/ / Общественно-политические
05.12.2019

Проект национального масштаба: депозитно-залоговая система должна дать стране не менее 80 % сбора упаковки. Что для этого нужно сделать?

Тароматы для сбора пластиковых, стеклянных бутылок и жестяных банок могут появиться в магазинах к концу 2021 года либо началу 2022-го. Предложения по внедрению депозитно-залоговой системы (ДЗС) упаковки в нашей стране высказывались с 2011 года. Сегодня проект указа о ДЗС сбора тары подготовлен и внесен на рассмотрение в Правительство. Проект депозитной системы сам по себе непростой. Не зря на ее создание отводится два года. Но хватит ли этого времени, чтобы создать такую сложную систему? Почему у нас затягивается внедрение механизма, который позволяет использовать повторно до 99 процентов стеклянной тары и не менее эффективно работает сейчас в других странах на новом технологическом уровне? Об этом «Р» поговорила с экспертами.

Депозитно-залоговая система упаковки

Обсудить за круглым столом эту тему мы пригласили Анатолия Шагуна, начальника управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»; Ольгу Сазонову, начальника главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды; Ивана Михальчука, автора концепции депозитной (залоговой) системы возврата тары в Беларуси; Владислава Скребцова, исполнительного директора союза «Гильдия пивоваров»; Никиту Татищева, представителя Союза производителей алкогольных напитков.

Контрольная система

«Р»: На каких принципах будет строиться депозитно-залоговая система сбора тары в нашей стране?

А.Шагун: Начну с того, что суть внедрения системы – стимулирование населения возвращать использованную упаковку в место сбора. ДЗС показывает высокую эффективность возврата в переработку или в повторное применение использованной тары – действительно, практически до 99 процентов. Никакая другая система сбора тары на сегодняшний момент таких высоких показателей не имеет. Предложения по внедрению такой системы в Беларуси высказывались с 2011 года.

В 2015-м по заказу Министерства ЖКХ разработаны концепция и логистика ДЗС, подготовлен рамочный проект указа. Предполагается, что внедрение такой системы позволит увеличить в 2,1–2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь пластиковых бутылок (в 3–3,3 раза), снизить объем захоронения коммунальных отходов, дополнительно собрать и переработать не менее 85 000 тонн отходов стекла, 23 000 тонн пластиковых отходов и 360 тонн отходов алюминия.

«Р»: Рамочный проект указа готов. В чем его суть?

А.Шагун: ДЗС – проект национального масштаба. Его нельзя реализовать в отдельном городе. Эта система достаточно сложная, она охватывает всю страну и должна заработать в какой-то определенный момент, и заработать без сбоев. В нее вовлечено практически все население страны. Для создания системы предлагается привлечь инвестора, имеющего опыт создания и эксплуатации таких систем. Вложить собственные средства в ее создание для белорусского бизнеса достаточно проблематично.

В 2018 году Беларусь объявила о намерении выбрать потенциального инвестора на конкурсной основе. Предложения от инвесторов поступают. Инвестиционный конкурс должен состояться. Инвестор должен спроектировать систему для нашей страны исходя из своего представления, как она работает. Он же и будет обслуживать эту систему – логистику, тароматы, пересчет тары и т.д. Но управлять этой системой будет белорусская организация под контролем государства.

«Р»: На базе какой структуры будет создаваться система?

А.Шагун: Проект указа уже внесен на рассмотрение в Правительство после согласования со всеми заинтересованными. В проекте документа мы постарались учесть интересы всех сторон. Этот проект – рамочный документ, который определяет основных участников системы, их обязанности и дает поручение Правительству организовать эту систему в стране.

В первые три месяца после подписания указа Правительство примет ряд документов по функционированию системы, в том числе по проведению инвестиционного конкурса о конфигурации самой системы. Тогда же и определится государственный орган, который займется внедрением этой системы. Дальше Правительство установит размеры залога и размеры возмещения торговле за услугу по сбору тары, и параллельно дополнится законодательство под депозитную систему, инвестор будет вести работу по созданию системы.

Проект указа также предусматривает, что для управления системой будет создана некоммерческая организация. Хотелось, чтобы в управлении этой системой участвовало не только государство, но и частный бизнес. Общий срок организации работы указан: 24 месяца с момента подписания указа Президента.

Если все будет принято так, как предлагает Министерство ЖКХ, то система заработает либо в конце 2021 года, либо в начале 2022-го.

