/ / Общественно-политические
24.05.2019

Эксперты – о проблемах и новациях в строительстве жилья для многодетных, развитии городов-спутников и решении квартирного вопроса отдельно взятой семьи

Бесспорно, чтобы решиться на рождение троих и более детей, самое важное – стабильный хороший доход и жилье. Выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию, Александр Лукашенко отметил: главным для любой семьи, ее становления и роста остается решение жилищного вопроса. И подчеркнул, что прежде всего необходимо построить комфортное жилье для многодетных семей. Также Президент обратил особое внимание на необходимость поддержки этой категории граждан, поскольку для Беларуси, как и для многих стран, вопросы демографии являются важными и актуальными. Казалось бы, при таком внимании и проблем с обеспеченностью жильем быть не должно. Тем не менее жилищный вопрос для семей, воспитывающих троих и более детей, остается актуальным. Как будет выполняться поручение Президента по обеспечению жильем многодетных семей, какие варианты предлагают власти и с какими трудностями сталкиваются многодетные, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий? На эти вопросы искали ответы участники «круглого стола», который прошел в нашей редакции.

В разговоре приняли участие начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Авраменко, заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Дмитрий Гурский и многодетная мама из Минска Александра Дробноход.

Жилье

Есть задание

– В конце прошлого года Правительство постановлением № 987 утвердило план строительства жилья на 2019 год. Согласно документу для многодетных семей построят 12 тысяч квартир, это на 70 процентов больше, чем в 2018-м. А в будущем году – столько же. И это уже поручение Президента. Располагает ли строительная отрасль необходимым ресурсом, чтобы обеспечить многодетных качественным жильем в установленные сроки?

А. Авраменко:

– В этом году запланировано ввести 4 млн квадратных метров жилья, в том числе с государственной поддержкой 1 млн 60 тысяч квадратных метров. Причем львиную долю составит жилье для многодетных семей. В 2019 году всем областям, кроме Гродненской, увеличены задания по вводу общей площади жилья. Так, в Гомельской и Могилевской областях по сравнению с прошлым годом задания увеличены на 29 и 28 тысяч квадратных метров, Витебской и Брестской – на 26 и 22 тысячи. Самое же высокое задание по вводу жилья для Минской области. Если говорить о Минске, то по сравнению с прошлым годом задание снижено на 50 тысяч квадратных метров и составит 670 тысяч. Задача, надо сказать, напряженная. В предыдущие годы объемы строительства были гораздо меньшими. Но, тем не менее, строительная отрасль готова.

Отрадно отметить: в 2019-м значительно увеличена доля квартир для многодетных семей. Если два года назад их количество было чуть более 4 тысяч, в прошлом – 7 тысяч, то в этом году для многодетных семей запланировано к вводу 12 тысяч квартир. Наибольшее количество в Брестской области – более 2,5 тысячи. Что касается Минска, то новые квартиры планируется построить для 1896 семей (в прошлом году – для 900 семей, в 2017-м – для 754 семей). Совокупный же объем финансирования на строительство жилья в этом году преду­смотрен на сумму 4,572 млрд рублей.

– Реально ли реализовать эти планы?

А. Авраменко:

– Я уверен: реально. Во-первых, стабилизировалось финансовое положение организаций строительной отрасли. Объемы производства растут как на строительных площадках, так и в заводских цехах предприятий стройиндустрии. Во-вторых, достаточно квалифицированных кадров. Постоянно осваиваются и внедряются новые технологии. Финансов также достаточно. Поэтому никаких препятствий к тому, чтобы реализовать поставленную задачу, я не вижу.

Минск не резиновый

– По официальным данным, каждый год только Минск прирастает на 1000 многодетных семей. Насколько остро стоит проблема со свободными площадками для строительства жилья в столице? И будет ли решаться вопрос обеспечения многодетных семей жильем в городах-спутниках?

А. Авраменко:

– Развитие строительства в Минске ограничено генеральным планом. В столице практически не осталось не обремененных сносом, свободных для строительства жилья площадок. Поэтому выбран путь трансформации территории. Вместе с тем на этот год установлено задание по строительству в Минске жилья для 1896 многодетных семей. И выполнять его надо. Определены 15 жилых домов, в которых строительство жилья будут осуществлять для многодетных семей. Добавлю: уже разработан перечень домов на следующий год.

