/ / Общественно-политические
24.09.2018

Через педали и беды. Кто крадет велосипеды и какие меры наиболее эффективны от воров

По статистике у 4 из 10 взрослых жителей нашей страны есть велосипед. Тренд на здоровый образ жизни ведет к росту рынка двухколесного транспорта. Есть спрос – будет и предложение. В том числе и криминальное. Скупка и продажа краденых велосипедов – сфера достаточно прибыльная. О том, что она собой представляет, кто промышляет воровством и где сбывают похищенное, разбиралась корреспондент «НГ».

Велосипед

Таксисты в роли скупщиков

В конце лета у 25-летнего минчанина Алексея украли сразу два велосипеда. Ночью. Из приквартирного тамбура. «Зря я думал, что раз на входе висят камеры видеонаблюдения, то воры в такой подъезд не полезут. Еще как полезли! И в наглую смотрели прямо на камеру», – вздыхает потерпевший.

Заявление в РУВД он отнес, как только обнаружил пропажу. В милиции выяснилось, что таких, как он, в районе более десятка. За две недели банда злоумышленников увела 12 байков во Фрунзенском районе и 1 в Московском.

Личности грабителей установили по видео: участковые без труда узнали местных. Безработные парни 1990-х годов рождения не раз привлекались к административной ответственности.

– С поисками пришлось повозиться. Регистрация у них есть, но дома они давно не появлялись. Мобильных телефонов нет. Одним словом, бродяги. Наши сотрудники прочесали полрайона, пока их нашли, – рассказал начальник городского отдела милиции № 2 Фрунзенского района Анатолий Сущеня.

Задержали подозреваемых ночью на стоянке такси, куда они тащили очередную добычу – два почти новеньких велосипеда.

– Почему воры сбывали украденное таксистам? А куда еще идти? Рынки ночью не работают. Машины с желтыми номерами – единственный вариант, – объясняет Анатолий. – В среднем за один велосипед угонщики получали по 70–80 рублей. За день умудрялись потратить эти деньги на алкоголь, а к вечеру снова отправлялись на охоту.

Куда девали велосипеды таксисты, оперативники выясняют. В интернете полно историй о том, как краденые белорусские байки время от времени всплывают в России.

Рамочный доход

Сотрудники милиции заявляют, что составить портрет среднестатистического велосипедного вора нереально. На краже двухколесного транспорта попадаются подростки и студенты, закоренелые преступники после отсидки, алкоголики и наркоманы, бомжи.

– Камеры видеонаблюдения одного из супермаркетов однажды запечатлели такую сценку. Двое нетрезвых мужчин стояли у магазина. Вдруг один из них подошел к стоянке велосипедов, схватил один, запрыгнул на сиденье, но тут же упал. Выяснилось, что горе-угонщик даже не умел крутить педали, – рассказали в Ленинском РУВД Минска.

Велосипеды, которых полно на улицах и в подъездах, едва ли не самая легкая добыча для вора. Украсть их можно за считаные секунды и так же быстро продать. Поэтому воруют даже те, у кого изначально умысла не было.

Но кое-что общее у всех велокриминальных элементов имеется. Одной кражей не ограничивается никто. За первой следует вторая, за второй – третья, и так до тех пор, пока милиция не остановит. Так что уже можно говорить о широком распространении уголовной «профессии». В СМИ время от времени появляются новости о серийных похитителях. Но если разобраться, то практически каждый веловор – серийный. Других в этом деле попросту не бывает.

Тросики перекусываются за секунду

Корреспонденту «Народной газеты» удалось поговорить с одним из профессиональных угонщиков – 37-летним Леонидом:

– Подворовывать начал еще в 1990-х, когда был подростком. Рос, мягко говоря, не в высшем обществе. Нужны были деньги. Сначала специализировался на мелкой технике, потом перешел на автомобили. Несколько раз сидел в тюрьме. В 2014-м плотно подсел на наркотики. С этого времени, если честно, стало все равно, что воровать. Велосипедов вокруг тьма. Переключился на них.

– С чего всё началось?

– Произошло это средь бела дня. Мудрить не пришлось: жизненный опыт подсказал, как действовать. Когда в очередной раз закончились деньги, а без дозы я уже не мог, пошел шарить по подъездам. Двери открывал методом отжима или отверткой. Наши люди беспечные – велосипеды пристегивают к перилам на лестницах. Тонкий тросик снимается за пару секунд кусачиками. Бери не хочу! Вот я и брал. Когда на лестничных площадках ничего не было, я в тамбуры заглядывал. Многие даже не запирают их на замок. Впрочем, везло мне не всегда. Иногда проходил по 10–12 подъездов, перед тем как обнаруживалось что-то годное.

– То есть искали определенные модели?

– Смотрел в интернете, что пользуется спросом. Топовые марки – «Фуджики», «Мангусы», LTD, «Стелсы». Их и старался брать. Тщательно все осматривал. GPS-трекеры, детские кресла, перерезанные тросы выкидывал в ближайшую мусорницу.

– Где сбывали украденное?

– Чтоб не спалиться, вывозил в другие районы. Все делал сам. Зачем мне свидетели еще какие-то? Продавать по запчастям или через интернет – долго и небезопасно. А на маленьких городских рынках такой товар забирают быстро. Если ориентировочная стоимость двухколесника была 500–600 рублей, то я продавал по 250–300. Полчаса – и деньги у меня. Никто даже не спрашивал о документах или почему продаю. Главное – дешево.

Леонид говорит, что задержали его после очередной кражи: «Я подозревал, что недели за две до этого меня начали выслеживать. Но тяга к наркотикам была сильнее страха...» Потом – суд. Тюрьма. «Освободился и дважды в месяц теперь хожу отмечаться в РУВД. Устроился на работу. Надеюсь, что с этим криминалом завязал навсегда».

Все дороги ведут на «поле чудес»

Ворованное расходится разными путями. Кто-то предпочитает его сбывать местным барыгам. Они на модели особо не смотрят. Более двухсот рублей даже за самую «навороченную раму» не дают. Другие пытаются действовать без посредников. Даже на улице могут пристать к случайному прохожему: «Велик не нужен? Почти даром отдаю!» Хватает двухколесного добра на интернет-барахолках. Но, безусловно, основной поток идет на местные рынки. В Минске – это прежде всего Ждановичи и его знаменитое «поле чудес». В выходной день здесь я нашла три велоточки. На первой – мужчина лет 50 с bluetooth-гарнитурой в ухе торговал сотнями звездочек, колес, рам и седушек. Все это было разложено на земле. «Товар хороший, не сомневайтесь», – уверял он. Однако мой вопрос: «Откуда все это добро?» остался без ответа. Другой продавец заманивал прохожих к байкам немецкого качества. Они сверкали на солнце, и казалось, что некоторые из них совсем новые. Рядом целая коллекция номеров с немецких автомашин, как бы намек: все точно из Германии. Цена на «европейские штучки» – 300–500 долларов. Недешево. Но даже если их действительно привезли из Германии, то где гарантия, что там их не украли? Документов ни на что нет. А в Берлине, кстати, воровства не меньше, чем у нас.

У третьего торговца товар оказался подешевле и поскромнее:

– Чья техника? Моя и знакомых. Никакого криминала. Вот и документики на все есть, – и он стал переворачивать рамы, чтобы можно было взглянуть на серийные номера.

Разные люди здесь промышляют. Наверное, есть и те, кто действительно продает свое. Но недавно милиция арестовала 25-летнего жителя Молодечно. Он на Ждановичах умудрился «толкнуть» с десяток уведенных байков. По возрасту задержанный хотя и молод, но опытен. Отсидел в тюрьме за автокражи, вышел. И вот изменил «специализацию». Несколько мелочей – «работал» исключительно в перчатках, остатки перекушенных тросиков всегда забирал с собой. Взяли молодечненца с поличным: катил к себе домой два чужих «красавца». Утром собирался везти их на рынок.

Документы никого не интересовали

На одной из популярных интернет-барахолок я разместила объявление о продаже велосипеда: «Срочно! Почти новый. Цена – 100 рублей». В качестве фотографий, иллюстрирующих товар, взяла те, на которых изображен байк, украденный пару дней назад у нашего коллеги. На минуточку, реальная стоимость велосипеда – 700 рублей! Фото его было на десятках форумов и тематических групп, где ищут ворованное. Просмотров тысячи. Но никто тогда не откликнулся.

Мне же звонки посыпались спустя пару минут после размещения объявления. Самые популярные вопросы – почему так дешево и нет ли серьезной поломки? О документах из 24 звонивших не спросил никто. Зато забрать «ласточку» в тот же день желание изъявили семеро.

За 8 месяцев этого года в стране угнали более 1800 велосипедов. В прошлом году цифра составила чуть более 3 тысяч. Отдельные экземпляры стоят больших денег. Неудивительно, что некоторые автоугонщики переквалифицировались в веловоров. Проще, но тоже доходно. Статистика краж, исчисляемых тысячами, может свидетельствовать, что этот криминальный промысел выходит на профессиональный уголовный уровень, где у всех четко расписаны роли. Есть те, кто «приделывает колеса» транспорту, кто скупает краденое, и есть площадки, где все эти паленые товары сбываются. И главное, нет недостатка в покупателях, не отличающихся принципиальностью и готовых брать все, что стоит дешево. И с этой новой реальностью нужно считаться всем. Велосипед проще сберечь, чем сокрушаться, когда его украдут.

