/ / Общественно-политические
20.05.2019

Борьба с коррупцией становится жестче. Депутат Палаты представителей – о новшествах в законодательстве

В Беларуси вступил в силу Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Документом предписано, что лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, лишаются права на условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания на более мягкое. О новшествах в законодательстве и о том, какие методы в борьбе с коррупцией наиболее эффективны, рассказал член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Петр Атрощенко.

Коррупция

– Петр Алексеевич, в обществе сложилось мнение, что коррупция – это взяточничество. Хотя понятно, что суть этого явления гораздо шире. В чем его опасность для государства?

– Действительно, коррупция является проблемой глобального характера. И она не сводится только к даче и получению взяток. Здесь может быть и хищение, и злоупотребление служебными полномочиями, и превышение власти, и другие правонарушения. Около десяти видов преступлений в нашей стране относятся к коррупционным. В широком смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения, чтобы получить личную выгоду. Ни в одной стране еще не удалось полностью победить это зло. И рассматривать его надо как прямую угрозу национальной безопасности, способную разрушить любую социальную и экономическую систему. Почему? Потому что коррупция подрывает доверие народа к власти, лишает людей веры в справедливость. А именно эти факторы, как правило, становятся спусковым крючком для общественных протестов.

– Сегодня на слуху громкие коррупционные дела, связанные с задержаниями высокопоставленных чиновников. Именно с ними многие связывают и принятие декрета.

– Это не совсем так. Изменения в антикоррупционное законодательство назревали давно. И эта работа проводится постоянно. Отмечу наличие некоторых трудностей в части применения антикоррупционных механизмов, направленных на минимизацию «привлекательности» совершения коррупционных деяний и исключение предпосылок для коррупционного поведения. Акцент делается в первую очередь на профилактическую составляющую.

Главная же цель декрета в том, чтобы человек, наделенный властными полномочиями, крепко задумался, прежде чем преступить черту закона, и четко осознавал последствия своих деяний. Неизбежность наказания, на мой взгляд, главный фактор, сдерживающий коррупцию. Правонарушитель должен знать и понимать, что если он решится на совершение преступления, то свою вину искупит от звонка до звонка. Такой опыт уже практикуется, например, в России и Казахстане.

– Тем не менее строгость наказания сама по себе проблемы не решает…

– Безусловно. Одно из самых жестких наказаний за коррупцию в Китае – вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но и там не смогли искоренить это явление. Не менее важно выявить причины, побуждающие людей брать взятки или воровать у государства, ликвидировать условия для совершения преступлений. Недавно встретил давнего знакомого. Всю жизнь проработал на госслужбе, кристально чистый человек. В беседе со мной он посетовал, что дочь в третий раз не смогла сдать экзамен по вождению. Мол, могу ли я порекомендовать нужного человека для решения проблемы за вознаграждение. Я буквально оторопел от этой просьбы. Понимаете, мы зачастую сами потворствуем распространению коррупции. Так повелось, что многие вопросы в обществе решаются по принципу «не подмажешь – не поедешь». В данном конкретном случае у человека нет и мысли о том, чтобы дополнительно позаниматься с инструктором. Главное, побыстрее сдать экзамен и получить права. А о том, что такой горе-водитель потом может стать виновником смертельного ДТП, мало кто задумывается. Вот так мы иногда сами порождаем коррупцию. Поэтому, если хотим минимизировать ее уровень, надо начинать с себя, с изменения своего менталитета. В общественном сознании должна сложиться нетерпимость к коррупционным проявлениям. Как сказал один чиновник, если хотите, чтобы не брали взятки, просто не давайте их. В этом смысле всем нам, и СМИ в том числе, надо больше работать с молодежью. Со школы говорить детям об этой проблеме, ее последствиях, чтобы сформировать у молодого поколения четкий нравственный стержень, выработать иммунитет от соблазна нажиться за счет других.

– Как говорится, профилактики много не бывает. Но какой должна быть эта работа в вашем понимании? Помните, одно время были популярными «экскурсии» госслужащих в следственный изолятор? По-моему, отличный прием. Знаю, что есть предложения лишать нечистых на руку граждан всех социальных льгот и даже выплат пенсий. Это остановит человека, удержит его от соблазна преступить ­закон?

– Думаю, такой шаг многих бы отрезвил. Но как его воспримет общество в целом? Всегда важно просчитывать целесообразность той или иной меры. Решать проблему комплексно. Генпрокуратура, например, рекомендует при приеме на работу в сферы с повышенным коррупционным риском проводить проверку на полиграфе. Но, насколько я знаю, в последнее время результаты этих исследований носят сугубо рекомендательный характер. То есть их нельзя принимать за стопроцентную истину в последней инстанции. Так же, как и составление психологического портрета коррупционера. Есть люди, которые проходили полиграф, и это не срабатывало. Сила воли, психика, степень эмоциональной устойчивости у всех разные. Конечно, это вовсе не исключает использования вышеуказанных мер. Но при одновременном создании таких условий, которые исключали бы всякую возможность злоупотреблений служебным положением.

– А для этого надо совершенствовать законодательство?

– Совершенно верно. Заинтересованными структурами выработаны изменения и дополнения в закон о борьбе с коррупцией, который действует с 2015 года. В мае-июне они должны поступить в Парламент. И уже на осенней сессии планируется рассмотреть их в Овальном зале. Не буду забегать вперед и вдаваться в детали, скажу лишь о некоторых принципиальных подходах. К примеру, много вопросов возникает по поводу того, считать ли взяткой бутылку коньяка и коробку конфет врачу. Так вот, в законе должно быть четко прописано, в каком случае это взятка, а в каком просто сувенир или благодарность. Иные говорят: судья разберется. Так чтобы до суда дойти, надо пройти следствие. А чем оно должно руководствоваться? Понятно, что если доктор, используя служебное положение, выписывает пациенту больничный и получает за это коньяк, он становится фигурантом уголовного дела. А как быть, например, если речь идет о коллекционной бутылке? Или просто подарке ко дню рождения?

В законопроекте предлагается также установить запрет на совместную работу близких родственников, если 50 и более процентов уставного фонда предприятия в собственности государства. Планируется скорректировать вопросы по декларированию драгметаллов, произведений искусства.

– Во многих случаях коррупция проистекает из непрозрачности административных процедур. Как сделать так, чтобы у должностного лица не было возможности принимать решение на свое усмотрение?

– Как раз на это направлены изменения и дополнения в закон о государственных закупках, которые в июле вступают в силу. Они призваны обеспечить прозрачность процедуры использования бюджетных средств. Для этого создается электронная государственная информационно-аналитическая система (ГИАС). Ее задача – формирование, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о госзакупках. Принципиальным новшеством станет возможность заключения договоров в электронном виде. Чем прозрачнее будет механизм принятия решений, тем меньше возможностей для злоупотребления и возникновения каких-либо коррупционных отношений.

ФАКТ

В прошлом году выявлено почти 2,5 тысячи коррупционных преступлений. Это на треть больше, чем годом ранее. Более тысячи должностных лиц привлечены к ответственности. Ущерб превысил 22 миллиона рублей. Чуть больше половины из них возмещено благодаря работе правоохранительных органов. Кроме того, наложен арест на имущество фигурантов уголовных дел на сумму 30 миллионов.

Евгений Кононович, «Народная газета», 17 мая 2019 г.