/ / Общественно-политические
26.09.2018

В ГКНТ рассмотрели проект Закона по совершенствованию государственной инновационной политики

На заседании Общественно-консультативного совета (ОКС) по развитию предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах при Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь рассмотрели предложения, подготовленные для включения в проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». В частности, в целях совершенствования порядка формирования и реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь проектом Закона предусматривается:

  • дополнение терминами «задача государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «заказчик государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «исполнитель мероприятия государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «мероприятие государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «мониторинг реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «общий комплекс мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «ответственный заказчик», «сводный целевой показатель государственной программы инновационного развития Республики Беларусь», «субъект сервисного обслуживания», «финансовые институты», «целевой показатель государственной программы инновационного развития Республики Беларусь» и «цель (цели) государственной программы инновационного развития Республики Беларусь»;
  • внесение дополнений и изменений, устанавливающих порядок формирования, финансирования и выполнения государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

При этом предусматривается предоставление Совету Министров Республики Беларусь полномочий по установлению целевых показателей заказчиков государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, а также утверждению общего комплекса мероприятий данной программы, являющегося неотъемлемой частью самой государственной программы.

Принятие данной нормы позволит упростить нормотворчество с учетом требований Главы государства, существенно сократить сроки включения мероприятий в государственную программу инновационного развития Республики Беларусь и сроки их выполнения и вывода инновационной продукции на рынок, повысить привлекательность данной программы для инновационных предприятий, инвесторов, финансовых структур.

Также проектом Закона предлагается установить, что источниками финансирования мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, помимо прочих, будут являться средства республиканского централизованного и местных инновационных фондов. Это направлено на концентрацию средств инновационных фондов и их «закрепление», по сути, как целевых источников финансирования.

Для обеспечения программно-целевого принципа при выделении бюджетных средств на реализацию инновационных проектов и мероприятий, концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности, повышения эффективности их использования корректируется ряд статей Закона, в том числе:

  • предусматривается выделение бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов и мероприятий, выполняемых, как правило, в рамках государственных программ;
  • корректируется статья в части осуществления государственного регулирования инновационной деятельности в форме подготовки и реализации государственных программ инновационного развития Республики Беларусь.

Проектом Закона предусматривается также дополнение основных задач государственной инновационной политики следующими задачами:

  • содействие обеспечению цифровой трансформации национальной экономики;
  • формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики;
  • инновационное развитие традиционных секторов национальной экономики.

В соответствии Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» проекты по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Беларуси, являются инвестиционными проектами, соответствующими приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций.

Для предоставления равных возможностей организациям, реализующим инновационные (инвестиционные) проекты с заключением инвестиционного договора, и организациям, по объективным причинам не заключившим инвестиционные договоры, но реализующие инновационные (инвестиционные) проекты государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, а также обеспечения комплексности регулирования проектом Закона предусматривается:

  • включение нормы, согласно которой инновационные проекты, выполняемые в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, являются инвестиционными проектами, соответствующими приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций;
  • дополнение нормой, согласно которой одной из возможных форм стимулирования инновационной деятельности является предоставление налоговых льгот и других преимуществ технопаркам и (или) их резидентам, реализующим инновационные проекты, выполняемые в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

С целью стимулирования развития в Республике Беларусь венчурного финансирования, создания дополнительных условий для привлечения средств частных инвесторов в инновационную сферу, сокращения количества административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, проектом Закона предусматривается:

  • уточнение определений терминов «венчурная организация» и «венчурный проект»;
  • исключение из Закона статьи, устанавливающей излишние требования к венчурным организациям;
  • внесение изменения, устанавливающего возможность финансирования венчурных проектов, помимо покупки акций (долей в уставных фондах) субъектов инновационной деятельности, созданных в форме хозяйственных обществ и предоставления субъектам инновационной деятельности целевых займов на реализацию венчурных проектов, иными способами, не запрещенными законодательством.

С учетом международного опыта, практики применения Закона и реализации мероприятий по развитию национальной инновационной системы проектом Закона предусматривается внесение в Закон следующих изменений и дополнений:

  • корректировка определения термина «национальная инновационная система»;
  • уточнение компонентов национальной инновационной системы, а также расширение перечня документов, на основании которых осуществляется формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы.

Предполагается, что в результате принятия законопроекта будут:

  • обеспечены полное и системное правовое регулирование отношений, связанных с государственной инновационной политикой и инновационной деятельностью в Республике Беларусь;
  • усовершенствованы механизмы стимулирования инновационной деятельности.

По итогам заседания проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» одобрен единогласно.

По сообщению официального сайта Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь