/ / Общественно-политические
02.10.2019

Зачем Нацбанк создает правовое поле для появления рейтинговых агентств?

Опыт использования рейтингов, присвоенных белорусским эмитентам, у нас сегодня незначителен, а практика получения рейтингов по национальной шкале и вовсе отсутствует. Некоторые участники финансового рынка обращают внимание на возможность использовать международные кредитные рейтинги. Создание необходимых условий для функционирования национального рынка рейтинговых услуг – одно из мероприятий по реализации стратегии развития финансового рынка до 2020 года. О том, что нужно для создания рейтингового агентства в стране, рассказала главный специалист управления развития инвестиционных операций Национального банка Надежда Веренько.

Рейтинг

Без предвзятости и конфликтов

– Надежда Александровна, в чем особенности создания рейтингового агентства и какие требования к нему предъявляются?

– Рейтинговое агентство создается в форме хозяйственного общества. И соответственно, к нему будут предъявляться все действующие нормы законодательства о хозяйственных обществах. Кроме того, учитывая важность рейтинговой деятельности для финансового рынка, регулятором установлены требования как для участников (учредителей, акционеров), органов рейтингового агентства, так и для их работников.

Например, одной из норм определено: участниками (учредителями, акционерами) рейтингового агентства не могут быть лица, у которых доля участия в других рейтинговых агентствах превышает 10 процентов. Кроме того, определены требования и особенности функционирования рейтингового комитета и методологического комитета рейтингового агентства. Также установлен и ряд других требований.

– Кому не вправе присваивать рейтинги агентство?

– Для недопущения возникновения предвзятости или возникновения конфликта интересов рейтинговое агентство не присваивает кредитные рейтинги и прогнозы по ним, а также иные рейтинги своим дочерним, зависимым хозяйственным обществам, организациям, в которых руководители или работники рейтингового агентства являются членами органов управления, организациям – кредиторам рейтингового агентства и др.

– Какие услуги смогут оказывать агентства, а какие нет?

– Здесь мы учитывали в том числе и международный опыт. Принято решение, что рейтинговое агентство может совершать рейтинговые действия и оказывать услуги, связанные с кредитными рейтингами, оказывать дополнительные услуги. К дополнительным мы отнесли услуги по составлению прогнозов конъюнктуры на различных сегментах рынка, оценке деятельности организаций, исследовательские услуги, услуги по проведению учебных семинаров. Единственное условие – дополнительные услуги рейтинговое агентство согласовывает с Национальным банком.

Кроме того, во избежание конфликта интересов определено, что рейтинговое агентство не вправе оказывать консультационные услуги, а также совмещать рейтинговую деятельность на территории страны с иными видами предпринимательской деятельности.

Оценка имиджа

– В чем особенность присвоения суверенных кредитных рейтингов?

– В связи с тем что присвоение суверенных кредитных рейтингов играет важное значение и несет определенную имиджевую и инвестиционную составляющую для страны, нами определено, что присвоение суверенных кредитных рейтингов Республике Беларусь, административно-территориальной единице и (или) эмитируемым ими финансовым инструментам осуществляется рейтинговым агентством только по запросу уполномоченного лица получателя рейтинга. В данном случае таким лицом от имени страны определено Министерство финансов.

Что касается общих для суверенных кредитных рейтингов условий. Если суверенный кредитный рейтинг был пересмотрен и раскрыт ранее установленной календарем даты его пересмотра и раскрытия, то информация о причинах такого отклонения раскрывается рейтинговым агентством. Также оно информирует о причинах отклонения, если суверенный кредитный рейтинг не был пересмотрен и раскрыт им на установленную календарем дату.

Мы определили требования к раскрытию информации.

– А какую информацию должны раскрывать рейтинговые агентства?

– На своем сайте рейтинговое агентство раскрывает общую информацию о себе как о хозяйственном обществе. Тут указываются органы управления, структура, методология, политика ценообразования. Также раскрывается информация о финансово-хозяйственной деятельности, об осуществляемых услугах. Но когда мы говорим о раскрытии методологии, то это не значит, что они должны раскрыть все детально. Потому что методология – это та особенность, которая выделяет рейтинговое агентство среди других. Наша позиция как регулятора – в данном случае необходимо представлять только ключевые позиции.

