/ / Общественно-политические
25.10.2018

Почему малый бизнес слабо занимается высокими технологиями?

За счет чего будет расти доля бизнеса в экономике? Ответ есть в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. В документе сделана ставка в том числе и на то, что бизнес начнет активнее развивать сферу услуг.

Цифровизация

Статистика свидетельствует: основной прирост игроков происходит сегодня в традиционных их видах вроде логистики или торговли. А ведь во всем мире бурно развиваются высокотехнологичные и инновационные услуги. Что мешает появлению громких стартапов и в каком технологическом направлении у них больше всего перспектив?

По новому закону, но в старом русле

В нашей стране в соответствии с общемировыми трендами формируется «экономика услуг». Их доля в ВВП страны – около 50 процентов и постоянно прирастает. В Минэкономики считают, что в будущем именно предприниматели внесут наибольший вклад в развитие этой сферы.

Директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок поясняет – импульсом для формирования благоприятной предпринимательской среды в целом и в том числе в сфере услуг послужили позитивные изменения правовых условий предпринимательской деятельности в 2017 и 2018 годах:

– Одним из эффективных инструментов, подстегнувшим развитие бизнеса в сфере услуг, стал уведомительный принцип начала собственного дела. Всего за время действия этой нормы (с конца февраля по 1 октября) поступило 3417 уведомлений. Лидирующую позицию занимают перевозки пассажиров – 970 уведомлений.

По уведомительному принципу начали предоставлять бытовые услуги 307 субъектов, общественного питания – 133, ремонта автомобилей – 121. А вот разработкой веб-сайтов, ремонтом и техническим обслуживанием компьютеров – лишь 107 субъектов.

Как видим, в большинстве своем речь пока что идет о традиционных направлениях.

Курс на высокие технологии

Тем не менее заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития БГТУ профессор Ирина Новикова полагает: сектор услуг сможет прирастать за счет инноваций. Так, после принятия Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» продолжает набирать обороты ИКТ-сектор.

– Но ПВТ это еще не все. Хорошо развиваются услуги в медицине и биотехнологиях, так что имеются все предпосылки для формирования медико-биологического кластера. Уже сегодня несколько организаций в этой сфере работают на мировом уровне.

По мнению Ирины Новиковой, в Беларуси 5 организаций, чья сфера деятельности – здравоохранение, биотехнологии, находятся в ядре шестого технологического уклада. Это РНПЦ гигиены, НИИ пульмонологии и фтизиатрии, Гродненский медуниверситет, Институт биофизики и клеточной инженерии, НПЦ по материаловедению. Так, в НИИ пульмонологии и фтизиатрии работают со стволовыми клетками и получили определенный результат, публикация имела широкий резонанс за рубежом.

При этом Ирина Новикова отмечает: если речь идет о развитии частных услуг в инновационном секторе, то бизнесу и государству необходимо проделать еще немалую работу, чтобы они стали рентабельными:

– Предстоит много сделать в сфере законодательства, чтобы малые инновационные предприятия реально начали работать. Речь идет и о стартапах, из которых могут вырасти большие компании. А сегодня их практически нет. Либо стартапы работают на зарубежные экономики. Ни о каких инновационных услугах говорить не приходится, если мы не пересмотрим законодательство в этой сфере. Прежде всего необходимо принять закон о государственной поддержке технологических инноваций, внести изменения в Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», где должен появиться раздел о создании стартапов. В свою очередь, это потребует пересмотра антикоррупционного законодательства.

Профессор отмечает, что наибольший потенциал развития услуг сегодня в биотехнологиях, медицине, ИКТ, нанотехнологиях, материаловедении:

– Именно в этих направлениях у нас уже имеется неплохой потенциал. Но крайне не хватает новой организационной структуры. Нужно создать особые условия, чтобы научные работы трансформировались в инновации и начали работать на нашу экономику.

С осторожным оптимизмом

Сопредседатель республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов согласен с мнением, что в стране есть потенциал для развития инновационных услуг. В том числе и за счет того, что мы еще не используем все современные сервисы, которые широко применяются в мире:

– Например, сервис Uber у нас есть только номинально. А в развитых странах все шире применяется не только он, но и его аналоги. Чтобы такие направления появлялись, нужны совместные действия государства и бизнеса стратегического характера и продуманное правовое поле.

Для развития сферы услуг также необходимо улучшение платежной дисциплины:

– К сожалению, между предприятиями все еще возникают проблемы неплатежей. Есть предприятия, которые оказывают критические услуги – им делают предоплату. Однако большинство оказывают услуги с последующей оплатой, и тут начинаются вопросы.

Илья Крыжевич, «Рэспублiка», 25 октября 2018 г.