Но для развития в перспективе мы прекрасно понимаем, что этого недостаточно, чтобы полностью обеспечить растущие потребности в жилье многодетных. Притом что объемы строительства в столице ежегодно сокращаются.

Именно поэтому сейчас активно нарабатываем практику возведения такого жилья в городах-спутниках. В частности, в Смолевичах. Вы знаете, что в марте подписан Указ Президента № 103, согласно которому долевым способом в 2019–2020 годах будет построен многоквартирный дом для граждан, состоящих в Минске в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ближайших планах – Руденск. Готовим соответствующие нормативно-правовые акты и надеемся, что они будут поддержаны.

Мы думали, а пойдут ли люди? Пойдут. Скажу больше. На сегодня заявок строиться в городах-спутниках набралось уже минимум на 10 домов.

И многодетным семьям, я считаю, в городах-спутниках гораздо выгоднее строить жилье, чем в Минске. Отличаются условия по кредитованию. Дело в том, что в городе-спутнике население менее 20 тысяч. Тут уже есть дополнительные льготы. Стимул хороший.

Проблемный аспект

– Безусловно, идея с городами-спутниками хорошая. Но не все многодетные, стоящие в очеред и на улучшение жилищных условий, согласны менять столичную прописку. Не будем лукавить, в городах-спутниках пока что не так развита инфраструктура. Опять же многие водят детей в различные кружки, на факультативы. И постоянно в Минск не наездишься. Существуют и другие причины. Тем не менее есть действующее законодательство, согласно которому многодетной семье в течение года после постановки на учет должно быть предложено строительство жилья. Но это требование выполняется не повсеместно. Значительная часть семей ожидает своей очереди по два-три года.

А. Дробноход:

– Я счастливый человек. У меня большая семья. С мужем воспитываем троих детей. Старшему сыну 14 лет. Егор увлекается пулевой стрельбой, паркуром, дополнительно занимается математикой. Готовится к поступлению в радиотехнический колледж после 9-го класса. Его семилетняя сестра Ксюша учится в 1-м классе. Несмотря на юный возраст, девочка занимается карате, ходит в театральную студию, рисует и начала изучать китайский язык. Почти четыре года назад на свет появилась София. Кроха ходит в садик, а также занимается хореографией и плаванием. После рождения младшей дочери мы стали на очередь на строительство во Фрунзенском райисполкоме как многодетная семья. Мы с мужем очень любим детей и, возможно, родили бы еще, но, к сожалению, нет условий. Дети должны расти в комфорте.

Сейчас мы живем в квартире свекрови. Дети активные. Не сидят на месте. И конечно же, им хочется иногда уединиться, иметь личное пространство. Но пока это мечты. За три года, которые мы стоим в очереди, нашей семье ни разу не было предложено ни одного варианта. А ведь по законодательству нас должны были направить на строительство в течение года после постановки на учет нуждающихся. Идут года, а ситуация не меняется. Я постоянно интересуюсь, как движется очередь. А никак! Если в момент постановки мы были 599-е, то сегодня 605-е. И в администрации района мне никто ничего внятно ответить не смог. Я написала электронное обращение, в ответе на которое пояснили, что строительство идет очень медленно, а многодетных становится все больше. И когда будет предложено строиться – неизвестно!

Понятно, первоочередность имеют семьи с четырьмя и более детьми. Но, тем не менее, мы многодетная семья. По факту до трехдетных очередь просто не доходит. Мы, многодетные мамы, постоянно делимся информацией между собой. И среди моих знакомых есть семьи, которые стоят в очереди с 2013 года. Мои соседи стояли в очереди 5 лет. Их сыну в апреле исполнилось 18. Они на очереди остаются до достижения сыном 23-летнего возраста, но льготы и господдержку как многодетные потеряли. И на практике получается, что 13-й Указ Президента не выполняется. Я боюсь, что такая же участь постигнет и нашу семью.

Д. Гурский:

– Действительно, складывается ситуация, когда семья с тремя детьми, старшему из которых исполняется 18 лет, может быть лишена права на получение льготных метров, так как не дошла очередь. И семья будет уже состоять в очереди, но льготы и господдержку как многодетная она потеряла.

А. Дробноход:

– Так и получается. Вот и сейчас ситуация во Фрунзенском районе Минска следующая. Кого сегодня направляют на строительство? Квартира 2+1 – сентябрь 2013 года постановки на учет. Это 6 лет в очереди. Трехкомнатные – это июнь 2014-го. Двухкомнатные – февраль 2015-го. И однокомнатные – ноябрь 2015-го. И люди соглашаются. У них нет выхода. Потому что детям исполняется 18 лет. И они по факту ничего не построят.