Информацию о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, включая представление отчетности, рейтинговое агентство, являющееся эмитентом ценных бумаг, раскрывает в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

– Как будет составляться и представляться отчетность о деятельности агентств?

– Здесь мы исходим из того, что пока находимся на этапе становления рейтинговой деятельности. И поэтому Национальный банк определил следующий порядок представления отчетности и иной информации для рейтингового агентства. Во-первых, это отчет о деятельности рейтингового агентства за шесть месяцев и в целом за отчетный год. Кроме того, рейтинговое агентство вместе с отчетом о своей деятельности за год будет представлять и годовую бухгалтерскую отчетность. Во-вторых, в рамках осуществления деятельности рейтинговое агентство будет представлять в Национальный банк оперативную информацию.

Под сохранностью и защитой

– Предусмотрены ли основания для приостановления деятельности агентств?

– Определено, что Национальный банк приостанавливает деятельность рейтингового агентства до полного устранения нарушений, если рейтинговое агентство два раза в течение календарного года не выполняет предписаний об устранении нарушений требований к осуществлению рейтинговой деятельности, которые четко определены регулятором.

В частности, регулятор направит предписание, если агентство будет оказывать консультационные услуги или не примет мер по защите информации и не обеспечит сохранность информации, полученной в процессе осуществления рейтинговой деятельности. В агентстве должна быть налажены система и должно быть создано специальное подразделение, которое отвечает за сохранность и защиту информации. Потому что, работая с объектом рейтингования, в агентство поступит информация, которая составляет и коммерческую тайну, и раскрывает какие-то перспективы данного объекта. Поэтому установлены соответствующие требования, как должна сохраняться и обрабатываться поступающая информация.

Кроме того, регулятором определено условие, при котором рейтинговое агентство отступает от своей методологии, а также определены случаи, когда рейтинговое агентство не присваивает кредитные рейтинги и прогнозы по ним, а также иные рейтинги. И нарушение данных норм также повлечет за собой направление Нацбанком соответствующих предписаний.

– Какие требования предъявляются к рейтинговому аналитику?

– Учитывая сложный, требующий определенных знаний процесс осуществления рейтинговой деятельности, а также в целях недопущения определенного «давления» и предвзятости Национальным банком установлены квалификационные требования, требования к стажу для рейтинговых аналитиков и ведущих рейтинговых аналитиков. Но с учетом специфики своей деятельности рейтинговое агентство вправе предъявлять и дополнительные квалификационные требования к рейтинговым аналитикам и ведущим рейтинговым аналитикам.

– В чем особенность методологии рейтинговых агентств?

– Как я уже говорила, методология – это изюминка рейтингового агентства, которая выделяет его среди других. И поэтому регулятор определил лишь общие требования. Методология содержит описание ключевых количественных и качественных факторов, определяющих характеристики, по которым будет проводиться оценка. Кроме того, она основывается на информации, которая получена агентством в соответствии с требованиями законодательства, содержит основания ее пересмотра для поддержания актуальности. Рейтинговое агентство может иметь одну или несколько методологий, необходимых для осуществления своей деятельности.

И здесь будет правильным обратить внимание на следующее. Допуск рейтингового агентства будет осуществляться через аккредитацию. И при подаче документов в Национальный банк при аккредитации один из документов – методология агентства. В дальнейшем, если в процессе осуществления своей деятельности рейтинговым агентством будет принято решение об утверждении новых методологий, процедуру аккредитации данное агентство заново проходить не будет. Национальный банк согласовывает такую методологию, учитывая только ее соответствие установленным требованиям.

Как можно увидеть, регулятор стоит на позиции невмешательства в деятельность рейтинговых агентств относительно того, что составляет основу их работы. Если мы начнем унифицировать методологии или символы рейтингов, то можно с большой долей вероятности утверждать, что это приведет к снижению эффективности деятельности агентств. Ни о какой унификации или создании единой шкалы рейтингов речь не может идти, но общие требования к методологии со стороны Национального банка установлены.

– Ваш прогноз, когда будет создано первое рейтинговое агентство?

– Скажу так, что определенная заинтересованность есть. Национальный банк, как регулятор в сфере рейтинговой деятельности, ставил перед собой задачу создания правовых основ осуществления этого вида деятельности, а принятие решения о создании рейтингового агентства относится к компетенции его учредителей.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 30 сентября 2019 г.