/ / Общественно-политические
14.10.2019

Изменить голос свидетеля, определить возраст преступника на слух и разоблачить пародиста: фоноскопист – о своей уникальной профессии

Редкий детективный сериал обходится без тайных переговоров, прослушки и прочих шпионских штучек. Насмотревшись голливудских фильмов, некоторые люди воображают себя их героями и пытаются переносить все это в жизнь. Записывают друг друга на диктофоны, прослушивают своих вторых половинок и пытаются изменить голос с помощью различных программ. Оттого работы у фоноскопистов всегда полно. Таких специалистов в недавнем прошлом было всего несколько на всю страну. Один из них – Сергей Лячканов. Корреспондент «Р» пообщалась с представителем редкой профессии и узнала, как фоноскопистам удается определять пол, примерный возраст, социальный статус, уровень образования говорящего и даже его ориентировочное место жительства по одному лишь голосу.

Сергей Лячканов, ведущий государственный судебный эксперт отдела фоноскопического учета и диагностики центрального аппарата ГКСЭ

Все по науке

В состав фоноскопической группы входят двое: инженер-акустик и лингвист. Первый изучает технические параметры звука, второй – лингвистические.

– Первые фоноскопические экспертизы в качестве доказательств в уголовных делах были сделаны в послевоенные годы. В советское время основные центры фоноскопии находились в Москве и Петербурге. После распада Союза нашей стране пришлось практически с нуля создавать собственные фоноскопические лаборатории при структурах МВД и Минюсте. Первые из них появились в 1994 году. В 2013-м создан Государственный комитет судебных экспертиз, который объединил под своей крышей всех фоноскопистов страны, – делает краткий экскурс в историю профессии ведущий государственный судебный эксперт отдела фоноскопического учета и диагностики центрального аппарата ГКСЭ Сергей Лячканов.

По первому образованию он радиоинженер. После армии пришел в структуру МВД. Начинал с обычного участкового инспектора, потом заочно окончил юридический факультет БГУ и стал следователем. Но страсть к техническим наукам не отпускала. Вскоре он перешел в экспертную службу. Кстати, сюда не попадают прямиком со студенческой скамьи. Будущие эксперты проходят тщательный отбор, а затем – курс спецподготовки. Год, а то и два дипломированные специалисты дополнительно к университетским знаниям изучают десятки наук, от основ уголовного права до теории речеобразования.

– В 1990-е годы записи были аналоговыми, каждую приходилось отцифровывать вручную. Вот на таком магнитофоне, – Сергей Лячканов похлопал ладонью раритетный TASCAM, который до сих пор хранит в кабинете. – Специальные программы, которые вычисляют основные характеристики голоса, были и раньше. Но компьютеры в то время работали очень медленно. Сейчас благодаря современной технике этот процесс занимает секунды.

Технологии анализа аудиофайлов совершенствовались, а вместе с ними и способы подделки голоса. Сегодня существуют мобильные приложения, с помощью которых можно подделать голос любого человека. Системе достаточно минутного образца. На его основе она придаст записи характеристики нужного голоса. Так что не стоит удивляться, если вам, добропорядочному супругу, присылают запись вашего звонка несуществующей любовнице и угрожают показать жене, если не раскошелитесь. По словам фоноскопистов, голосовые фильтры в мобильных приложениях действительно помогают изменить голос, но даже такой подделкой голоса обмануть экспертов будет сложно.

Работа у фоноскописта непростая. В отличие от отпечатков пальцев и ДНК, голос с возрастом может меняться. Утром он звучит совсем не так, как вечером, по-разному он слышится в квартире и в лесу, в морозную и жаркую погоду. Да и вообще вариативен – дважды одинаково произнести одну фразу мы не сможем. Даже схожие на слух голоса близнецов разнятся.

