/ / Общественно-политические
13.03.2019

Система электронного мониторинга таможенного транзита внедряется в Беларуси

В пункте пропуска «Козловичи» сегодня провели эксперимент по применению системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок с использованием электронных навигационных пломб.

В республике идет активная работа по созданию сегмента единой системы транзита Евразийского экономического союза. Национальный пилотный проект стартовал в конце февраля и проводится по графику в пяти крупных пунктах пропуска, расположенных на белорусско-польском, литовском, латвийском и украинском участках границы: РПТО «Брузги-2» и «Каменный Лог» Гродненской региональной таможни, РПТО «Бигосово-1» Витебской, «Козловичи» Брестской и «Новая Гута» Гомельской таможен. Для ознакомления с практическими результатами пилотного проекта в «Козловичи» прибыли представители Евразийской экономической комиссии, таможенных служб и национальных операторов государств ЕАЭС, органов государственного управления Беларуси.

Речь идет о замене традиционных свинцовых пломб, которыми опечатываются грузы, на электронные. Они представляют собой навигационные устройства, которые работают через все системы спутниковой связи. Электронная пломба позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несакционированного доступа к грузу, исключает так называемый ложный транзит, контрабанду и другие коррупционные риски.

«Мы используем опыт других государств ЕАЭС, в том числе России и Казахстана, которые уже провели в прошлом году совместный эксперимент. Но мы создаем собственный сегмент, который впоследствии будет внедрен и соединен с системами транзита товаров всех пяти государств. Мы готовы уже в текущем году приступить к полномасштабному применению электронных пломб», – сообщил начальник главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Беларуси Андрей Большаков.

На сегодня в республиканских пунктах таможенного оформления уже применено более 100 электронных пломб. Всего же во время пилотного проекта планируется применить более 150 этих навигационных устройств. Внедрение новшества будет вестись поэтапно, начиная с определенных групп товаров. Прежде всего это станет альтернативой таможенного сопровождения грузов, его замена электронным. Также рассматривается возможность применения электронных пломб в отношении железнодорожного транспорта, контейнеров, перемещаемых в рамках Шелкового пути.

«Дорога от Китая до Европы – так называемый Шелковый путь – не загружена, потому что товары идут очень долго. Их останавливают на таможнях, вскрывают, проверяют. А электронная пломба дает преимущество зеленого коридора. Время прохождения груза может сократиться на 30-50 %. Это всем выгодно», – отметил заместитель директора казахстанского Института космической техники и технологий Нурлан Сатеров.

По мнению экспертов, единая система транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС с использованием электронных навигационных пломб может заработать не раньше 2020 года.

По сообщению БЕЛТА