/ / Общественно-политические
04.10.2019

Почему наши туристы стали чаще страховаться от невыезда, и какие меры защиты от краха туроператоров скоро предложит государство?

Новость, взбудоражившая мировой туррынок, недавно пришла из Великобритании. Старейший туроператор планеты Thomas Cook, проработавший 178 лет и внедривший понятие турпакетов, не выдержал конкуренции с лоукостами и сервисами онлайн-бронирования и объявил себя банкротом. В мгновение ока более 600 тысяч туристов не смогли продолжить свой отдых или вылететь на родину. Из них 160 тысяч – граждане Соединенного королевства, которое заявило, что возьмет на себя все расходы по возвращению людей домой. Спасательную операцию предварительно оценили почти в 700 миллионов евро. В то же время без работы остались примерно 20 тысяч человек. В контексте таких финансовых бедствий и катастроф сам собой встает вопрос: если уж мировые гранды туриндустрии идут на дно, не повторят ли его судьбу компании, обороты которых в десятки, сотни и тысячи раз меньшие, и чего ждать нашему рынку?

Отдых

Поменьше форс-мажоров

По словам замдиректора Департамента по туризму Минспорта и туризма Виталия Грицевича, ситуация с британским туроператором на нашем рынке не скажется.

– Насколько мне известно, напрямую с Thomas Cook у нас не работали: просто выходило дороже, – пояснил он. Впрочем, Виталий Грицевич не исключает вероятности, что среди множества застрявших на отдыхе туристов могут оказаться и белорусы. Но это будут, скорее, единичные случаи. Кто-то мог купить проживание в отеле или перелет через иностранные компании-партнеры.

В России, например, работают «дочки» британского туроператора – компании «Интурист» и «Библио-Глобус». Как на их бизнесе отразился крах материнской структуры? Первая продолжает работать в обычном режиме. Причина – в финансовой независимости от «родителя»: операционная деятельность, размещение и перевозка туристов велись самостоятельно. Что касается второй компании, о покупке которой объявили в марте, то она находится вне сферы влияния британцев: сделка еще не закрыта. В любом случае, обе компании действуют в российском юридическом поле, их работа застрахована и они сделали отчисления в резервный фонд экстренной помощи туристам.

В нашем случае ситуация принципиально отличная. Действовать в юридическом поле страны, в которой работаешь, – один из посылов новой редакции Закона «О туризме». Одна из его норм гласит: чтобы зарубежный туроператор мог у нас функционировать, он обязательно должен быть резидентом страны. А значит, действовать по белорусским правилам.

– И тогда, что бы ни случилось, мы сможем защитить своих туристов. Сейчас, увы, мы время от времени тоже имеем возможность наблюдать обиженных людей, которые не могут получить защиту, – поделился мнением замминистра спорта и туризма Михаил Портной. Пока же из-за упрощения требований к туркомпаниям наш рынок то и дело штормит. В прошлые годы ситуации, когда туркомпания объявляла о банкротстве, оставляя «с носом» своих клиентов, были не редкостью – достаточно вспомнить историю с компанией «Натали Турс». Впрочем, из непредвиденных уроков выводы сделаны. В частности, еще одно из грядущих требований ко всем игрокам – обязательно числиться в турреестре.

Новый вариант закона «О туризме» проходит сейчас правовую оценку в Комитете госконтроля. Далее он будет направлен в Правительство.

– Мы в конце этого пути, – так охарактеризовал положение дел заместитель Министра. Одна из самых обсуждаемых норм – создание фонда персональной ответственности туроператора – практически в последний момент после согласований с деловыми союзами и ассоциациями претерпела изменения.

Когда решали, какой должна быть сумма, исходили из ситуации с «Натали Турс». Хотелось бы, чтобы фонд аккумулировал сумму, эквивалентную ущербу в этом деле, – примерно 800 тысяч евро. Для такого наполнения предлагается установить взнос в размере 0,2 процента от оборота туроператоров. Хотя в других странах, например в России, доходит до 7 процентов. Несмотря на то что мы идем по пути гармонизации законодательств, здесь мы остались при своем мнении, – отметил Михаил Портной.

