/ / Общественно-политические
02.08.2019

Почему бы не включить все деревни и села под действие Указа № 345

Указ предпринимателю в помощь и потребителю во благо

Хорошая новость. Льготы для бизнеса на селе по Указу № 345 продлят до 2030 года. Также появятся новые преференции. Владельцы магазинов и кафе, подпавших под действие документа, станут меньше платить за электроэнергию. Не секрет, что она составляет львиную долю затрат из-за холодильного, теплового оборудования. Еще одно новшество: местная власть получит право сдавать в аренду или отчуждать недвижимое имущество, на которое нет документов о госрегистрации.

Вступления в силу 1 января 2018 г. Указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» ждали многие. Оно и понятно. В магазинах до 50 «квадратов» и автолавках разрешили продавать спиртное. Обороты от реализации товаров освободили от НДС, а налог на прибыль снизился вдвое. Свобода от земельного налога и налога на недвижимость, отсутствие арендной платы за земельные участки – далеко не все бонусы, которые должны были подстегнуть бизнес в глубинке пойти еще глубже. Похоже, это действительно удалось.

За время действия указа в сельской местности открылось 388 новых торговых объектов и 77 – общепита, стало колесить на 75 больше автолавок. Вступления в силу этого Указа ждали и мои родственники, у которых два магазина на селе. Они были разочарованы, узнав, что их агрогородок не вошел в список населенных пунктов, подпадавших под действие документа. Соседние три деревни, где всего один, девять и 18 жителей, в этот список вошли. Но открывать магазин для 18 пенсионеров (а многим из них уже за 80) невыгодно и, по крайней мере, недальновидно. И разве можно винить предпринимателя в том, что он считает каждую копейку и преследует цель заработать.

Почему бы тогда частнику не пустить автолавку? Думали и над таким вариантом. Но до деревни с одним жителем 15 километров. Даже один раз в неделю отвезти сельчанину батон, килограмм сахара и 400 граммов колбаски себе в минус. Нужна машина, холодильник, кассовый аппарат и отдельный работник. Благотворительность и бизнес – вещи совместимые. Но не тогда, когда благое дело уводит экономику предприятия в минус.

У меня возник резонный вопрос: почему бы преференции по Указу № 345 не распространить на всю сельскую местность, не обижая отдельные населенные пункты? Польза от этого будет всем: и бизнесу, и людям. Возьмем, к примеру, Гродненскую область. Этот регион проявил смелость и включил в список сразу 99,5 процента своих населенных пунктов, которые подпали под льготы по указу. Минщина – всего 8,4 процента. И вот какую закономерность я усмотрела: в 2018 году налоговыми льготами в Беларуси воспользовались 1107 предпринимателей. Разница налицо: 487 юрлиц и ИП на Гродненщине и всего 62 – в пристоличном регионе. Увидев, что указ действительно идет на пользу селу, бизнесу и экономике области, Миноблисполком в мае этого года расширил список населенных пунктов аж в десять раз. Это значит, что гораздо большее число предпринимателей получат льготы.

И тут несложно продолжить логическую цепочку. Подпав под Указ, бизнесмен будет иметь в распоряжении свободные деньги и стремиться вложить их в развитие или расширение своего дела. Допустим, откроет еще один магазин на другом конце деревни, чтобы сельчанам не ехать за хлебом два километра. Два крепких магазина станут подушкой финансовой безопасности, когда впору присмотреться к заброшенному зданию в соседней, не такой густонаселенной деревне и открыть еще один магазин. И пусть выручка там не будет бить рекорды, но для бизнеса это дополнительный доход. А для деревни одно-два новых рабочих места и, конечно, продукты – доступные не по графику автолавки, а целый день.

Наталья Остапчук, «Сельская газета», 1 августа 2019 г.