Под надежным залогом

«Р»: Какова будет залоговая стоимость тары и упаковки? Есть ли сейчас конкретные расчеты?

А.Шагун: Разработчики рекомендовали установить залог 20 копеек за единицу любой упаковки. Это, скорее, психологический стимул для человека, а не экономический показатель стоимости упаковки. Идея такова: залог должен быть сопоставим с ценой на новую бутылку, чтобы ее было интересно принести в приемный пункт. Если установить залоговую стоимость более высокой, то есть риск столкнуться с мошенничеством при сдаче пустой тары.

«Р»: Во сколько, по предварительным подсчетам, обойдется ДЗС?

А.Шагун: Создание системы оценивается ориентировочно в 80–100 миллионов евро. Из них 45–60 миллионов – инвестиции. Остальное – оборотные средства, которые нужны, чтобы система работала.

«Р»: А каковы главные аргументы, что такая система нам нужна?

И.Михальчук: Аргументов много. Депозитная система не только эффективнее в три раза существующей системы сбора вторичных материальных ресурсов. Плюс она имеет еще и общественно-политическое значение, так как позволяет привлечь к проблемам обращения с отходами практически все население, производителей продукции и сферу торговли и услуг. Мы ведь как потребители с тарой обращаемся каждый день. Этот мотивационный механизм безупречен. Мы гарантируем населению, что эти деньги не пропадут. Это как банковская ячейка, в которую положил 20 копеек – и в любой точке страны можешь их вернуть.

«Р»: Сколько потребительской тары мы сможем извлекать с помощью системы из отходов? И сколько ее вообще попадает в отходы?

И.Михальчук: ДЗС будет распространяться на стеклянную тару, ПЭТ-бутылки, алюминиевую упаковку. И мы сможем извлекать сегодня 1,8 миллиарда единиц такой тары в год. Но это всего лишь треть (от 5,5 миллиарда единиц) одноразовой упаковки, которая ежегодно образуется в стране. Преимущество депозитной системы – это снижение издержек при сортировке не менее чем на 30 процентов, а также возможность переработать до 80 процентов чистого вторичного сырья. Минимизация затрат на сбор и сортировку вторсырья со временем может снизить тарифы для населения по платежам за отходы.

Приведу литовский опыт. Там ДЗС на одноразовую тару существует уже с 2016 года. Спустя два года 92 процента тары возвращается обратно. Важную роль должна сыграть ДЗС и в увеличении доли использования многооборотной тары. А в Германии одной из причин внедрения ДЗС стал уровень использования многооборотной тары. Когда он опустился ниже 70 процентов, ввели депозит на одноразовую тару. У нас уровень сбора многооборотной тары сейчас составляет всего 5–6 процентов. Внедряя ДЗС, мы мотивируем производителей использовать многооборотную тару и таким образом уже на стадии сбора предотвращаем образование отходов. Принцип предотвращения образования отходов – приоритетный в системе управления отходами.

«Р»: А куда будем сдавать бутылку, привезенную из-за границы?

И.Михальчук: Если бутылка завезена частным лицом, не имеет соответствующей маркировки и не зарегистрирована в системе, то в контейнер для раздельного сбора мусора. Всех импортеров продукции в таре и местных производителей зарегистрируют в системе. Всю тару занесут в соответствующий банк данных, она будет иметь специальную маркировку, чтобы тароматы имели возможность ее идентифицировать.

Признаюсь, меня больше волнуют сроки исполнения этого проекта. Чтобы система заработала, нужно создать нормативно-правовую базу, обследовать все торговые точки, разработать технические проекты. Несмотря на то что концепции уже 4 года и в соответствии с Государственной программой «Комфортное жилье» ДЗС должна заработать в 2020 году, сегодня мы находимся лишь на стадии утверждения указа Президента. Для меня как одного из участников разработки «Национальной стратегии по обращению с отходами в Республике Беларусь на период до 2035 года», которая утверждена Правительством, обладающего информацией о реализации других проектов по обращению с отходами, очевидно, что эффективность инвестиций в ДЗС будет на порядок выше, чем, например, в сортировочные заводы. Такой анализ ситуации Правительству представлен, однако вместо внедрения ДЗС продолжается строительство неэффективных и убыточных сортировочных линий (заводов).

Депозит сбору не помеха

«Р»: А после внедрения ДЗС мы откажемся от раздельного сбора мусора?