А. Авраменко:

– По трехкомнатным не исключаю, что такая ситуация имеет место быть. Но что касается двухкомнатных и однокомнатных квартир, то ситуация должна быть противоположная. Потому что еще год назад я как раз работал начальником профильного управления в Мингорисполкоме и видел, что был и 2017 год по однокомнатным квартирам, а по некоторым районам и начало 2018 года. И мне известно, что в ряде районов многодетные отказались от однокомнатных квартир.

А в целом почему многодетным семьям приходится ждать по 3 года и более? Все хотят трехкомнатную квартиру или двухкомнатную и однокомнатную. Желание законное. Но ведь дом строится не только из трехкомнатных квартир. Это и однокомнатные, и двухкомнатные, и трехкомнатные. И их распределяют среди нуждающихся. Еще раз повторюсь: в приоритете многодетные семьи с четырьмя и более детьми. А учитывая, что больших площадей в Минске немного, так и происходит. Конечно, можно было бы спроектировать и построить дом, состоящий только из трех- и четырехкомнатных квартир. Но не хочется создавать муравейник. Там же негде будет протолкнуться.

А. Дробноход:

– Тогда скажите, для чего такое законодательство, которое на практике не выполняется? Вы говорите, многодетные семьи – приоритет. Люди с тремя детьми соглашаются на любое жилье, которое им предлагают. И на однокомнатные. Потому что прекрасно понимают: им могут в ближайшее время ничего иного не предложить. И еще один момент. Райисполкомы, чтобы выполнить поручение Президента, вместо положенных 2+1 предлагают одной семье двухкомнатную квартиру, второй однокомнатную и таким образом снимают с очереди сразу две семьи. И прямым текстом говорят: берите, что дают, а то и этого можете не получить.

Д. Гурский:

– Если многодетные строят квартиру меньшей площади, они по факту остаются нуждающимися. Это основной камень, который является проблемой с очередью для многодетных. Когда они не тянут по деньгам, а им предлагают трехкомнатную, четырехкомнатную, то люди говорят: нет, нам давайте двухкомнатную. В итоге получают квартиру и при этом остаются в очереди как нуждающиеся. И такие случаи не единичны.

А. Авраменко:

– Это решается следующим образом. Не все многодетные семьи претендуют на 3–4-комнатные квартиры. Достаточно и тех многодетных семей, которые уже владеют одно- или двухкомнатной квартирой, и они желают построить еще одну такую же. И это могут быть семьи и 2017, и 2018 года постановки на учет нуждающихся. Человеку предлагают написать заявление о том, что он согласен на получение квартиры меньшей площади. Такие факты есть. Действительно, в прошлом году направляли на строительство семьи, стоящие на очереди с тремя детьми с 2013 года. Почему так сложилось? Там, где есть место для строительства, существуют определенные нюансы. Допустим, можно просто вывести коробку. Но к этой коробке еще нужно строить паркинг по нормам проектирования. Кто его будет финансировать? Положить это на плечи многодетных? Хотя сейчас уже и на это идут. А строительство инженерных сетей? Бюджет?

Поэтому в Минске строят не только для многодетных. Любая возможность используется, чтобы строить в первую очередь для нуждающихся многодетных семей. Такая же ситуация была и в предыдущие годы. Мы реально видим возможность постройки квартир для 12 тысяч таких семей в этом году.

Цена вопроса

— Сегодня финансирование строительства жилья для многодетных семей осуществляется в рамках указов Президента № 13, 240 и 346. Установлен определенный объем кредитуемого квадратного метра на льготных условиях. Строительная организация строит. И стоимость метра зачастую превышает эту сумму. Семьям приходится брать кредиты не на льготных условиях. Кто-то продает дачи, машины, берет в долг. И вопрос встает, а где взять эти деньги? Или еще ситуация. Для многодетной семьи положено построить 100 метров кредитуемых, по 20 метров на человека. А квартира по факту 107 метров. Где взять средства на эти 7 метров? Ведь это уже не льготно кредитуемая площадь.

