/ / Общественно-политические
12.06.2019

На каком основании дачников оставили без электроэнергии – комментарий Минэнергетики

«На нашем садовом участке была прекращена подача электроэнергии без письменного предупреждения. Задолженности по оплате у нас нет. Обращались в Узденский исполком, в правление, Министерство энергетики, но везде получили отписки и рекомендацию обратиться в суд. Председатель правления ссылается на Правила электроснабжения, в которых говорится о недопустимости самовольной подачи электроэнергии на электроустановки. Мы подключили от своего поверенного прибора учета электроэнергии одну энергосберегающую лампочку для брата, у которого не было света. Почему нам отключили электричество? Зинаида Емельянова, Минск».

Ольга Прудникова, заместитель Министра энергетики:

– Правовое регулирование деятельности садоводческих товариществ (СТ) регламентируется специальным законодательством, которое включает Положение о садоводческом товариществе, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (Положение о СТ), Типовые правила внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50», а также регламентируется уставом СТ и иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие сферы общественных отношений, в части, не противоречащей указанному специальному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 Положения о СТ садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества.

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 года садовые дома не включаются в состав жилищного фонда, что свидетельствует об установленном на уровне законодательного акта ограничении использования указанных капитальных строений (жилых помещений) для постоянного проживания граждан и, как следствие, ограничении в регистрации в садовых домах по месту жительства.

В связи с этим Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (Правила электроснабжения), установлены особенности расчетов энергоснабжающих организаций с СТ как юридическим лицом за потребленную электроэнергию на основании показаний средства группового расчетного учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей между энергоснабжающей организацией и СТ. При этом энергоснабжающей организацией не оказывается СТ коммунальная услуга электроснабжения, а осуществляется поставка электрической энергии как товара для нужд СТ в целом для целей осуществления деятельности СТ, а не для нужд отдельных граждан – членов СТ.

СТ как юридические лица производят расчеты за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27 февраля 2017 г. № 16 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» организациям на уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению».

Вопросы взаимоотношений внутри СТ, в том числе расчетов за электроэнергию, потребленную гражданами – членами СТ в садовых домах, не входят в компетенцию Министерства энергетики.

Кроме того, пунктом 42 Положения о СТ (нормативным правовым актом, утвержденным Президентом Республики Беларусь и имеющим большую юридическую силу по отношению к Правилам электроснабжения, утвержденным Правительством Республики Беларусь) правлениям СТ предоставлено особенное право на принятие решений об отключении гражданам – членам СТ электроэнергии за несвоевременное внесение данными гражданами взносов (в течение двух месяцев подряд со дня наступления срока уплаты) либо за неисполнение без уважительных причин других обязанностей, предусмотренных пунктом 19 Положения о СТ, до выполнения ими обязанностей в полном объеме.

Подобного (особенного) права, предусмотренного для правлений СТ, не предусмотрено Правилами электроснабжения для энергоснабжающих организаций во взаимоотношениях, в том числе с бытовыми абонентами. Учитывая вышеизложенное, деятельность СТ регулируется специальным законодательством, в связи с чем правовые предписания Правил электроснабжения напрямую неприменимы во взаимоотношениях и рамках СТ.

Однако с учетом части второй пункта 28 Положения СТ уставом СТ к компетенции общего собрания может быть отнесено рассмотрение иных вопросов, касающихся деятельности СТ, в том числе вопроса о применении отдельных норм Правил электроснабжения.

В части применения правовых предписаний Правил электроснабжения во взаимоотношениях между органами управления СТ и гражданами – членами СТ отмечаем, что в соответствии с Правилами электроснабжения под энергоснабжающей организацией следует понимать организацию независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении электрические сети.

Таким образом, дли решения изложенного в вашем обращении вопроса по существу полагаем возможным предложить вам обратиться в правление СТ «Солнечное 2010» для получения соответствующих разъяснений. 

Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 11 июня 2019 г.