О.Сазонова: Депозитно-залоговая система – это эффективный механизм экономического стимулирования населения. Предотвращению образования отходов ДЗС способствует только в отношении многооборотной стеклянной тары. Введение депозитно-залоговой системы не исключает наличие и функционирование системы раздельного сбора вторичных материальных ресурсов (стекла, пластика, бумаги и др.), что подтверждается международным опытом (Швеция, Финляндия, Германия и др.).

Различные системы сбора имеют право на существование, они должны дополнять друг друга. У человека должен быть выбор: сдать тару в таромат и получить деньги или выбросить бутылку в контейнер для раздельного сбора отходов, откуда она впоследствии будет направлен на переработку.

Должна быть организована эффективная, современная система обращения с отходами, позволяющая обеспечить реализацию стратегической цели государственной политики в данной сфере. Это уменьшение объемов образования отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, а также максимальное использование и вовлечение отходов в гражданский оборот.

А.Шагун: Объемы образования отходов полимеров в стране – около 280 000 тонн, из них примерно 140 000 тонн – это упаковка. Собрано почти 90 000 тонн полимеров, остальное идет на захоронение. Собирается только 30 процентов ПЭТ-бутылок (в основном за счет сортировки). Так что даже если из всего этого объема будет исключена ПЭТ-бутылка, потребность в системе раздельного сбора отходов пластмасс сохранится, а ведь есть еще макулатура и разные виды стекла.

«Р»: А есть ли статистика, сколько удалось собрать упаковки за счет раздельного сбора мусора в контейнерах?

А.Шагун: Примерно 40–50 процентов содержимого контейнеров для раздельного сбора мусора используется. Около 85 процентов вторичного сырья собирается путем заготовки – либо у юрлиц напрямую, либо у населения в заготовительных пунктах. Остальные 15 процентов – это раздельный сбор и сортировка коммунальных отходов. В прошлом году около 55–60 процентов стеклянных бутылок собрали через систему раздельного сбора, в основном через приемные пункты. С ПЭТ-бутылкой немного хуже: всего 25–30 процентов упаковки вернулось в переработку и использовано в качестве вторсырья.

Депозитная система должна дать Беларуси не менее 80 процентов сбора упаковки, то есть фактически в 2–2,5 раза повысить нынешнюю эффективность.

«Р»: А как смотрят на будущую систему производители?

В.Скребцов: Пивоваренный бизнес, представленный как национальными, так и транснациональными компаниями, со всей ответственностью подходит к инициативам государства в плане совершенствования системы по обращению с отходами. Наш бизнес социально ответственен и дисциплинирован. Вложенные многомиллионные инвестиции в экономику – яркое доказательство того, что стратегические партнеры пришли в Беларусь на долгие годы. Поэтому они готовы использовать ту международную экспертизу и опыт, которые есть в их распоряжении. Мы изучили ситуацию и пришли к выводам, о которых письменно проинформировали ЖКХ и другие уполномоченные госорганы. Например, непонятны законодательный механизм и порядок привлечения бизнеса к внедрению системы и участие его в управляющей организации.

Сегодня мы работаем в Евразийском союзе, но как ДЗС будет действовать в условиях общего рынка, пока остается за кадром. Эта тема не обсуждалась на площадке ЕАЭС. Нормы законодательства, призванные регулировать ДЗС, должны быть прямыми и понятными во всех вопросах, а не содержать в себе исключения и поправки. Мы должны от этого уйти. Еще момент. Как быть с оборотной тарой? На сегодня 70 процентов пивоваренных производств избавились от многооборотной тары и даже демонтировали бутылкомоечные машины. Это произошло 10 лет назад. Причем это был процесс вынужденный – в стране прекратился сбор тары.

Если в перспективе нас ждет поэтапный переход на стеклянную бутылку, то стекольной отрасли уже сегодня надо озаботиться производством таковой, причем соответствующей современным мировым стандартам. На сегодняшний день безопасность ПЭТ-упаковки подтверждена на мировом уровне. Легкая, безопасная и неэнергозатратная при производстве, она широко используется во всех сферах и даже в медицине. ПЭТ-упаковка сегодня недооценена, необходимо лишь научиться ее собирать и должным образом наладить переработку. Производство стекла, наоборот, требует использования природных ресурсов: кварцевого песка (запасы его ограничены), соды (завозится по импорту) и большого количества энергии.

