/ / Общественно-политические
11.11.2019

Почему обманутые граждане продолжают платить по счетам за услуги, которых им никто не оказал

В прошлом месяце из Единого государственного реестра исключили еще одно частное предприятие, ставшее банкротом. Фирма «РЛ» занималась реализацией пластиковых окон, дверей, продажей корпусной мебели… Это по бумагам, а на деле – торговала, образно говоря, воздухом. На уловки и рекламу мошенников попалось более сотни человек из разных уголков страны. Ущерб – свыше 150 тысяч рублей. Еще летом предприятие объявили банкротом, но на его счетах – ни гроша. Имущества, которое можно было бы продать и рассчитаться с кредиторами, тоже нет. Как и субсидиарной ответственности, по которой взыскать свои кровные обманутые клиенты могли бы с другого обязанного лица, вводит в курс дела Ирина Канкина, руководитель ООО «Гестион».

Мошенники

– Экономическим судом я была назначена антикризисным управляющим по делу о банкротстве этой фирмы. Как только в интернет попала информация о том, что предприятие – банкрот и мы просим связаться с нами кредиторов и заинтересованных лиц, началось что-то невероятное. Такого количества жалоб не было очень давно. Ко мне обратились 120 человек со всей Беларуси, и их истории словно под копирку.

Личных денежных трагедий, недовольства и горячего желания засудить «оконно-дверных» обманщиков в сети хватает. Как и фирм, не боящихся разводить людей по старой и все еще безотказной схеме. Досталось и «РЛ», впрочем, справедливо. Вот, какие отзывы про эту контору: «Крик души! Решила установить себе в квартиру пластиковые окна. Увидела объявление в газете. Решила позвонить. Приятно порадовало предоставление кредита на окна на 12 месяцев. Все изначально шло нормально. В декабре приехал замерщик из Гомеля, заключил договор и заверил, что через 20 дней окна будут установлены. Специально взяла отпуск на работе, сняла все шторы с окон, убрала ковры, сдвинула мебель и стала ждать обещанных окон. Через 20 дней начались мои «7 кругов ада»… Скоро заплачу в банк уже четвертый взнос за несуществующие окна».

Жалобы в городскую администрацию не помогли, общество защиты прав потребителей тоже оказалось бессильно. Директор фирмы продолжал гнуть свою линию, кормя людей завтраками. Позиция, которую заняла «РЛ», заключалась в следующем, продолжает Ирина Анатольевна:

– Клиентов заманивали масштабной рекламой в СМИ и на собственном солидном сайте фирмы, который, кстати, довольно быстро перестал действовать. Приезжая на заказ, представители «РЛ» оперативно (читай, спешно. – Авт.) и, надо признать, грамотно начинали обрабатывать людей, обещая качественные и недорогие окна-двери-кухни и установку в сжатые сроки – максимум в течение 30 дней. Приятным бонусом являлось то, что платить можно было в рассрочку или в кредит. Условия простые, проценты подъемные. Нюанс – а услуга так и не была оказана. Казалось бы, и платить тоже не нужно? К сожалению, это не так. Подписывая договор, клиент автоматически брал на себя кредитные обязательства. Согласно договору присоединения, предприятие напрямую сотрудничало с одним из банков. Последний, получив подпись клиента, сразу же переводил «РЛ» всю стоимость заказа и начинал взыскивать с людей долг. Фактически со стороны банка нет никаких нарушений. Другой вопрос, что фирма, похоже, просто была настроена заработать за чужой счет, ничего не отдав взамен.

