/ / Общественно-политические
24.10.2018

А ваша машина в порядке? Можно ли выезжать на дорогу на неисправном авто, разъясняет специалист ГКСЭ

Лопнувшее колесо, заклинивший руль, отказавшие тормоза превращают автомобиль в источник не просто повышенной, а чрезвычайной опасности. Однако многие водители почему-то игнорируют здравый смысл и раз за разом выруливают на дорогу, зная, что машина неисправна. Вот пример: неделю назад в Гродно устроили проверку на дороге. Каждый второй из остановленных водителей был оштрафован за отсутствие техосмотра. Думаю, если отправить их на ГТО сейчас, половина не сможет получить заветную наклейку. Одна из таких недосмотренных машин стала причиной трагического ДТП в конце сентября в Борисове. На улице Розы Люксембург 46-летний местный житель на ЗИЛе не справился с управлением, выехал на правую обочину, потом на тротуар и сбил 38-летнюю женщину, которая умерла в машине скорой помощи. Водитель был трезв, а вот автомобиль техосмотр не прошел. Результаты экспертизы еще неизвестны, но среди версий уже называют неисправные тормоза...

Авария

Можно ли предугадать поломку?

Виктор Костюкович – специалист отдела транспортной трасологии Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. Он инженер-механик и юрист в одном лице. Задача Костюковича – исследовать автомобили на наличие неисправности. Работать, как правило, приходится с машинами, которые уже побывали в ДТП. Разломанные, искореженные груды металла специалисты изучают до миллиметра, проверяя основные системы, влияющие на безопасность дорожного движения. Ежедневно Костюкович анализирует причины, которые могли привести к ДТП. Он рассказывает, что понятие «неисправность» весьма широко. К примеру, неисправностью транспортного средства будет считаться и неработающая магнитола, и лопнувшая тормозная трубка. При этом молчащее радио не может стать причиной ДТП, а вот неполадки в тормозной системе могут. «Поэтому основной задачей автотехнической экспертизы является именно установление тех неисправностей, которые влияют на безопасность дорожного движения и могут поспособствовать возникновению ДТП», – и таких примеров, добавляет эксперт, на белорусских дорогах немало.

Тормозная система

На экспертизу к Костюковичу нередко поступает грузовая техника предприятий. Эксперт говорит, что к ней больше всего вопросов. Стремление владельцев сэкономить на обслуживании приводит машины в плачевное состояние: заржавевшие системы, неработающие механизмы – в порядке вещей. «Решение некоторых проблем, которые мы видим, даже не требует особых вложений. Где-то нужно подчистить, где-то подправить. Это банальное нежелание заниматься техникой. И оно может приводить к ужасным последствиям», – эксперт напоминает о трагедии на пешеходном переходе возле ТЦ «Замок» в Минске, когда грузовик с неработающими тормозами насмерть сбил девочку. Водитель знал, что тормозная жидкость подтекает, возил ее с собой в машине, чтобы доливать в случае необходимости. И все равно выезжал на дорогу. К слову, проблемы с тормозами – довольно частое явление. Несколько лет назад безалаберное отношение к этому вопросу привело к тому, что грузовик въехал в подземный переход у станции метро «Могилевская», сбив насмерть человека. Как выяснили эксперты, во время движения машина сломалась. Водитель разблокировал тормоза и поехал вовсе без них, думая, что в случае необходимости сможет потихоньку остановиться. Однако не смог. Еще одна трагедия, когда недосмотр за большегрузной техникой привел к гибели человека, произошла в 2016 году в Ивацевичах. Прицеп отцепился от тягача и выехал на встречную полосу. Водитель авто, которое ехало навстречу этому грузовику, погиб, его пассажиры серьезно пострадали. Как выяснили специалисты, ДТП произошло из-за поврежденного дышла прицепа. По мнению эксперта, контроль за состоянием подвижного состава организаций необходимо ужесточить.

Рулевое управление

В Клецком районе авто выехало на встречку. Водитель позже признавался: не справился с управлением. Когда к осмотру машины приступили эксперты, оказалось, что подвеска задней оси у нее – от другого авто. В определенный момент одна из «чужих» деталей просто отвалилась, и это повлияло на положение колеса. Позже установили, что машину когда-то ремонтировали кустарным способом: теми материалами, которые оказались под рукой. Результат этого ДТП: один человек умер, еще несколько получили тяжелые ранения. Эксперт отмечает, что особенно грешат самоделками мотоциклисты. На экспертизу нередко поступают байки без рулевого демпфера. Некоторые мотоциклисты убирают его по разным причинам. Управление без него становится гораздо сложнее, что порой приводит к ДТП с тяжкими последствиями.

Обзорность

Увы, производители машин пока так и не научились конструировать авто без боковых стоек. И это обязательно нужно учитывать, планируя совершить тот или иной маневр. Еще одна деталь, которая может помешать водителю вовремя увидеть препятствие, – разнообразие навигаторов, игрушек и других вещей на лобовом стекле. Вопрос с видимостью особо остро встает зимой, когда водители не спешат почистить стекло перед тем, как тронуться с места. Эксперт вспоминает случай, когда неочищенное стекло стало причиной смертельного наезда на ребенка. Водитель сдавал задним ходом и не заметил мальчика, который находился позади грузовика. Из-за плохой обзорности нередко сбивают пешеходов мусоровозы, маневрирующие в узких дворах. Одной из причин таких ДТП может стать и неправильная настройка зеркал. Не так давно в Минске на улице Харьковской был случай, когда шофер грузовика не заметил учебную машину, за рулем которой был курсант, и протащил ее около 30 метров. «Такие ДТП не редкость. У грузовика спереди – мертвая зона. Водитель просто не может видеть, что происходит снизу или, к примеру, справа. И если он поворачивает направо, возле него поворачивать не стоит. Будьте уверены: он вас практически не видит», – предупреждает специалист.

Как обезопасить себя?

Может ли прохождение техосмотра помочь избежать ДТП? Это та процедура, которую нужно выполнять, уверен эксперт. На диагностических станциях проверяют выходные параметры тормозной системы, рулевого управления, ходовую часть, освещение и т.д. Костюкович уверен, что прохождение технического осмотра дисциплинирует и заставляет заботиться о своем транспорте: «Ведь порой водители сетуют на нехватку то денег, то времени. И в результате едут, пока машина не перестанет двигаться. На сервис же обращаются, когда что-то отвалилось. Это опасный подход». К тому же, говорит мой собеседник, не стоит забывать, что машину во время техосмотра посмотрят непредвзято. В отличие от сомнительных СТО, где порой могут «приговорить» к кругленькой сумме.

Костюкович категоричен: перед началом движения любой водитель обязан проверить исправность авто. Однако все ли проблемы можно увидеть и предугадать? Эксперт говорит, что многое зависит от характера повреждения, а также от опыта и навыка водителя: «При этом хочу напомнить, что в ПДД содержится перечень неисправностей и условий, при которых запрещается участие в дорожном движении. И каждый водитель обязан знать, что это за проблемы и как их определить». Например, подтекание тормозной жидкости, повреждения шин или дисков, негорящие фары или фонари и прочее. По закону, участвуя в дорожном движении на неисправном транспортном средстве, именно водитель в полной мере несет ответственность за то, что происходит с его авто.

P.S. Как известно, многие водители отказываются от прохождения техосмотра из-за слишком высокого, на их взгляд, сбора за допуск к движению: на осмотре необходимо предъявить квитанцию об уплате пошлины. Что ж, Правительство работает над этим вопросом. Ожидается, что уже в следующем году госпошлину отвяжут от процедуры техосмотра. На прошлой неделе стало известно, что межведомственная рабочая группа под руководством Первого заместителя Премьер-министра Александра Турчина активно разрабатывает механизм взимания новой пошлины. Проект решения вопроса должен быть внесен в Совет Министров до 1 февраля 2019 года.

Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 24 октября 2018 г.