/ / Общественно-политические
27.06.2019

Почему на некоторые услуги не распространяется закон о защите прав потребителей – консультация специалиста

Какие услуги считаются бытовыми, а какие нет, часто ли жалуются горожане на предприятия бытового обслуживания? На эти и другие вопросы ответила во время дня информирования населения в контакт-центре Мингорисполкома и. о. начальника отдела организации и развития сферы услуг управления бытового и гостиничного обслуживания ГУПР Мингорисполкома Юлия Войтюк.

Защита прав потребителей

Жители и гости столицы на сегодняшний день могут воспользоваться любой из 157 бытовых услуг, которые оказывают в 6 727 точках. Почти все их владельцы – субъекты хозяйствования частной формы собственности: юридические лица и индивидуальные предприниматели. По словам Ю.Войтюк, горожане, желающие оказывать бытовые услуги, активно интересуются нюансами законодательства, в соответствии с которыми могут осуществлять такую деятельность, просят дать разъяснения по этому поводу. Так было и на этот раз. Минчанка обратилась в контакт-центр с вопросом, с чего начать, если она хочет открыть маленькую парикмахерскую.

– Если вы желаете открыть парикмахерскую в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 7, нужно уведомить об этом местный исполнительный и распорядительный орган (районную администрацию) и направить туда же заявление о включении в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». Необходимо также подобрать соответствующее помещение, – ответила специалист.

– А если речь идет об оказании услуг физическим лицом?

– Такая деятельность не относится к бытовым услугам. Она осуществляется в соответствии с Указом Президента Беларусь № 377 от 19.09.2017 (так называемый указ о самозанятости), нормы которого нашли свое отражение в ст. 337 Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Этот момент может оказаться существенным и для потребителей услуг, оказываемых физическими лицами, ведь такая деятельность не подпадает под действие Закона о защите прав потребителей, а регулируется лишь Гражданским кодексом. Так что при возникновении конфликтной ситуации и невозможности решить ее с исполнителем некачественной услуги, оказанной на дому, придется идти прямиком в суд.

Впрочем, как рассказала специалист, споры возникают и при некачественном оказании услуг, относящихся к бытовым. Например, по Правилам бытового обслуживания потребителей, прием обуви в ремонт возможен без оформления документа, подтверждающего заказ. На практике это создает сложности при возникновении конфликтной ситуации, ведь доказать какие-либо особенности оказания такой услуги или другие нюансы, касающиеся сданной в ремонт вещи, практически невозможно.

– Но в большинстве ситуаций споры между исполнителем бытовой услуги и потребителем разрешаются на месте, – отметила Ю.Войтюк. – Даже если стороны не пришли к консенсусу, это не значит, что одна из них сразу обращается в суд, ведь оформление и подача иска стоит денег и времени. Некоторые потребители обращаются к нам в учреждение. Мы рассматриваем мнения обеих сторон, изучаем документы и даем разъяснения. Иногда советуем, есть ли смысл продолжать конфликт, ведь бывает, что потребители просто не знают какой-то нормы законодательства.

– Как действовать, если качество услуги меня не устраивает и я считаю, что переплатила за нее? – задала вопрос Марина.

– Требования оказания бытовых услуг с учетом их особенностей по группам (услуги химчистки, прачечных, парикмахерских и др.) регламентируются Правилами бытового обслуживания потребителей. В Гражданском кодексе, законах о защите прав потребителей, об обращениях граждан и юридических лиц есть ответы на вопросы о том, как отстоять свои права. Прежде всего нужно обратиться к исполнителю. Возможно, удастся решить вопрос по устному заявлению. Если согласие не достигнуто, лучше всего изложить свои требования письменно в виде претензии. В случае несогласия с качеством услуги и отказа исполнителя урегулировать возникший конфликт можно в досудебном порядке провести независимую экспертизу. Это может сделать как исполнитель услуги, так и заказчик (заявитель) в органах, аккредитованных на проведение экспертизы. Но потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Уполномоченные по защите прав потребителей в администрациях районов и в Мингорисполкоме могут грамотно проконсультировать и оказать помощь в составлении судебного иска.

Минчанин позвонил в контакт-центр с вопросом о том, где можно отремонтировать старый радиоприемник, который давно снят с производства. Специалист ГУПР Мингорисполкома назвала пару адресов таких мастерских, пояснив, что такой аппарат можно отремонтировать только при условии наличия деталей в мастерской.

Напоследок Ю.Войтюк напомнила:

– Потребителям надо помнить, что в каждом объекте бытового обслуживания есть прейскурант, с которым можно и нужно ознакомиться, чтобы впоследствии не возникло вопросов. Стоит иметь в виду, что у субъектов хозяйствования ценообразование сегодня свободное.

По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»