/ / Общественно-политические
23.05.2019

Дрон дрону рознь: как поднять его в воздух, чтобы ничего не нарушить

С каждым годом разнообразных летающих моделей в небе становится все больше. Недавно «Р» разбиралась, как информируют покупателей продавцы дронов. Оказалось, далеко не все сообщают точные сведения, как и где можно законно и безопасно летать. В предыдущем материале мы лишь коснулись такого важного аспекта, как классификация дронов. А ведь от этого зависит, в каких местах им позволено взмыть в небо. Чтобы досконально во всем разобраться, «Р» обратилась к экспертам из Минобороны и Департамента по авиации.

Дрон

Проблемы с воздуха

Говоря о вопросах, возникающих при использовании дронов, вдаваться в историю сильно далеко не приходится. Консультант управления государственного контроля и инспекторского надзора за безопасностью полетов и авиационной безопасностью Департамента по авиации Иван Лавринчик поясняет – проблемы с такими летательными приборами появились в 2017 году:

– Было несколько фактов нарушения использования воздушного пространства рядом со строящейся БелАЭС. Позже случаи полетов не по правилам стали фиксировать по всей стране. Сегодня многие воспринимают дрон просто как модную игрушку. Но это не так. Все гораздо серьезнее.

Так, по информации управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства (ИВП), за прошлый год зафиксировано более 50 нарушений порядка ИВП. Из них практически половина – с дронами. Число нарушений правил ИВП по сравнению с 2017 годом удвоилось. Сколько же из них реально дошли до суда?

Пока единственный случай с участием дрона, по которому вынесено решение суда по делу об административном правонарушении, отмечен в Гродно. Вечером в начале сентября прошлого года вблизи предприятия «Химволокно» по улице Автомобильной житель города запускал квадрокоптер. Случилось это в зоне, запрещенной для использования авиамоделей. Иван Лавринчик ознакомил с выдержками из материала этого административного дела:

– Гражданин нарушил пункт 5 Правил использования авиамоделей, утвержденных постановлением Совета Министров № 636. Исходя из данных опроса, он знал о правилах полета авиамоделей и о перечне зон, запрещенных для их использования. Нарушил правила случайно – отказала антенна, дрон стал неуправляем, перелетел через забор и там совершил посадку. По постановлению суда гражданин получил штраф в размере двух базовых величин.

Тонкости классификации

Нарушение правил ИВП и использования авиамоделей может повлечь административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 20 базовых величин, а для юридического лица – в виде предупреждения или штрафа до 50 базовых величин. Совершенное повторно в течение года правонарушение обойдется в большие суммы: для физического лица штраф составит от 10 до 50 базовых величин, для юридического – от 20 до 100 базовых величин.

Как летать и не нарушать правила? Для этого нужно понять классификацию. По закону дроны в нашей стране разделяются на авиамодели и беспилотные летательные аппараты (БЛА). Начальник юридической службы управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства Вячеслав Ромель разъяснил тонкости:

– В соответствии с Воздушным кодексом Республики Беларусь под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат. Дрон является не авиамоделью, а БЛА при условии, что он может летать вне визуального контакта с оператором. Например, с помощью пульта дистанционного управления, FPV-очков, ноутбука, планшета, мобильного телефона – всего оборудования, что имеет встроенный экран и отображает картинку с камеры, установленной на дроне.

Пользователю авиамодели по законодательству нашей страны предъявляется ряд требований. Например, использовать ее на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности. Нельзя применять ее в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами или организациями, в интересах которых установлены такие зоны. Запрещено использовать ее в случаях, определяемых Службой безопасности Президента. Кроме этого, необходимо нанести маркировку с указанием фамилии, имени, отчества, а также адреса места жительства физического лица, ИП или наименования юридического лица и его местонахождения. Маркировка наносится на видимой части авиамодели (массой более 0,5 кг) или на ее скрытых частях, к которым возможен доступ без использования инструментов. Маркировка должна быть разборчивая и стойкая к атмосферным осадкам.

Вся эта информация содержится в Правилах использования авиамоделей в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров № 636.

БЛА не для всех и не везде

Что касается беспилотников, то в Департаменте по авиации отмечают: требования по сертификации и регистрации беспилотных летательных аппаратов, к подготовке операторов БЛА обусловлены необходимостью обеспечить безопасность полетов. Речь идет об исключении угрозы для жизни и здоровья людей.

Маркировка БЛА наносится на видимую часть таким образом, чтобы обеспечить быстрое распознавание судна, согласно представленному пользователем эскизу. Эскиз, к слову, нужно также утвердить в Департаменте по авиации Вячеслав Ромель в свою очередь обращает внимание: физические лица в настоящее время законно использовать беспилотный летательный аппарат практически не могут. При определенных условиях для гражданских лиц дрон подлежит регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Зарегистрировать воздушное судно в другом реестре, не сменяя категорию владельца, невозможно.

– К сожалению, законодательство, определяющее порядок регистрации БЛА граждан, содержит, на мой взгляд, требования, выполнить которые в настоящее время простому обывателю не под силу.

Для индивидуальных предпринимателей, желающих заработать фото- или видеосъемкой с БЛА, дела обстоят гораздо лучше. Из основного: чтобы ИП или юрлицу производить аэрофотосъемку, нужно сначала зарегистрировать БЛА в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Потребуется представить ряд документов, которые предусмотрены в едином перечне административных процедур, в Департамент по авиации Минтранса.

После этого вашему аппарату присвоят регистрационный номер и выдадут соответствующие документы. Юрлицу или ИП нужно пройти процедуру получения сертификата эксплуатанта. Далее нужно получить разрешение на проведение аэрофотосъемки в Генеральном штабе Вооруженных Сил. Для этого напишите заявление не позднее чем за пять рабочих дней до проведения аэрофотосъемки. Его рассмотрят бесплатно. Следующий шаг – подача заявки на ИВП в Единый центр организации воздушного движения. Если беспилотник предполагается использовать в запретных зонах, нужно получить дополнительно разрешение на ИВП запретной зоны, которое выдает Генеральный штаб Вооруженных Сил (такие зоны установлены, как правило, вокруг государственных предприятий, имеющих важное стратегическое значение, аэропортов и т.д.).

После всех этих процедур можно заниматься делом. Важно вот еще что: когда материалы аэрофотосъемки будут у вас уже на руках, использовать их можно только после оценки комиссией Генштаба Вооруженных Сил. Она определит, нет ли в вашей съемке запрещенной информации.

Для любительской съемки с помощью авиамодели без получения разрешений необходимо, чтобы фотоаппарат или видеокамера были размещены на ней не на стабилизированной платформе. Как правило, такая аппаратура будет иметь небольшое разрешение и не позволит делать четких и точных снимков.

Илья Крыжевич, «Рэспубліка», 23 мая 2019 г.