КОМПЕТЕНТНО

Павел Кудравец, начальник Ленинского РУВД Минска

– Велосипеды воруют сезонно. С первыми похолоданиями кражи в этом сегменте сведутся к минимуму. Но пойдет снег, народ достанет с антресолей санки и будет беспечно оставлять их где попало. А ворам все равно, что красть – велосипеды, санки, медную проволоку. Все снесут и продадут.

Шанс найти украденный велосипед без маркировки и других опознавательных знаков совсем небольшой. Воры почти всегда сбывают байки незнакомым людям. Искать их в городе с населением почти два миллиона все равно что иголку в стоге сена.

Думать о своем имуществе велосипедисты должны до того, как его украдут. Не ленитесь и заводите велосипеды в квартиру – это единственный способ обезопасить себя на 100 %. Хранение байков в подъезде или тамбуре – это, между прочим, еще и нарушение пожарной безопасности. Об этом мало кто задумывается, а зря.

СОВЕТЫ МИНСКОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ОБЩЕСТВА

1. Сфотографируйте ваш велосипед и запишите серийный номер рамы (обычно он выбит снизу на каретке). Не выбрасывайте техпаспорт.

2. Используйте велозамок в форме подковы – U-lock. Такие намного надежнее тросовых. Выбирайте модели стоимостью в эквиваленте от 20 евро и массой не менее 700 гр.

3. Цепной велозамок берите потяжелее и с толстыми звеньями (5 мм в диаметре). Если вы паркуете велосипед всегда в одном и том же месте (например, возле офиса), то можно не возить такой замок с собой и оставлять его всегда пристегнутым к велопарковке. Хорош замок сегментного типа. Он дорогой, но надежный.

4. Паркуйте велосипед в наиболее людном месте. Это не смутит опытного вора, но отпугнет угонщика-новичка, который боится привлечь к себе лишнее внимание прохожих.

5. Правильно фиксируйте велосипед. Желательно замком прикрепить не только раму к ограждению, но и «прихватить» одно из колес.

6. Звуковая сигнализация. Можно брать не самую качественную и подешевле, потому что ее цель – отпугнуть вора.

7. Если у вас дорогой велосипед – фиксируйте двумя замками.

8. Помните: грязный велосипед меньше привлекает вора.

9. Попробуйте договориться с вахтером, а если не получится, то с директором того здания, где вы работаете и держите велосипед внутри.

10. Страхование велосипеда. Эта возможность действует уже несколько лет. За ежегодную сумму 5–7 % от стоимости велосипеда, вы получаете гарантию возмещения потери в случае кражи, аварии, повреждения чужого имущества (автомобиля или велосипеда) и чужого здоровья.

СОСТОЯНИЕ НА КОЛЕСАХ

Британский художник Дэмиан Херст создал двухколесное розовое чудо за полмиллиона долларов! Шоссейный байк инкрустирован отнюдь не бриллиантами. Его украшают крылья бабочек. Специально для своего творения автор вырастил несколько сотен чешуекрылых насекомых. Однако ценность велосипеда не только в изящном оформлении. Он выполнен из самых дорогих и качественных материалов и снабжен гарантией на 50 лет. В 2009 году титулованный гонщик Лэнс Армстронг испытал «велобабочку» на прочность во время Тур де Франс.

В 250 тысяч долларов оценивают велосипед, сконструированный японским художником Нара Яшимото. Он превратил скоростной байк из легчайшего углеродного волокна в произведение современного искусства. Колеса и раму украшают изображения героев популярных мультиков аниме.

А вот золотой в прямом смысле велосипед оценивают всего в 110 тысяч долларов. Несколько килограммов 24-каратного золота, 600 кристаллов Swarovski, дорогая кожа – двухколесный шедевр создавали шведские ювелиры из компании Aurumania.

ЧЕРНЫЕ БАЙКИ

Есть такой старый анекдот: «Если в Амстердаме рядом с проезжающими велосипедистами крикнуть: «Слезай, это мой велик!», несколько человек бросят байки и убегут». Нам смешно, а для голландцев это вполне реальная ситуация.

