/ / Общественно-политические
02.08.2019

Эксперты пояснили, почему не стоит верить пересудам о новом Налоговом кодексе

Нормы работают во благо

Сколько копий было сломано вокруг недавних изменений в налоговом законодательстве, сколько экспертов повысило свой рейтинг на его критике. Государство пошло навстречу бизнесу. Отменен документ, вокруг которого велось много споров. Казалось бы, все должны быть довольны. Ан нет. Некоторые тут же стали утверждать: теперь начнут применять статью 33 Налогового кодекса, корректировать налоговую базу и сумму налогов, так что предпринимателям, мол, снова не поздоровится.

Попробуем непредвзято разобраться в сути, а также в том, кому и почему выгодно формировать негативное мнение по данной проблеме.

Налоговый кодекс

В чем разница

В отмененном Указе № 488 было предусмотрено ведение Реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, прописано налогообложение при признании первичного учетного документа не имеющим юридической силы. Также регламентировался порядок составления заключений ДФР Комитета государственного контроля и вынесения ими предписаний.

С 1 января Реестр не ведется. У добросовестного субъекта хозяйствования нет шансов испортить деловую репутацию из-за включения в него по такому, к примеру, основанию, как нерасположение по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или месту жительства.

– Включение субъекта хозяйствования в Реестр означало, что не только он, а и все его контрагенты вызывали интерес контролирующих органов, что могло послужить основанием для проведения проверки, – объясняет заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич. – При этом нельзя не признать: заглянув в Реестр, любой субъект хозяйствования мог проверить благонадежность своего контрагента, пусть и не всегда своевременно. Сегодня для проверки деловой репутации своих контрагентов можно воспользоваться электронной услугой, предоставляемой Национальным центром электронных услуг через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.

Во-вторых, в Указе четко оговаривалась корректировка налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами.

Сегодня Налоговый кодекс предусматривает корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога исключительно при наличии подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта, исходя из всех фактических сведений и обстоятельств совершения хозяйственных операций. При этом будут учтены суммы налогов, уплаченные ранее в бюджет, по соответствующим сделкам.

Важный момент

Сегодня совершенствуются подходы применения правовых последствий к субъектам хозяйствования по результатам проверок. Вырабатывается единая практика применения части 4 статьи 12.17 КоАП вследствие недостоверности (недействительности) первичных учетных документов, влекущих искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению субъектом хозяйствования в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях, а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Так, практика складывается таким образом, что при корректировке налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК административная ответственность по части 4 статьи 12.17 КоАП не применяется.

К слову, положения части 4 статьи 12.17 КоАП в 2018 году значительно смягчены. Вместо конфискации товара и (или) выручки, полученной от реализации товаров, в настоящее время предусмотрен штраф в размере до пятидесяти процентов от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.

«Охота на ведьм»

Таким образом, если Указ однозначно трактовал, что не имеющие юридической силы первичные учетные документы являются основанием для корректировки налоговых обязательств, то сегодня контролирующим органам для уточнения налоговой базы необходимо разобраться в самой хозяйственной операции, изучать все обстоятельства ее совершения. Если, конечно, это возможно. При разработке статьи кодекса во главу угла было поставлено пресечение незаконных налоговых схем и незаконной налоговой оптимизации. А также минимизация имевших место негативных последствий для добросовестных плательщиков в период действия Указа № 488. Схожий подход присутствует в налоговом законодательстве многих стран. Заместитель директора Департамента финансовых расследований КГК Виктор Франскевич отмечает: вывод о реинкарнации Указа № 488 более чем несостоятелен.

– Во время действия Указа № 488 заключения Департамента могли составляться в отношении субъектов хозяйствования, включенных в Реестр, при наличии определенных оснований. На основе такого заключения территориальные органы финансовых расследований выносили предписание юридическому лицу, в соответствии с которым субъект хозяйствования уплачивал в бюджет причитающиеся налоговые обязательства. В случае неисполнения требований предписания органы финансовых расследований вправе были назначить и провести проверку. Сейчас же заключение Департамента может быть составлено в случае установления по результатам проверки или в ходе расследования уголовного дела одного или нескольких оснований. При этом для заключения должны иметься доказательства, свидетельствующие о наличии хотя бы одного из обстоятельств. При этом существенно, что на момент составления Департаментом заключения должно быть либо возбуждено уголовное дело, либо проведена соответствующая проверка. Неотъемлемым атрибутом является подтвержденный документами период, в течение которого установленное основание может влечь корректировку налоговой базы.

Следует обратить внимание, что значительно повысился уровень ответственности при принятии решения о направлении субъектам хозяйствования информации, составляемой на основании заключений департамента. Сегодня информация, которая носит профилактический характер, может быть направлена только Департаментом финансовых расследований. В этом отличие от предыдущей практики, где право направлять предписания было закреплено Указом за территориальными органами финансовых расследований. При этом важно отметить, что действенным и оперативным средством защиты прав субъектов хозяйствования является возможность обращения к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий государственный орган с возражениями либо пояснениями относительно полученной от контролирующего органа информации.

Только факты

Результаты контрольных мероприятий с учетом правоприменительной практики этих документов говорят сами за себя. Только за первый год действия Указа № 488 налоговыми органами проведено 820 проверок субъектов хозяйствования, за 2014 г. – 865, за 2015 г. – 900, за 2016 г. – 772, за 2017 г. – 378, за 2018 г. – 143. Органами финансовых расследований за 2014 г. проведены 292 такие проверки, за 2015 г. – 196, за 2016 г. – 181, за 2017 г. – 139, за 2018 г. – 53.

За первое полугодие 2019 года, когда действует статья 33 НК, налоговыми органами составлено всего 7 актов проверок и направлено 5 уведомлений с предложением о проведении корректировки налоговых обязательств в добровольном порядке. Более того, прежде чем составить акт или уведомление, материалы, обосновывающие применение статьи 33 НК, согласовываются с Министерством по налогам и сборам. Количество актов, составленных органами финансовых расследований, исчисляется единицами.

Какие нарушения выявлены налоговыми органами в этом году? Это отражение в учете хозяйственных операций, которые фактически не осуществлялись и оформлялись документально лишь с одной целью – минимизировать налоговые обязательства путем завышения затрат и вычетов по НДС, а также получения наличных для собственного обогащения или выплаты зарплаты «в конвертах».

Кроме того, налоговыми органами совместно с органами финансовых расследований КГК пресечены неоднократные попытки субъектов хозяйствования по незаконному возврату из бюджета сумм НДС. Для чего на подставных лиц регистрировались фирмы, которые между собой документировали хозяйственные операции, связанные с ввозом и последующей реализацией ввезенных товаров.

Проведены контрольные мероприятия, собраны доказательства искажения фактов совершения хозяйственных операций, цель которых – необоснованный возврат НДС из бюджета. Они стали основанием для корректировки налоговых обязательств, а также возбуждения уголовных дел.

Резюме

Очевидно, что для добросовестных плательщиков отмена Указа № 488 и введение статьи 33 Налогового кодекса усилили правовую защиту от возможного формального применения налоговых последствий. Но вал публикаций о негативных вариантах такого шага наводит на мысль: видимо, кто-то опасается остаться без стабильного дохода. Ведь чем меньше возникает таких ситуаций, тем реже субъекты хозяйствования обращаются в различные компании, осуществляющие «помощь» в ведении бизнеса.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 2 августа 2019 г.