А.Шагун: Если мы говорим о переходе на экологичную упаковку, то нужно говорить и о переходе на многооборотную тару. Только так.

В.Скребцов: Если говорить о механизме, который заложен в системе депозита, то просроченная задолженность торговли будет образовывать кассовый разрыв. ДЗС решает лишь часть проблемы во всей массе образующихся отходов. Причем только маленькую часть, около 5–7 процентов. Повторюсь, мы не боимся ДЗС. Но мы говорим, что нужно создать абсолютно прозрачные условия для инвестирования в эту систему и исключить перекрестное субсидирование в настоящий момент, когда средства от экологического сбора за пластик расходуются на другие нужды.

Общий интерес

«Р»: Как можно стимулировать производителей использовать многооборотную тару?

А.Шагун: Любое производство так или иначе обновляется и модернизируется, так что возобновить использование многооборотной бутылки возможно. Разумеется, за один день это не получится. Вопрос использования многооборотной тары связан с двумя моментами. Первый. Сегодня производитель пытается удивить потребителя, поэтому на прилавках мы видим сотни разновидностей бутылок. Нужно в разумных пределах вернуться к стандартизации упаковки – хотя бы к десяткам наименований.

Второй момент. Как всю тару сегодня собрать и организовать ее повторное использование? Из-за сложной системы сбора теряется выгода от использования многооборотной тары. Депозитная система хороша тем, что стеклянная тара возвращается в места продажи, ее можно рассортировать в любом магазине или в специально созданном перерасчетном центре. А производитель может потом купить эту бутылку как готовое изделие.

«Р»: Какие еще подводные камни видят представители бизнеса в новой системе?

Н.Татищев: Сейчас мы проблему обсуждаем концептуально. Если система будет введена, она затронет всех: и производителей, и торговые сети, и покупателей.

Вопросов сейчас больше, чем ответов. Насколько, например, повысится стоимость товара? Ведь затраты могут оказаться выше запланированных, точного расчета до сих пор нет, только приблизительные. Приведу простой пример. Производителям товар нужно маркировать. Но на этикетке часто нет места, чтобы нанести штрихкод. Соответственно, нужно найти для него место, перенастроить оборудование. Словом, есть сложные технические проблемы, они требуют совместной проработки.

Есть также вопросы организационного характера. Например, на каких условиях бизнес будет участвовать в создании новой системы? За истекший год ни один из этих вопросов не был детально проработан. Мало того – с представителями бизнеса данные вопросы вообще в этом году практически перестали обсуждаться. Если на введение ДЗС выделят такой короткий срок, то разработчики сами себя загонят в угол. Эффективную систему за такой короткий срок создать практически невозможно, с учетом того, как медленно идет дело сейчас.

И.Михальчук: Основные принципы, рамочные условия и расчеты изложены в концепции, но они требуют детализации. Законодатель должен дать ответы на все вопросы, которые возникают у участников системы. Необходим конструктивный диалог. Попытки некоторых производителей представить проект как «катастрофу» для экономики страны являются не чем иным, как нежеланием принимать участие в проблемах обращения с отходами.

А предложение о проведении эксперимента в отдельно взятом населенном пункте, на мой взгляд, абсурдно, так как такой подход не соответствует основным принципам, по которым должна функционировать ДЗС. Проведение подобного пилотного проекта может рассматриваться лишь как рекламная акция торговой марки. Особенность системы как раз в том, что граждане смогут вернуть залог на всей территории страны, а не в отдельно взятом населенном пункте. Поэтому очень важным, на мой взгляд, является скорейшее принятие указа Президента, на основании которого окончательно определятся сроки внедрения системы и основные обязанности всех ее участников.

В.Скребцов: Мы все должны ясно понимать, что с момента подписания указа начнется обратный отсчет времени. За три года рожден рамочный документ, за два оставшихся года предлагается детально проработать и запустить ДЗС. Это очень оптимистичный прогноз. Любому инвестору нужна прозрачность. Но если новая система государству необходима, то давайте это делать совместными усилиями. Бизнес к такой работе готов.

ЦИФРА

Объемы образования отходов полимеров в стране – около 280 000 тонн, из них примерно 140 000 тонн – упаковка. Собрано почти 90 000 тонн полимеров, остальные идут на захоронение.

Аэлита Сюльжина, Елена Мисник, «Рэспубліка», 5 декабря 2019 г.
(фото – Сергей Мицевич)