Самый большой черный рынок велосипедов находится в Амстердаме. Неудивительно, ведь тут на 850 тысяч жителей приходится более миллиона двухколесников. Десятую часть из них ежегодно воруют и тут же продают прямо на площадях и набережных многочисленных каналов. Если внимательно присмотреться к голландским велопарковкам, то можно увидеть, что они усыпаны перекушенными тросиками и цепями.

Иногда воры перекрашивают краденые велосипеды в черный цвет. На продаже можно увидеть экземпляры с закрытыми замками без ключа – это значит, что товар точно краденый. Самый большой черный рынок находится возле знаменитой площади Ватерлоо. Здесь краденый велосипед можно купить всего за 50 евро. Удивляет то, что голландская полиция прекрасно знает о бизнесе, построенном на воровстве, но реагирует крайне редко.

ГОРНЫЕ – КРУЧЕ

Консультант одного из самых крупных столичных магазинов Вадим рассказал, какие нынче велосипеды пользуются спросом и сколько они стоят: «Как ни странно, это классические горные модели фитнес-класса. Да, гор у нас нет. Но условия для велосипедистов во многих городах пока далеки от идеала, учитывая неприспособленные бордюры и отсутствие отдельных дорожек. «Горники» хороши тем, что подходят как для повседневных велопрогулок, так и для быстрой езды. Асфальт или лесная тропинка – он проедет всюду».

Пользуются спросом у нас сегодня японский Fuji, швейцарский Scott, американские Trek и Merida.

– Отечественный товар тоже берут охотно, – говорит Вадим. – Потому что в последние годы завод стал выпускать достойные и недорогие модели. Хотя у наших «птичек» хромает сборка. Из 10 велосипедов у 2 возникают поломки по гарантийным случаям. Зарубежные байки выигрывают и по функциональности: мы их в магазине за 15 минут собираем. Над отечественными возимся минимум 40.

Средняя сумма, которую наши покупатели готовы отдать за велосипед, – от 600 до 1500 рублей. Хотя единицы покупают двухколесный транспорт и за 5 тысяч долларов.

– Почему так дорого? Это двухподвесные модели с шикарной амортизацией, мощными тормозами и другими «примочками». На нем по любым ухабам и кочкам едешь с невероятным комфортом. Но, как показывает практика, такие велосипеды покупают люди, которые в полной мере не могут оценить его прелестей. Для них это – дорогая игрушка. Пару раз в год возле дома покатаются и на этом их велоувлечение заканчивается.

Богатый выбор и средств защиты, говорит консультант:

– 95 процентов велосипедистов покупают тонкие тросики. Они популярны, потому что легкие и дешевые (20 рублей). Я даже на полчаса таким пристегивать не стал бы. Есть цепи: обычные стоят 40 рублей, каленые – 80. Их перекусить нельзя, берет только ножовка. Надежные U-lock стоят от 50 рублей, но они тяжелые и прицепить можно не ко всему. Самая дорогая защита – звеньевая из каленого металла – обойдется от 100 рублей.

КАКИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭФФЕКТИВНЫ?

Наталья Цилинская, велогонщица, 8-кратная чемпионка мира, бронзовый призер Олимпийских игр – 2004:

– У меня четверо детей и мы регулярно выбираемся на велопрогулки. К счастью, Минск за последние годы сильно изменился в этом плане в лучшую сторону. Хотя я велодорожки делала бы пошире: в выходные на них места хватает не всем.

Мои байки – профессиональные. У меня правило — нигде велосипед не парковать и не оставлять без присмотра. Выехала, покаталась и завела домой. А дочка пользуется тросовым замком, пристегивает через раму и колесо, но тоже старается надолго не оставлять.

Владимир Коляда, священник, руководитель миссионерского отдела Новогрудской епархии:

– У меня простенький Aist и я никогда ничем его не пристегивал. Он всегда стоит вместе с детскими велосипедами прямо во дворе. Однажды, правда, мой байк увели. Но через год вернули. Видимо, человек покаялся и это замечательно. Вообще, я стараюсь каждый день ездить на велосипеде. Мне нравится идея здорового образа жизни, и мы активно продвигаем ее в нашем отделе.

Татьяна Лемешевская, редактор:

– С начала мая на работу я добираюсь на велосипеде, даже в дождь. Так быстрее, чем на общественном транспорте, плюс неплохая физическая нагрузка. Рядом с моим офисом парковки нет. Зато есть неподалеку у отделения милиции, с видеонаблюдением. Сначала я стеснялась оставлять там байк, а потом поговорила с местными сотрудниками и теперь спокойна за свое имущество. Когда оставляю велосипед, даже не снимаю с него фонарик и бутылку с водой. И никто ничего не взял.

Софья АРСЕНЬЕВА, «Народная газета», 21 сентября 2018 г.