/ / Общественно-политические
22.04.2019

Минтруда: бюджетники в зарплате не потеряют

С 1 января 2020 года кардинально изменятся подходы к оплате труда в бюджетной сфере. Эту тему уже обсуждают в коллективах – люди опасаются снижения доходов. В Министерстве труда и социальной защиты, куда мы обратились за комментарием, ответили: «Волноваться не стоит: зарплата не уменьшится, так как это запрещено президентским указом».

Платежные карты

Напомним, что отправной точкой в разработке новой системы стал Указ № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», который Глава государства Александр Лукашенко подписал в январе 2019-го. Основная цель изменений – предельно упростить громоздкую схему расчетов, чтобы человек четко понимал, какие деньги и за что получает. В конце февраля Совмин принял постановление № 138, определив размер будущей базовой ставки (от нее будут отталкиваться при исчислении оклад работников) на уровне 180 рублей, а также тарифную сетку, где предусмотрено количество тарифных разрядов (их станет 18 вместо 27). На этом цифровая конкретика заканчивается, то есть все расчеты, которыми себя нервируют работники, бесполезны, уверяют в отраслевом министерстве.

– Сейчас нельзя просчитать даже точный размер окладов тех или иных категорий работников, не говоря уже о всей зарплате, – поясняет заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты Татьяна Лукьянчикова. – Однако указом четко определено: при переходе на новые условия не допускается снижение размеров начисленной зарплаты работникам бюджетных организаций. При этом мы рекомендуем брать для расчетов зарплату с усредненным значением премии, принятой в организации. Если на премии расходуется, к примеру, 20 % планового фонда оплаты труда, то на каждого работника также следует брать 20 %. Эта рекомендация дана как раз для того, чтобы люди не потеряли в доходах. Конечно, регулировать зарплату до рубля госорганы не смогут – эта задача возложена на руководство бюджетных организаций. Если средства позволят, то нанимателю дано право даже зарплату повысить, но никак не уменьшить.

– То есть можно сказать, что изменения в оплате труда предполагают некоторое повышение доходов?

– Указ не направлен на то, чтобы увеличить или снизить зарплату. Просто финансирование бюджетной сферы построено по такому принципу, что на каждый следующий год предусматривается выделение средств в большем объеме, чем в предыдущем периоде. Это дает основания полагать, что по некоторым должностям возможен рост заработной платы. Но делать прогнозы, пока бюджет не сформирован, рано. Что касается полномочий нанимателя, то он вправе установить работникам, с которыми заключены контракты, соответствующую надбавку. С начала 2020 года ее размер сможет достигать 50 % от оклада работника.

– Напомните, пожалуйста, как изменится алгоритм расчетов.

– Для начала отмечу: оклад специалиста определенного профиля (допустим, бухгалтера) будет одинаковым независимо от того, в какой организации он работает – в социальной службе, вузе или поликлинике. Размер оклада устанавливается путем умножения базовой ставки на тарифный коэффициент, соответствующий определенному тарифному разряду. Количество разрядов, к слову, мы сократили по причине того, что при нынешней системе межразрядная разница практически отсутствует. При новой системе тарифная разница колеблется в пределах 6 %, соотношение тарифных коэффициентов последнего и первого тарифных разрядов достигнет 3 (сейчас – 1,88), разница в окладах работников составит от 12,6 до 34,2 рубля.

Второй момент: новая система не предусматривает повышений оклада либо повышающих коэффициентов. Это неэффективно, к примеру, работникам иногда устанавливают до 15 разных повышающих выплат, но их размер незначителен. Поэтому надтарифная часть зарплаты будет состоять только из стимулирующих (надбавка и премия) и компенсирующих (доплаты) выплат. В этом плане широкими полномочиями наделяются госорганы: министерства здравоохранения, культуры, спорта и туризма, образования, информации, сельского хозяйства и продовольствия, юстиции будут устанавливать тарификацию, стимулирующие и компенсирующие выплаты для работников, которые относятся к сфере их деятельности, независимо от подчиненности организации, где они трудятся. Скажем, Минобразования определит выплаты всем педагогам, даже если те работают в учреждениях, подчиненных другому госоргану. А вот местные органы власти не наделяются таким правом. Так, размеры выплат работникам школы, которая подчиняется рай- или горисполкому, определит то же Минобразования. Другое дело, что, установив ту или иную стимулирующую либо компенсирующую выплату, министерство может не устанавливать ее размер, а отдать это решение на откуп руководителю бюджетной организации.

– Министерство труда и соцзащиты дает какие-то рекомендации другим министерствам по поводу определения стимулирующих и компенсирующих выплат?

– Да. Прежде всего мы рекомендуем устанавливать выплаты обобщенного характера (желательно не более трех), чтобы вновь не прийти к их большому количеству. И далее, уже в пределах обобщенных выплат, надо прописать, кому и за что выдаются деньги. Например, надбавки могут быть за сложность и характер труда, за специфику работы в отрасли. Не следует выделять, допустим, отдельную надбавку за выполнение функций внештатного главного специалиста или за руководство врачами-интернами. Достаточно назвать ее «за специфику труда», а уже в обозначенных рамках доплатить внештатникам – в одном размере, а кураторам интернов – в другом.

– Честно говоря, не совсем понятно, в чем именно заключается упрощение, ведь выплаты остаются, их просто назовут иначе.

– Я специально привела этот пример, чтобы показать: остаются ситуации, когда специфику убрать нельзя. Особенно в здравоохранении, где есть, например, врач-статистик и врач, выполняющий высокотехнологичные операции. Отразить разницу их труда в одном лишь окладе невозможно. Но в то же время мы уйдем от пустых повышений, которые давались врачу только за то, что он врач. Все отраслевые выплаты еще будут предварительно согласованы с Министерством труда и соцзащиты и Минфином. Предложения от госорганов на официальное согласование еще не поступали. Отраслевые системы оплаты труда предполагается разработать до 1 июня.

Елена ОРЛОВА, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси