/ / Общественно-политические
24.09.2018

Заглянем по-соседски: Чего не хватает для запуска малого приграничного движения

В Гродненском районе скоро может появиться еще один пограничный пункт пропуска. Пока этот проезд к границе закрыт шлагбаумами. Открытие погранперехода «Софиево–Липщаны» позволит увеличить количество безвизовых туристов, прибывающих к нам из Польши. А еще поможет хоть немного разгрузить реконструируемый ныне международный пункт пропуска «Брузги».

Приграничный пост

Но не это главное – он станет еще одной подвижкой для запуска у нас так называемого малого приграничного движения. Разбираемся, кому и куда можно будет попасть без шенгенской визы.

Разорванные связи

Деревня Софиево. Гродненский район. Ее окрестности могли бы стать отправной точкой для многих польских путешественников. Всего несколько километров пути преодолеть – и вот он, красавец Гродно. Но мы едем в направлении белорусско-польской границы вместе с новым председателем Подлабенского сельсовета Светланой Сорокой. Справа – небольшой белоснежный домик с надписью «Пограничный наряд», где обычно находятся стражи границы. Сейчас он пуст, а заградительные ворота с красным знаком STOP открыты.

– Пограничники проводят большую работу с местным населением, и люди им охотно помогают, – рассказывает Светлана. – Был и у меня интересный случай. Ехала как-то из Гродно в Подлабенье. Смотрю, на выезде из города стоит темнокожий человек в яркой одежде. Позвонила на заставу. Там проследили за возможным нарушителем границы. И оказалось, совсем не зря. В тот день на преступление он не отважился, вернулся в город и переночевал в хостеле, а на следующий его задержали при попытке пересечь границу.

Вот и поворот на Софиево. Дорога, мягко говоря, тут не очень. Ездят по ней, по всей видимости, не так часто. По одну сторону – кукурузное поле со стеблями в рост человека, по другую – дачные участки. В крохотном населенном пункте, который находится ближе к пограничной заставе, заселенными остались всего несколько домиков. В доме № 5 по главной улочке почти всю свою жизнь прожила Полина Чигер. В Польше у нее родни много, но по ту сторону границы она ни разу не бывала.

– В Софиево живу 50 лет уже, – говорит местная жительница. – Сама я родом из соседней деревни. Сюда замуж вышла. Когда здесь прошла граница, родителей мужа выселили из собственного дома – он оказался как раз по ту сторону межи. Никакой компенсации им не заплатили. Сказали только: стройся где хочешь. Тогда у них уже было четверо детей. Собрали денег на бревна да всей деревней отстроили им дом. Так тогда было заведено.

Какая она, приграничная жизнь? В принципе, такая же, как и везде, единственное, что нужно знать, – не все направления для движения можно выбрать.

– Помню, мой будущий муж только из армии пришел. После танцев решил проведать дядьку и совершенно спокойно перешел эту границу. Тогда тут еще просто маленький заборчик стоял. Да и тот снегом замело. Ну, по следам нашли и назад вернули. Целый месяц в Гродно в каземате просидел. После того случая люди особо не нарушали. Понимали: граница есть граница. Не шутки.

– А сейчас, после введения безвиза в Гродненском районе, польские соседи наведываются?

– Были. На 9 Мая приезжали к Скорбящей матери.

На самом деле поляки, в особенности жители приграничья, очень ценят общую историю. Памятник, о котором идет речь, находится возле форта Гродненской крепости. В 1941–1943 годах на этом месте казнили около трех тысяч человек. Немцы расстреливали здесь евреев и интеллигенцию, а также заложников из населения Гродно и окружающих деревень. После войны на месте массовых расстрелов установили этот монумент: склонившая голову в горе мать оплакивает своих сыновей, погибших в обеих войнах.

А вот дорога до будущего погранперехода ровная, без ям, несмотря на то что много лет ею особо не пользовались. Ближе всего от Гродно через пункт пропуска «Софиево–Липщаны», если он заработает, будет до польского города Липск. До него – 20 км. Там проживают чуть более 2,5 тысячи человек. Давным-давно его жители ездили в Гродно на ярмарки. Обратно везли различные товары. В музее гмины до сих пор хранится большой расписной сундук с орнаментом, привезенный с одного из таких базаров.

