/ / Общественно-политические
25.09.2018

Нюансы разработки нормативной базы для бизнеса

Диалог бизнеса и государства получает новый импульс: в июле Президент подписал Закон «О нормативных правовых актах», который вступит в силу в феврале следующего года. В документ вошли ряд новаций, которые долго ожидал бизнес. В частности, появился такой инструмент, как оценка регулятивного воздействия (ОРВ) законодательных актов на деловую среду. Закон упорядочивает общественные обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Как повлияют новые нормы на глубину и качество диалога бизнеса и государства, обсуждали эксперты в рамках заседания «Либерального клуба».

Бизнес

Расширить и углубить

Не быстро и не сразу, но в последнее время диалог между бизнесом и властью выстроился. И количество законопроектов, выставленных на общественное обсуждение, в последние годы выросло в несколько раз. В прошлом году их было 52. И ведомства терпеливо принимали и анализировали все предложения. Другое дело, что далеко не все из них являлись жизнеспособными, актуальными и просто выполнимыми. Но к мнению предпринимателей государство научилось прислушиваться. Все-таки бизнесмены не глупые люди. Хотя иной раз и стараются сыграть в одну корзину. Деловой мир, в принципе, тоже доволен повышением лояльности ведомств. Хотя у каждого министерства своя история взаимодействия с общественностью. Но динамика позитивная. И предпринимателям давно хотелось диалог расширить и углубить. А точнее, перевести с экспертно-опросной на прагматичную, цифровую базу.

В былые времена ведомственные эксперты и предприниматели могли до хрипоты спорить о последствиях тех или иных решений. Теперь, по идее, нужно будет моделировать ситуацию, прогнозировать, исходя из конкретных цифр и фактов. И уже, учитывая результаты этих исследований, обсуждать целесообразность правовых документов.

В принципе, в мире оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – давно известный механизм. В Европе он появился еще в 1980-х годах, в России – в начале 2000-х. Конечно, в каждой стране он реализован по-разному. Но инструмент однозначно рабочий. Также в обновленном Законе «О нормативных правовых актах» прописали и такой механизм взаимодействия бизнеса и власти, как общественное обсуждение проектов законодательных актов.

В целом бизнес, вроде бы, доволен нововведениями. Анализируя их, директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования Sympa Наталья Рябова даже немного поспорила сама с собой. Мол, общественное обсуждение не обязанность, а всего лишь право госоргана, который разрабатывал законопроект. А окончательно решение принимает его руководитель. С одной стороны – плохо. С другой – ежегодно в стране принимается множество нормативно-правовых актов. В том числе и специфической, и узкой направленности. Есть ли смысл выносить на суд общественности весь массив нормативно-правовых актов? Логично остановиться на самых важных, чтобы внимание экспертов не рассеивалось. На общественное обсуждение отводится 10 дней. Хотелось бы побольше времени. Хотя бы те же 10 дней, но рабочих. С другой стороны, рассуждает Наталья Рябова, затягивать законотворческий процесс тоже было бы совершенно неправильно.

Корень истины в нюансах

Насколько ОРВ и другие инструменты повысят качество экономического законодательства?.. Покажет практика. Еще предстоит разработать более-менее четкий механизм использования этих норм. И от деталей будет во многом зависеть результат. В этом направлении власти и предпринимателям еще придется выработать общую позицию. Диалог на новом уровне – своеобразный экзамен для обеих сторон.

Чем ОРВ хорош: профильные министерства, фактически, получают экспертизу от бизнеса. С другой стороны, они должны будут привыкнуть аргументированно, на конкретных цифрах и трендах отстаивать свою позицию, а не просто пропихивать собственные идеи «именем революции» или государственных интересов. Бизнес же должен продемонстрировать свою зрелость. Ведь ему придется сформировать экспертное сообщество. И оно должно быть на высоте.

И тут кроется много подводных камешков и скал. Кстати, пару лет назад Департамент по предпринимательству Министерства экономики попытался сформировать экспертные группы по различным направлениям. Дело оказалось нелегким. В том числе и из-за слабости отраслевых ассоциаций. Да, и на Западе, и на Востоке ОРВ действует давно и вполне успешно. Но дискуссионную группу формируют мощные деловые сообщества, которые неплохо финансируются. Поэтому они имеют возможность и исследования проводить, и высококвалифицированных специалистов нанимать, и консолидировать отраслевую информацию… У нас отраслевые ассоциации в большинстве случаев – организации формальные. Да и объединяют далеко не всех представителей рынка.

Владимир ВОЛЧКОВ, «Рэспубліка», 25 сентября 2018 г.