/ / Общественно-политические
26.02.2019

Ипотека в Беларуси. Как работает механизм покупки жилья в кредит, и будут ли в нем подвижки?

Ипотека в Беларуси – словно привидение. Все о ней знают, но никто не сталкивался. Де-юре она действует с 2008 года, но на деле не функционирует и по сей день. Как работает механизм покупки жилья в кредит, и будут ли в нем подвижки?

Ипотека

На днях Министр экономики Дмитрий Крутой сообщил, что его ведомство разработало проект указа о внедрении в Беларуси ипотеки. Предполагается, что механизм полноценно заработает в 2021 году.

– Это пока еще сырой документ, требующий широкого обсуждения. Чтобы максимально обезопасить наших граждан при внедрении института ипотеки предстоит разрешить много нюансов, – рассказал журналистам Дмитрий Крутой.

– Ключевым моментом станет обеспечение приемлемых макроэкономических параметров в 2019 и 2020 году. И, может быть, с 2021 года мы будем запускать ипотеку в Беларуси на полноценной основе, – предположил он.

– Советовались ли при разработке закона в Правительстве с экспертами по недвижимости? – интересуюсь у председателя Белорусской ассоциации «Недвижимость» Николая Простолупова.

– Нет, разговора не было, как и никаких совместных совещаний и круглых столов Минэкономики не организовывал, – ответил собеседник. – Но что касается темы ипотечного кредитования, то с нами советоваться не надо. В стране давно создана нормативно-правовая база. Ничего нового чиновники придумывать не будут. Все есть – начинай работать. Проблема только в одном – размере процентных ставок.

Классическое определение ипотеки – залог недвижимости. Некоторые риелтерские агентства многие годы участвуют в оценке квартир и домов, которые банки берут в залог под будущий кредит.

– Практика работы банков по залогу недвижимости и выдаче кредита существует в Беларуси не менее 25 лет. Поэтому ничего нового изобретать не надо, – уверен эксперт. – Проблема в другом. На Западе при покупке в ипотеку квартиры или дома банки выдают кредиты под 2-3 % годовых. У нас же финансовые условия ипотечного кредитования такие же, как и для остальных случаев жизни: 13-16 %. Ипотека не может развиваться при таких процентных ставках, они должны быть приближены к мировой практике. Хотя бы 4-5 %, и тогда мы увидим бурный рост.

По словам эксперта, ипотечное отличается от других видов потребительского кредитования, например на товары или авто. В нем нет рисков, что завтра кредитор ударится в бега вместе с нажитым имуществом.

– На автомобиль сел – и пропала машина, – привел он пример. – Или при товарном кредите: пришли на склад, шубы висят на миллион долларов, а завтра их может и не быть.

– Тут же совсем другие риски. Ведь недвижимость не заберешь и не увезешь ни в Россию, ни в США. Есть только риск возврата кредитов, – рассуждает эксперт. – Однако на объекты недвижимости, находящиеся в ипотеке, благодаря информации из подразделения Национального кадастрового агентства (раньше их называли БТИ) накладывается запрет. С ними юридически нельзя ничего сделать, пока банк не сообщит, что кредит полностью погашен. Другое дело, банки могут опасаться изменения курса доллара, инфляции, но уже два года они демонстрируют неплохую стабильность.

Будучи в Швеции Николай Простолупов познакомился с местным руководителем курсов, который купил себе коттедж за 240 тыс. евро. Швед рассказал, что ежемесячно оплачивает 500 евро при зарплате в 4000. Он получил кредит в банке под 2 % годовых.

– Как же господин Густав собирается оплачивать ипотеку на 40 лет, ведь ему уже стукнуло 50? – поинтересовался у шведских банкиров наш соотечественник. – Ничего страшного, не будет платить господин Густав, его наследники заплатят, – ответили в шведском банке – А если нет детей – тоже ни беда. По нашей статистике за последние 100 лет недвижимость в Швеции только растет в цене. Не захотят платить, мы выставим коттедж на продажу. Вот позиция! Вот как работает ипотека!

Но это одна точка зрения. Есть и другая. И она гласит, что дело не только в процентных ставках, но и в самих ресурсах.

– Белорусские банки не могут субсидировать граждан на 20 или 40 лет. У кредитных организаций слабые источники длинных денег. Драйвером ипотечного кредитования могут выступить разве что три «тяжеловеса» – «Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк». Но зачастую главным банкам приходится отвлекать средства под госпрограммы, значит свободных денег на коммерческие цели остается мало, а ипотека как раз из таких инструментов, – считает другой эксперт.

– Вклады у нас рассчитаны максимум на 2 года, – продолжает он. – Население несет в банки деньги в лучшем случае на год, а то и вовсе на пару месяцев, играя на курсе. Вот если бы оно доверяло банкам вклады лет на 10-20, тогда бы эти деньги могли работать, в том числе и на ипотеку. Но пока наши сограждане не готовы столь долго оставлять деньги в банках. Впрочем, как и юрлица, из вкладов которых состоят банковские капиталы.

Говоря о появившемся проекте указа об ипотеке, который разрабатывает Минэкономики, эксперт отметил, что ряду госорганов еще предстоит согласовать свои позиции. Ведь кроме финансовых вопросов придется переформатировать и жилищное законодательство.

Ранее ожидалось, что со снижением инфляции, уменьшится и ставка рефинансирования, а значит и ставки по кредитам. К сожалению, пока эти надежды не сбылись.

– Поскольку наше Правительство возглавляет бывший банкир, он как никто иной разбирается в этой теме, и активно ищет пути выхода из ситуации, – отмечает эксперт. – В закрытом режиме идут согласования и совещания, которые не выносятся на общественный уровень, поскольку пока хватает внутренних противоречий. Но чиновники пытаются их утрясти, чтобы в ближайшее время заработала либо ипотека, либо иной механизм покупки жилья в кредит. Нам же пока остается только ждать.

По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»