Основателем городка Липск на реке Бебжа считается не кто иной, как Стефан Баторий. Поэтому гродненцам в местном музее интересно будет увидеть единственную серебряную монету 1585 года с портретом великого короля. Среди экспонатов есть амфора XVII века, которая принадлежала древнему роду Радзивиллов. Расскажут там и о событиях, связанных со Второй мировой войной. Здесь выставлены фотографии 50 жителей Липска, которых под Гродно в 1943 году расстреляли фашисты. На поиск информации о погибших ушло много лет.

Еще одна жительница деревни Софиево из дома № 6 – Владислава Вильчинская. Ей уже перевалило за 80, и за все прожитые годы она была на сопредельной территории всего единожды.

– Мама моя родом из польской деревни Раковиче, – говорит бабушка. – Много родственников в Польше осталось. Уже более 20 лет прошло, как наши, деревенские, решили сходить все вместе проведать, что там да как. И я с ними пошла. Паспорта отнесли в сельсовет, и нам дали разрешение. Скажу вам так: и по ту сторону границы мало людей осталось. Недавно вот приезжала родня из Польши. Так не узнали друг друга. Столько лет прошло...

Движение в одном направлении

О расширении возможностей белорусско-польской границы заговорили в прошлом году на первом заседании польско-белорусской комиссии по делам регионального сотрудничества. Впрочем, власти Подляского воеводства давно выступают с инициативой увеличения пунктов пропуска на границе с Беларусью, а также улучшения состояния приграничных дорог в сопредельных регионах. Поляки сами предложили построить новые пункты пропуска на дорогах Липщаны–Софиево (выезд из Гродно в направлении польского Августова) и Котерка–Высокое (направление на Семятичи). Новый погранпереход в Гродненском районе мог бы сократить расстояние до Августова примерно на 100 километров. Сейчас путешественникам приходится делать немалый крюк через Друскининкай или Сокулку.

Если кто-то думает, что все эти планы так и останутся на словах, то хочется попытаться их в этом разуверить. Еще пару лет назад через пункт пропуска «Лесная–Рудавка», расположенный в самой дальней точке Сопоцкинского сельсовета, границу пересекали пару десятков человек. Это были байдарочники, которые заранее договаривались с пограничниками на определенное время. Пешеходам и велосипедистам давали от ворот поворот. И вдруг все изменилось... Пункт пропуска стал водно-вело-пешеходным.

Только в этом году через него прошло, проехало и проплыло уже 2400 иностранцев. Благодаря этому в ближайших окрестностях развивается инфраструктура. Открываются агроусадьбы, реконструируются и строятся базы отдыха. Самый крупный и ожидаемый объект – дворцово-парковый комплекс Святск. А главная точка притяжения – Августовский канал. Он, в первую очередь, представляет интерес как объект экскурсионного посещения и использования его для активных видов отдыха и туризма. В прошлом году белорусскую сторону канала посетили 85 тысяч человек. На польской же стороне счет идет на миллионы. Почему бы нам не переманить от соседей на свою сторону хотя бы часть гостей?

Вице-маршалок Подлясского воеводства, председатель рабочей группы по развитию канала с польской стороны Богдан Дыюк отмечает:

– Мы несколько лет работаем в этом направлении. И то, что нам удалось сделать за это время, свидетельствует о нужности и важности того, что мы делаем. Уверен, наше сотрудничество, основанное на соседских отношениях, настолько показательно, что его в качестве примера могут использовать и другие регионы. Мы хотим презентовать обе стороны канала на самых разных выставках, в том числе и за пределами Польши. Потому что те гости, которые побывали у нас, рано или поздно придут к вам. Сам канал – это всего лишь 100 километров водного пути. А что на его берегах? Необходимо активизировать работу по открытию пункта пропуска «Софиево–Липщаны». Это будет очень важным шагом для развития туризма и укрепления добрососедских отношений.

Пешеходам дадут зеленый свет

Тем временем есть обнадеживающие новости: 29 июня началась долгожданная реконструкция, после которой попасть в Польшу станет возможным не только на машине или на велосипеде, но и пешком. Международный пункт пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе ожидает ряд значимых перемен. Из-за ремонтных работ здесь изменили организацию движения: пересекающих границу водителей и велосипедистов просят обращать внимание на временные дорожные знаки.

Пункт пропуска «Брузги» – самый востребованный участок в польском направлении для легковых автомобилей, автобусов и маршрутных такси. Только за первое полугодие через все пункты пропуска Гродненской региональной таможни проследовало более двух миллионов единиц транспортных средств. Практически половина из этого количества пришлась на пункты пропуска «Брузги» и «Каменный Лог».