– Раньше магнитом размагничивали ленту, теперь пытаются монтировать аудиофайл в различных редакторах. Обычно для подделки записи используют монтаж, удаление части фонограммы, соединение и перестановку слов, – перечисляет самые распространенные способы подделки аудиозаписи начальник отдела фоноскопического учета и диагностики Евгений Игнатеня. – Определяем наличие монтажа, который всегда подразумевает какие-то паузы, щелчки или несоответствие фраз контексту. Бывает, одна из сторон утверждает, что не говорила ничего из представленного на записи, и мы подтверждаем наличие признаков монтажа экспертизой.

Наделали шуму

Мы сидим в кабинете, через который прошло не одно громкое дело: взятки, мошенничества, угрозы. Сергей Лячканов – один из тех, кто занимался нашумевшим делом банды Морозова. На счету гомельских гангстеров более шестидесяти эпизодов различных преступлений, среди которых четырнадцать убийств, пять покушений на убийство, изнасилования, вымогательства, поборы с предпринимателей, незаконное использование оружия. Свидетели боялись давать показания. Для их защиты фоноскописты с помощью специальной программы изменяли их голоса.

Фоноскопист работает с любыми видами записи, будь то голос на автоответчике или видеофайл. Но, как показывает житейский опыт, в пылу ссоры оппоненты чаще хватаются за диктофоны. Интересуюсь, почему записанный на диктофон собственный голос кажется нам писклявым, низким и совсем не нашим?

– Мы воспринимаем свою речь не только внешне через уши, но и изнутри через ткани головы к среднему уху, через которое звуковые сигналы передаются в головной мозг. А голоса других людей или свой голос в записи мы слышим только через уши. Поэтому собственный голос на записи кажется таким непривычным, – углубился в анатомию Сергей Лячканов.

Дело техники

Микшерный пульт, компьютер, студийные мониторы, наушники – так выглядит стандартное рабочее место фоноскописта. При проведении исследований он использует специальные компьютерные программы. Они визуализируют звук и точно измеряют его параметры. Однако компьютер не даст ответов на все вопросы. Только фоноскописты могут принять окончательное решение, проанализировав данные.

Для инженера-акустика достаточно десятисекундной записи, для лингвиста нужен фрагмент побольше, в котором проявятся особенности речи. Трехминутной записи, чтобы определить возраст, родной язык и уровень образования говорящего, специалисту должно хватить. По акценту эксперты легко определяют национальность человека, а по диалекту узнают, из какой области страны он приехал. Они могут установить, что диктор находился под воздействием алкоголя или наркотиков. Состояние и эмоции выдают мельчайшие изменения темпа и интонаций голоса, которые уху без аппаратуры неуловимы. Имеет значение содержание разговора. Если на записи голос перечисляет список покупок в магазине, то вряд ли фоноскописты сумеют многое сказать о его владельце.

Иногда люди пытаются изменить голос. Прикрывают тканью телефонную трубку, вдыхают гелий… Однако большинство признаков все равно остаются неизменными.

– Возьмем такой признак голоса, как среднее значение частоты основного тона, – вдается в детали Сергей Лячканов. – Допустим, одинаковые будут встречаться у каждого десятого мужчины. Два признака совпадут уже реже, например, у каждого пятого. Всего таких признаков около пятисот. Мне необходимо установить такой комплекс совпавших признаков, который по теории вероятности и математической статистике может принадлежать только одному человеку. Если кто-то намеренно искажает свой голос, то он может изменить часть признаков, например, сто. При сравнительном анализе они не совпадут. Но четыреста ведь останется.

Хорошая попытка, кэп!

У каждого из нас свои особенности и манера речи. Именно умением их копировать и измеряется талант пародиста. Однако фоноскопист анализирует те параметры речи, которые зависят от индивидуального строения речевого аппарата и органов дыхания (легких, гортани, голосовых связок, размера и формы рта, особенностей строения зубов). Если человек и способен скопировать манеру речи, то изменить свой речевой аппарат он не в силах. Поэтому опытный фоноскопист без труда отличит голос Николая Баскова от голоса Максима Галкина, пародирующего певца.

Инна Горбатенко, «Рэспубліка», 12 октября 2019 г.
(фото – Александр Кулевский)