/ / Общественно-политические
23.10.2018

Правила честной рыбалки. Рыбаки предлагают свои поправки в новую редакцию рыболовных правил

Любители порыбачить с интересом ждут новой редакции рыболовных правил. И, конечно же, надеются, что будут учтены их основанные на собственном опыте предложения. А итоговый документ получится простым и понятным, желательно всего на пару страниц, как в былые времена. Редкий рыбак станет изучать талмуды о разрешениях и запретах – максимум ограничится памяткой. Тут есть еще один момент, подчеркивают представители общественного объединения «Большой рыболовный интернет-клуб» (БРИК). В охоте многие нюансы четко отрегулированы, к примеру, дичь без путевки перевозить нельзя и, если сбил животное на дороге, должен сообщить об этом. А вот с рыбой все неопределенно.

Рыбалка

Для начала решите задачку. Трое приятелей на машине отправились на рыбалку. Какой улов они могут увезти домой, если в сутки на человека ловить разрешено 5 килограммов? И кто в итоге проверит, сколько именно времени они отдыхали на природе? Антон Канин, представитель ОО «БРИК», собственными глазами видел, как на Краснослободском водохранилище недобросовестные рыбаки пойманную щуку грузили багажниками... К сожалению, сколько таких нарушителей, учета нет: вылов сверх нормы благодаря последним поправкам попадает под вторую часть статьи 15.35 КоАП, по которой штрафуют за целый ряд нарушений. Максимальное наказание – до 30 базовых.

Рыбаки считают: проконсультировавшись с научными организациями, нужно составить исчерпывающий список рыбы, ограниченной к вылову. Еще им опыт подсказывает: стоит регламентировать вылов леща (не более 10 килограммов), учитывая, что это хоть и ценный вид, но широко распространенный в наших водоемах. Причем в уловах обычно немало молодых особей, то есть подлещиков. Старший научный сотрудник Института рыбного хозяйства Георгий Прищепов так комментирует ситуацию:

– Сегодня это одна из наших главных промысловых рыб. Проблема в том, что в некоторых водоемах в промышленных масштабах ее вылавливают в недостаточном количестве. Что в итоге? Где-то леща избыток, он мельчает и не достигает нужных размеров.

По некоторым видам рыб ОО «БРИК» предлагает вместо килограммов ввести поштучный улов независимо от дней пребывания на водоеме. Говорят, при своих расчетах старались найти баланс между здравым смыслом и рыбачьими аппетитами. Получились такие цифры: сом обыкновенный – 2 рыбы, судак и язь – по 3, линь, жерех и сиг – по 3, а голавль, щука, золотой карась, подуст, налим и ерш-носарь – по 5. При этом, естественно, никто не отменял еще разрешенной длины выловленной рыбы. Скажем, щука должна быть не менее 40 сантиметров. Проще говоря, поймал три судака – следующего выпускаешь. Это, к слову, упрощает и работу инспектора: не нужны весы для контроля – достаточно пересчитать улов. Такой подход работает в Прибалтике и других странах. А в Канаде, например, поштучно считают даже окуней – по 20-25 в зависимости от провинции.

А вот для других рыб предлагается повысить нормы вылова до 10 килограммов на человека вне зависимости от количества дней пребывания на рыбалке. В этот список попали плотва, окунь, серебряный карась, ерш, густера и другие массовые виды, чье существование не находится под угрозой. Но обязательное условие – пользоваться исключительно разрешенными рыболовными снастями и способами.

Как поясняют в Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте, предложения по правилам рыбалки собираются, специалисты готовы прислушаться к вердикту ученых. И все же в плане ограничений по вылову рыбы куда большее беспокойство вызывают рыбаки, которые вооружаются сетями и электроудочками. В Прибалтике за нарушения при рыбалке предусмотрены куда более серьезные штрафы, соответственно и рыбаки дисциплинированные. К слову, Институт рыбного хозяйства постоянно исследует состояние водных ресурсов страны и по их результатам выносит решение: сколько рыбы в том или ином водоеме можно ловить за сезон, какие орудия при этом использовать. А в ближайшее время, отмечает Георгий Прищепов, плотно займутся оценкой работ, которые проводятся вблизи водоемов, а значит, могут нанести ущерб их обитателям.

Еще одну грань проблемы обозначают рыбаки. Ежегодно в марте устанавливается запрет на лов щуки. Как правило, на водоемах еще стоит лед, и рыбу ловят на живцовые снасти, то есть ставки. Это подразумевает, что она полностью заглатывает живца при поклевке и освободить ее живой невозможно. Получается такой своеобразный капкан. И вот проверяющие подходят к рыбаку и объясняют, что щуку уже ловить нельзя, а получают ответ, мол, что вы, рыбачу на окуня или судака. Хотя, естественно, в том числе на живца попадается и нерестовая щука. Отсюда еще одно предложение ОО «БРИК» – запрещать ловить на живца всю рыбу вместе с запретом на лов щуки. А что ученые? Они считают, что не все так однозначно: популяция щуки должна быть не менее 8 % от рыбного населения водоема, а у нас где-то этого вида не хватает, а где-то он в избытке. Задача – найти баланс, ведь рыба великолепно воспроизводится, ее разводят миллионами штук.

А вот с судаком действительно есть проблема, признают и в Госинспекции, и ученые. Его количество в наших водоемах заметно уменьшилось, поэтому, как только в озеро запускают личинку судака, сразу вводят соответствующие ограничения на рыбалку. Контролируются у нас и исчезающие виды, осетровые и лососевые. Тут, подчеркивают в Институте рыбного хозяйства, хотелось бы рассчитывать и на помощь нацпарков, которые пока мало уделяют внимания массовому воспроизводству рыбы. Сегодня с ностальгией специалисты вспоминают времена, когда на Нарочи по 30 тонн ряпушки ловили, а сига завозили с Чудского озера – нынче он среди исчезающих видов... Кроме того, отмечает Георгий Прищепов, раньше зарыбляли водоемы каждый год, сейчас же разве что для платной рыбалки, а ведь это капля в море. Хотя при нынешней повальной автомобилизации каждый желающий может рвануть на рыбалку на озера, до которых раньше добирались только местные.

КСТАТИ

У рыболова-любителя Антона Канина есть еще одно любопытное предложение: выдавать каждому поклоннику рыбалки рыболовный билет за символическую плату. Причем он может подразделяться для зимы или лета, отдельный вид для туристов. Для чего это нужно? Нарушил правила – на следующий год получаешь повышенный тариф на уплату рыболовного взноса или пару дней отрабатываешь на водоеме под контролем БООР, а то и вовсе можешь лишиться на время права рыбачить. Нет рыболовного билета? Ловить рыбу можно, но только одной поплавочной удочкой без катушки и с берега. Антон Канин уверен: появятся деньги – появится и персональная ответственность, ресурсы на посадочный материал, а также заказ на него. В итоге запустится механизм зарыбления, ухода от аренды в нынешнем виде, строительства баз проката, отдыха и прочей инфраструктуры. Главное тут – прозрачность трат и информированность сообщества рыболовов.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 23 октября 2018 г.
(фото 
 Юрий Мозолевский)