/ / Общественно-политические
05.04.2019

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования: что изменится?

Качественные перемены предусматривает Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования, разработанная в нашей стране. Первый вариант был готов еще в ноябре, но больше напоминал научный труд. С тех пор документ претерпел 7 редакций, и вместо 32 страниц в конечном варианте осталась лишь половина, где ставка сделана на практику. Результат, подчеркивают разработчики, получился максимально простым и понятным, чтобы на него было удобно ссылаться всем, кто стремится внедрять инновации и продвигать новые подходы в образовании. Как повлияет концепция на жизнь учеников и учителей, в интервью «СБ» рассказал директор главного информационно-аналитического центра Минобразования Павел Лис.

Павел Лис

– У нас создается электронное Правительство, и закономерно, чтобы его частью стало электронное образование. Идеальный вариант работы такой системы, когда гражданин не выходя из дому может решить любой вопрос. Но чтобы быстро и удобно решать проблемы в образовании, для начала нужно собрать максимум данных. Есть много систем по их сбору, но они разного уровня сложности, часть уже морально устарела. Поэтому мы решили постепенно двигаться к трем потокам данных – трем регистрам: обучающихся, учреждений образования и педагогических работников. Все они будут размещаться на единой образовательной платформе. Регистр обучающихся уже создан и готовится к наполнению. В идеале, чтобы данные туда поступали сразу из регистра населения, что позволит снять с учителей огромный пласт работ, решится и проблема всеобуча. По сути, появится цифровой портрет учащегося: учреждение образования, успеваемость, медицинская составляющая, дипломы на конкурсах и олимпиадах. Но тут нужен специальный указ, что, собственно, и прописано в концепции. Банки данных одаренной молодежи, усыновление, работа с ОПФР и многое другое также будут переноситься в регистры. А над этими потоками данных мы надстроим систему аналитики и прогнозирования.

– Какие задачи у этой надстройки?

– Эта система нужна для двух вещей. Во-первых, чтобы влиять на образовательный процесс, улучшать его. А во-вторых, сделать более эффективным менеджмент, то есть министерство должно видеть, какие решения и зачем нужно принимать, причем не по интуиции или жалобам, а опираясь на закономерность. Кроме того, с Комитетом госконтроля мы хотим запустить в этом году интересный проект, который будет оценивать негативные параметры учреждений, чтобы работать не по факту, когда наказывают, а на предупреждение, давать возможность все исправить прежде, чем что-то произойдет.

– То есть основная задача концепции – облегчить сотрудничество системы образования с другими сферами?

– Концепция была нужна в первую очередь нашим партнерам из других ведомств, чтобы они понимали, к чему мы движемся и что хотим сделать. К ее созданию подтолкнули и замечания Государственного комитета по науке и технологиям: нам говорили, что наши проекты понятны, но не видны конечные цели. Теперь все подробно прописано. Конечно, сделать прогноз в IT-сфере на 5 лет практически невозможно. К примеру, в прошлом году у нас был проект, но пока мы его защищали и обосновывали, поменялась технология, появилась более дешевая. В итоге мы откажемся от изначального варианта, и это нормальный процесс: вовремя остановиться и поменять подход на более выгодный. Со временем концепцию нам придется корректировать, обновлять. Но есть четкий вектор, куда и зачем движемся.

– Изменится ли ситуация с электронным журналом, который до сих пор не получил такой же статус, как бумажный?

– Я очень на это надеюсь. В концепции есть предложение разработать нормативный акт. Статус электронного журнала давно пора приравнять к бумажному, чтобы у школ был выбор. Сейчас же преподаватель может отказаться его заполнять и будет по-своему прав. Хотя, когда страна переходила на электронную бухгалтерию, тоже поначалу приходилось делать двойную работу. Другое дело, что это был короткий период, а первый электронный журнал появился чуть ли не 20 лет назад… Удобство очевидно: при заполнении электронного журнала автоматически заполняются электронные дневники, все становится прозрачным для учреждения, для педагога, для родителей. Не случайно за основу мы взяли принцип, что ученик должен иметь возможность получать знания где угодно, когда угодно и с какого угодно устройства. Построение цифрового образования – это еще и индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его способностей как можно быстрее. Думаю, к нам придут и многие системы тестирования.

– Тут возникает вопрос технического обеспечения школ…

– В первую очередь должна быть решена проблема коммуникации для учителя: нужно привлекать наших партнеров, чтобы сделать более доступными мобильные устройства. Планируем и дальше продвигать легализацию софта, ищем еще более выгодные условия, чтобы обеспечить такими пакетами учителей и учеников. Есть у нас идея с «Белтелекомом» пригласить педагогов оцифровать темы учебной программы, чтобы каждую можно было посмотреть дома. Заболел ты или хочешь посмотреть альтернативную версию от другого учителя? Послушай, как это объясняют лучшие преподаватели. Или родитель хочет помочь ребенку, но подзабыл материал? Тоже можно посмотреть видео по теме. Недаром в концепции мы большое внимание уделяем дистанционному образованию. Тут, кстати, интересная ситуация с санитарными нормами: 11-класснику можно заниматься с устройством всего 15 минут за урок. Давайте будем честны: у него есть мобильник, с которым он 15 часов в сутки, спит с ним под подушкой. Можно бесконечно повторять, что это вредно, плохо, насаждать здоровый образ жизни, но уже нет обратного пути. Да, есть такая позиция, что раз дома сидит часами в сети, пусть хоть в школе будет без телефона. Но в школе мы должны решать проблемы не родителей, а просвещения ребенка.

– Вы упомянули дистанционное образование, которое обычно ассоциируется не со школой, а с университетами.

– Никто не говорит о том, что можно в школу не ходить. Дистанционное образование для ученика должно быть как дополнительное. Думаю, это будет мотивировать к появлению в школе многих спецкурсов. У частных компаний уже есть интерес делать такие курсы по основам бизнеса, у банков – по финансовой грамотности, у IT-компаний – по алгоритмам, по логике, чтобы готовить программистов с малых лет. Мы должны быть в потоке полезной информации и образовательного контента. А ГИАЦ будет работать в ключе повышения квалификации педагогов, их цифровой грамотности. К слову, на единой образовательной платформе мы планируем создать что-то вроде социальной сети для учителей, где они смогут обмениваться опытом, отслеживать профессиональный рост коллег. 

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 4 апреля 2019 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)