Реконструкция пункта пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе позволит в разы увеличить пропускную способность и возобновить пешеходное движение. Для пешеходов и велосипедистов тут оборудуют отдельный зеленый коридор. Самые большие изменения ожидают «узкую» часть дороги на въезде в пункт пропуска «Брузги–Кузница» с белорусской стороны. Пока здесь всего по две полосы движения в каждом из направлений, в скором времени их число увеличится до четырех в обе стороны.

При разработке проекта реконструкции учитывали современные подходы и мировой опыт организации внутриканального таможенного досмотра. В первую очередь, хотят увеличить количество полос движения. Въездное и выездное направления разделят специальным ограждением, предусмотрев возможность возврата транспортных средств. Терминальную систему заменят на канально-терминальную. Организуют восемь каналов движения, где можно будет пройти и таможенный, и пограничный досмотр.

Система будет работать в тесной связке с расположенным неподалеку транспортно-логистическим центром.

В ГТК говорят, что реконструкция позволит улучшить транспортное сообщение, совершенствовать приграничную торговлю и повысить безопасность для международных и наших участников движения на отдельных участках автодороги транзитного коридора. О сроках окончания работ пока не сообщается. Но после завершения реконструкции пункт пропуска значительно расширится. Например, появятся дополнительные полосы, но самое главное – здесь будет специальный коридор с точками пограничного и таможенного оформления для пешеходов. Это значит, что в «Брузгах» возобновится пешеходное движение в Польшу, которое временно приостановлено с 1 октября 2014 года из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

Кому повезет больше

Соглашение о малом приграничном движении с Польшей распространилось бы на жителей Гродно, Бреста, Волковыска, Скиделя, Жабинки и других городов и поселков. С белорусской стороны около миллиона человек смогли бы ездить в Польшу без визы. Жителям Гродненщины этот проект, в первую очередь, интересен из-за частых проблем в получении шенгенской визы: это по деньгам затратно и занимает уйму времени.

Не только белорусы хотят запуска малого приграничного движения. Жители Польши тоже активно выступают за его введение. По подсчетам польской стороны, белорусы ежегодно оставляют в Польше миллиард долларов. Обеспечить соседям беспрепятственный въезд на свою территорию – и сумма вырастет. По нашим подсчетам, белорусские туристы в Польше оставляют денег меньше – примерно 520 миллионов долларов в год. Но важно понимать, что в последнее время большое количество белорусов ездят в Польшу не только «на закупы». Многие открыли для себя польское гостеприимство, активно покупая экскурсионные туры. Востребованы и польские курорты.

Жители приграничных городов и деревень открыты для общения и поддерживают идею. Только некоторые относятся к проекту с долей предубеждения, полагая, что появятся такие проблемы, как контрабанда и еще большие очереди на пунктах погранперехода. Технические причины действительно важны, ведь белорусско-польская граница довольно протяженная – почти 400 километров.

Поступательное движение

Что же стопорит запуск приграничного движения с соседями? И что сегодня делается в этом направлении? Напомним, соглашения о малом приграничном движении населения с Латвией, Литвой и Польшей наша страна подписала еще в 2010 году. Пока действует только белорусско-латвийское соглашение, которое вступило в силу 1 февраля 2012 года. Две другие страны ждут от белорусской стороны уведомлений о завершении всех необходимых процедур. Почти три года назад говорилось о том, что все заработает после создания необходимой пограничной инфраструктуры.

Пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз говорит о том, что в ближайшее время каких-либо значимых перемен в этом направлении ожидать не приходится:

– Увы, приграничная инфраструктура все еще не соответствует необходимым требованиям для введения малого приграничного движения Беларуси с Польшей и Литвой. Очень большое количество людей может быть вовлечено в этот процесс, а значит, следует ожидать значительного увеличения пассажиропотока. Посему это один из ключевых моментов, которые необходимо решить до того, как вступят в силу подписанные ранее соглашения о малом приграничном движении. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, инфраструктура пограничных пунктов сегодня не соответствует требованиям, которые необходимы для введения малого движения. Кроме того, нужно учитывать и факты неритмичности осуществления контроля в пунктах пропуска со стороны Польши и Литвы, что в значительной степени влияет на возникновение очередей на границе. Это вопрос, который также нужно решать. И его решение зависит от наших партнеров.

Татьяна Кондратьева, «Рэспублiка», 22 сентября 2018 г.