А. Дробноход:

– Даже если очередь подойдет, то доплата получается приличная. Возьмем, к примеру, трехкомнатную квартиру. Стоимость квадратного метра для нуждающихся в улучшении жилищных условий – 1300 рублей. Это я говорю реальную цифру, по которой строятся дома во Фрунзенском районе. Итого квартира получается общей площадью 85 квадратных метров. Стоимость  – 110 500 рублей. Сумма доплаты составит 38 700 рублей! И это я говорю про квартиру площадью 85 квадратных метров. А что говорить про 100?..

А. Авраменко:

– Мы должны сейчас разделить цифры и четко понимать: для оказания государственной поддержки малообеспеченным гражданам при получении кредитов предусмотрены предельные нормативы стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Речь идет о 718 рублях при кредитовании в соответствии с указами № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» и № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». Предельный норматив в 940 рублей предусмотрен при кредитовании по Указу № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе». Поставлена задача, чтобы средняя стоимость квадратного метра не превышала средней зарплаты в стране. Сейчас так оно и есть. Средняя зарплата по стране – 1011 рублей, а средняя стоимость квадратного метра с господдержкой – 836 рублей. Без господдержки – порядка 1403 рублей. И это цифры средние по республике. Где-то это значение действительно меньше, где-то немного выше. Взять, к примеру, строительство в Бешенковичах и Минске. И важно понимать разницу между льготно кредитуемыми метрами и средней стоимостью метра. 718 – это то, что кредитуется. Средняя по стране – 836. Разница между 836 и 718 будет уже не льготно кредитуемая. И возникает логичный вопрос: где же взять деньги?

Все знают, что уже 4 года действует масштабная программа долгосрочной поддержки многодетных – семейный капитал. На 1 мая открыто почти 68 тысяч депозитных счетов на семейный капитал на сумму около 680 млн долларов. И по поручению Президента она будет продлена еще на 5 лет. Кроме того, Министерством предложено использовать часть семейного капитала досрочно – на те суммы, которые не льготно кредитуются.

– Сегодня финансирование строительства жилья для многодетных семей осуществляется в рамках ряда указов Президента. Могут ли многодетные семьи решить свой жилищный вопрос, купив квартиру на вторичном рынке? Предусмотрена ли господдержка при таком варианте?

А. Авраменко:

– Что касается 13-го Указа, то в соответствии с его нормами можно пользоваться средствами и направлять их на приобретение жилья на вторичном рынке. Потому что там прямые кредиты. И деньги по этому Указу есть. Они возвратные. Раньше брали кредиты. И люди, построившие жилье, возвращают средства. Они направляются в банки, там аккумулируются, их банки используют на повторное кредитование. При необходимости за эти деньги можно приобретать жилье на вторичном рынке. Но нужен разумный подход. Взять для примера деревню. Там живет многодетная семья, которая решила заняться фермерством. Она хочет построить дом. Но самостоятельно не может. Они фермеры, а не строители. И не всякая стройорганизация согласится ехать далеко, перевозить бригады и материалы ради одного дома. Вот тут людям проще купить готовый вариант и переселиться туда, если это пригодное для жилья помещение.

Но рядом с этой задачей стоит другая. Чтобы люди не ходили и не искали строителей. Ведь не каждый может сам все сделать. Поэтому сейчас Министерство готовит программу развития строительства индивидуального жилья индустриальным способом. Местная власть выделяет в населенном пункте участки земли, где будут строиться одноэтажные блокированные жилые дома. Их предложат, как в многоквартирном доме, тем же многодетным: пожалуйста, стройте здесь, если хотите. Люди идут в банк, им дают кредит, и средства идут напрямую строительным организациям, которые занимаются возведением такого жилья. Все точно так же, как и при строительстве многоквартирных домов.

Д. Гурский:

– На сегодняшний день Правительством ведется работа по совершенствованию систем финансирования для приобретения жилья. Независимо, на вторичном рынке или на первичном. Мы проводили ряд совещаний на базе Парламента и Совмина.

А. Дробноход:

– Хорошо, если все эти инициативы будут реализованы на практике и не выйдет, как с реализацией 13-го Указа. Прописано одно, на деле другое. Вместо одного года, в частности, наша семья стоит три года.

А. Авраменко:

– Повторюсь: сейчас все силы брошены на строительство жилья для многодетных семей. И мы реально видим возможность постройки для многодетных семей 12 тысяч квартир в этом году. Полагаю, к концу этого года – в начале следующего вашу семью направят на строительство.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка»
(фото
Александр Стадуб)