Ожидается, что фонд персональной ответственности будет работать при общественных объединениях и аккумулировать отчисления, чтобы в случае форс-мажора иметь возможность вернуть туристов на родину и компенсировать затраты еще не выехавшим.

Подстелить себе соломки

Сегодня туристу застраховаться от мошенничества или банкротства турфирм невозможно. Но похоже, что после череды ЧП наши граждане не прочь прибегнуть к ряду других необязательных страховых услуг для путешественников. Например,застраховаться от случая невыезда. Тогда возмещаются часть стоимости путевки, которая не возвращается турфирмой, стоимости билета, покрываются расходы на услуги визового центра, оплату консульского сбора и др.

– Страховым случаем, если вы застраховались от невыезда, могут быть признаны различные события, – поясняет начальник управления медицинского страхования Белгосстраха Людмила Кулак. – Например, если кому-то из близких родственников – родителям, детям, супругу, родным братьям и сестрам, внукам или дедушке с бабушкой – вдруг отказали в выдаче визы. Зачастую в такой ситуации семейная поездка ставится под вопрос. Кстати, не стоит ожидать выплаты при повторном визовом отказе. Что любопытно: страховая компания может не захотеть продавать полис от невыезда человеку, в биографии которого есть хотя бы один отказ.

Страховка действует и в случае, если туриста или его ближайшего родственника экстренно госпитализировали или, чего хуже, кого-то из них не стало. Если же в поездку собираются двое друзей и один из них попадает в больницу, то затраты компенсируют только пациенту. Второму придется решать: ехать самому или остаться, но потерять деньги.

Бывает, что перед поездкой могут украсть документы, произойдет пожар в квартире, потоп в доме, машину угонят – человеку тогда становится не до развлечений. Еще из непредвиденностей, из-за которых можно остаться без отдыха, – вдруг на работе не пустили в отпуск, призвали на военные сборы или пришлось участвовать в следствии или судебном разбирательстве. А вот задержка или отмена рейса, в том числе из-за технических неисправностей транспорта, не являются страховыми случаями. Как и вариант, когда турист добровольно решил не ехать в страну, где недавно произошло, например, землетрясение или есть угроза военных действий.

Неожиданности бывают разные, и туристы не прочь подстелить соломки. Правда, надо учитывать ряд нюансов. Страховку от невыезда можно оформить максимум через две недели с даты полной или частичной оплаты путевки. В случае самостоятельного путешествия – не позднее 14 дней со дня оплаты проживания в гостинице или стоимости билетов.

А какова цена вопроса?

– Для расчета размера страховой суммы необходимо исходить из стоимости тура, перевозки, консульского сбора и прочих дополнительных услуг. Помимо этого, турист может комбинировать в договоре страхования пакет рисков, от которых он желает застраховаться, – обращает внимание на нюансы Людмила Кулак.

Специалист привела такой пример: мы имеем 15-дневный тур на август стоимостью тысяча долларов в эквиваленте, купленный во время раннего бронирования в январе. Страховка от отмены поездки для одного взрослого будет стоить 13 долларов. Можно застраховаться и на случай досрочного возвращения на родину: полис покроет репатриацию останков и медтранспортировку. При установлении страховой суммы 3 тысячи долларов взнос составит всего 6. Понятное дело, при страховании сразу нескольких рисков выйдет дешевле. Согласитесь, не такие уж большие деньги за спокойствие.

– Неудивительно, что за 9 месяцев с начала года мы заключили в общей сложности 3749 договоров с клиентами, а число застрахованных лиц превысило 10,55 тысячи. Для сравнения, за весь прошлый год было 3224 договора и 8,85 тысячи застрахованных, такие цифры озвучила представитель Белгосстраха.

Мария Друк, «Рэспубліка», 4 октября 2019 г.