-фильтров, разрешенных к применению в парфюмерии.

При их актуализации учли 26 изменений и 5 правок, внесенных за последние шесть лет в европейский регламент по косметике, с которым гармонизирован технический регламент Таможенного союза.

– Ингредиенты, из которых изготавливается продукция, все время исследуются. Вносятся коррективы, что-то запрещается, меняется концентрация веществ, появляются новые требования к маркировке. Чтобы не создавать технические барьеры для наших изготовителей при выпуске и экспорте продукции, нужно учитывать и требования в Европе, – объясняет Татьяна Королькова.

По ее словам, многие производители изменений очень ждали. Например, скорректированы требования, которые касались водородного показателя (pH) в отдельных наименованиях: жидкой туши, косметических кремах, пилингах. Кроме этого, выделена продукция, для которой данный показатель не регламентируется. Это обусловлено развитием технологий, усовершенствованием процесса производства продукции, методов ее контроля и исследований.

В регламент также вводятся новые термины: парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара, продукция с микробиологически низким риском, стерильная парфюмерно-косметическая продукция. Благодаря им появится однозначное понимание требований регламента всеми заинтересованными сторонами. Татьяна Владимировна уточняет:

– Ранее использовались термины «ампульная» и «стерильная косметика». Однако привязка к упаковке ампулы здесь некорректна, так как ампульная косметика не обязательно стерильная. Она может быть с консервантами в составе и без них. В свою очередь, стерильная косметика может быть не только в ампулах, но и во флаконах. Поэтому надо было корректировать эти понятия. В результате термин «ампульная косметика» исключен. А термин «стерильность» используется в тех случаях, когда производитель не использует консерванты и хочет продлить срок годности. Упаковки со стерильной косметикой, как правило, с разовой дозой.

Появился и новый термин – «продукция с микробиологически низким риском». Это продукция, в которой нет необходимости проверять микробиологические показатели: твердое мыло, парфюмерия и так далее. При создании нового изделия изготовитель определяет, относится ли его новинка к такой продукции. Если нет, то тогда необходимо провести испытания по микробиологическим показателям, предусмотренные техрегламентом.

Полное досье

Нововведения призваны каждую характеристику, написанную на упаковке парфюмерно-косметической продукции, в соответствии с законодательством подтверждать документами. В техрегламенте появилось тринадцатое приложение, разработанное на основании европейской аналогичной директивы по маркировке косметики. В нем оговорены критерии вынесения информации на упаковку.

– Некоторые производители делают указание – без антибиотиков, но это уловка: регламентом запрещено использовать антибиотики в косметике. Как и гормоны. В приложении указаны критерии, на основании чего можно писать тот или иной текст в маркировке, – рассказывает Татьяна Королькова и приводит пример: – Если на упаковке написано просто «крем от морщин», значит, он содержит какие-либо экстракты или ингредиенты, улучшающие упругость кожи. Но если указано, что крем уменьшает морщины или сокращает их количество, например, за один, два месяца, в таком случае должен быть протокол об испытаниях продукции, подтверждающий заявленные в маркировке свойства.

Более чем в три раза увеличилось второе приложение, в которое включены вещества, разрешенные к использованию с определенной концентрацией и в конкретных продуктах. Например, в него вошли некоторые красители, используемые в красках для волос. И здесь внимательным нужно быть потребителю. Для таких красителей на этикетке обязательно должна быть фраза, что временные татуировки черной хной могут увеличить риск аллергии.

Требования, которые вступят в действие в мае следующего года, полностью соответствуют европейским по состоянию на 1 января 2019 года. Наши изготовители – экспортеры косметической и парфюмерной продукции постоянно отслеживают все изменения в регламенте ЕС и корректируют рецептуры. И если внесенные в нее изменения не оказывают влияния на показатели безопасности и не меняют названия продукции, то в этом случае проводятся только испытания продукции, изготовленной по новой рецептуре. Если все успешно, то протокол испытаний подшивается в досье и выпуск продукции продолжается.

Вероника Малышиц, «Рэспубліка», 6 сентября 2019 г.