Обещанные по договору 30 дней для установки пролетали быстро, а ситуация не менялась. Предприятие просило еще немного подождать, объясняя задержку авралом и лавиной новых заказов. Введенные в заблуждение покупатели ждали месяц, два, полгода… В итоге все равно оставались без окон и дверей, зато с полной «горницей» долгов. У тех, кто желал рассчитаться наличными, тоже не было шансов выпасть из обманной обоймы. После того как заказчики передавали деньги в качестве предоплаты, мобильный телефон директора фирмы переставал отвечать. Свои щупальца «оконный» спрут растягивал преимущественно в периферии. В сельской местности нового, а главное – разрекламированного поставщика услуг встречали на ура. Попадались в сети в том числе пенсионеры, многодетные семьи, ведь им обещали: платить по счетам сразу не придется. Платежеспособность клиентов представителей фирмы интересовала мало. Неудивительно, ведь долги все равно оставались на чужих плечах. Доказать мошенничество всегда проблематично, резюмирует Ирина Канкина:

– Как юрист и медиатор скажу, что еще большая сложность – вернуть назад потраченные на ветер средства. В отношении директора фирмы было возбуждено уголовное дело, он находился под стражей. Но практической пользы от этого пострадавшие почти наверняка не добьются. С обанкротившейся фирмы взыскать сегодня попросту нечего: значит, рассчитывать плательщикам придется только на себя. А в дальнейшем помнить, что любой документ – повод для самого тщательного изучения. Подписывая договор, люди несут по нему определенную ответственность. И даже не получив услугу, обязаны в полной мере выполнить кредитные обязательства.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Гришанов, главный специалист управления торговли и услуг Витебского горисполкома:

– Незнание закона не освобождает от ответственности и, как нередко показывает практика, от последствий. Люди часто подписывают документы не глядя, а в итоге пишут обращения, где указывают, что их ввели в заблуждение, что они не знали, что было прописано в договоре. Все, что можно сказать в таких случаях: не устные, а письменные договоренности для того и существуют, чтобы их внимательно читали. Перед тем как поставить свою подпись, ты обязан ознакомиться с содержанием бумаги.

На рассмотрение в управлении торговли и услуг гор­исполкома неоднократно поступали подобные заявления. Люди утверждают, что стали жертвой обмана. Однако доказать это практически невозможно даже при вмешательстве общества по защите прав потребителей. Сторона, которую обвиняют в недобросовестном и нечестном подходе к делу, всегда может парировать, что раз документы подписаны, то, следовательно, были изучены. Вдвойне острожным нужно быть, если речь идет о кредитовании. Его пункты обычно четко обозначены, и принять их за договор той же рассрочки проблематично. По закону продавец, естественно, обязан довести до клиента полную информацию о предоставляемой услуге. На деле бывает иначе. Поэтому скрупулезность в товарно-денежных отношениях – залог того, что ваши средства и нервы не пострадают.

Людмила Судакова, психолог:

– Мошенничество, под какой бы личиной и благовидным предлогом оно ни скрывалось, не что иное, как одна из древнейших форм манипуляции человеком. Злоумышленник, у которого в багаже четко отработанная технология обмана, будет любыми путями стремиться добиться желаемого. И чаще всего применит так называемый сиреневый туман – в психологии этим термином обозначают поток слов, лишней и ненужной информации, главная цель которой – заболтать человека, лишить его способности мыслить логически, анализировать свои поступки и истинные желания. В таком состоянии жертвам обмана кажется, что они сами принимают решения. На деле срабатывает четкое правило психологии: кто задает вопросы, тот контролирует ситуацию. Манипуляторы об этом прекрасно осведомлены, поэтому готовы сыграть на вашем тщеславии, мечте получить что-то эксклюзивное, стремлении сэкономить или быть «не хуже всех». Мошенники не преминут напомнить, что «действуют в ваших же интересах, предлагают проверенный, качественный товар и что об их услугах знают все, а масштабная реклама – тому подтверждение». Почему это срабатывает и мы зачастую обманываться рады? Не нужно стесняться задавать неудобные вопросы, а чувствуя недоверие или подвох, твердо говорить «нет». Помните, вы вовсе не обязаны доверять незнакомцам, которые всеми силами этого добиваются. Наоборот, излишняя показная открытость, панибратство должны вас насторожить, став основанием лишний раз все перепроверить. В конечном счете ваши решительность, умение вовремя прислушаться к своим эмоциям и интуиции помогут сберечь нервы, силы и деньги.

Анна Наумова, «Народная газета», 9 ноября 2019 г.