/ / Общественно-политические
08.10.2018

Практическое применение законодательства об охране труда

На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, ответили заместитель Министра труда и социальной защиты Беларуси Игорь Старовойтов, начальник управления охраны труда и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси Иван Карчевский, заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси Ирина Каменецкая.

Онлайн-конференция

Много ли в стране насчитывается мест с вредными и опасными условиями труда? Уменьшилось ли их число за последние годы или, наоборот, выросло? (Панкратова В.И., Новополоцк)

Каменецкая Ирина: Согласно данным государственной статистической отчетности, на начало года в организациях насчитывалось 656,7 тыс. рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. В республике имеется устойчивая тенденция к снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Если в 2013 году их было около 759,5 тыс., то в 2015 году – 707,5 тыс., в 2016 году – около 683,8 тыс.

– В Беларуси вносятся изменения в закон об охране труда, на какой стадии находится рассмотрение документа сейчас? И если внесение поправок в законодательство связано с изменением подходов к регулированию правоотношений в сфере охраны труда, а именно смещением на профилактику и контроль за соблюдением норм безопасности в самих организациях, то не станут ли недавние трагические происшествия на производстве поводом для корректировки вносимых предложений?

Старовойтов Игорь: В настоящее время проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в установленном порядке внесен в правительство Беларуси. Проект закона направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «Об охране труда» с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности. В документе предусмотрены нормы, направленные на профилактическую работу по соблюдению требований по охране труда.

Одним из основных критериев выполнения Директивы № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» считается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях. Декретом № 7 «О развитии предпринимательства» определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается в том числе на принципе персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

В соответствии с пунктом 6 Декрета № 7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин (1 БВ равна Br24,5). Таким образом, законодательством уже предусмотрены меры ответственности к руководителям организаций, не принявших необходимых мер по надлежащей организации деятельности этой организации.

– В проект документа об изменениях в закон об охране труда включены среди прочих две дополнительные статьи – «Охрана труда домашних работников» и «Охрана труда работников-надомников». Что именно они предполагают? (Татьяна Прашкевич, г. Витебск)

Карчевский Иван: Действительно, в проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, а также граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников. Например, предусматривается, что работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны информировать домашних работников о риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты; обязательно страховать домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; исполнять иные обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

Эти новации позволят обеспечить предоставление указанным работникам гарантий права на охрану труда.

– Любопытно узнать, как часто прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины становятся причиной увольнения в Беларуси? (Архипов Е.А., г. Барановичи)

Каменецкая Ирина: В 2017 году, по данным Белстата, в организациях республики (за исключением микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) работники совершили 115,6 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 549,6 тыс. человеко-дней (в 2016 году соответственно 113,9 тыс. и 548,3 тыс.).

Министерство труда и социальной защиты Беларуси не ведет мониторинг трудовой дисциплины (соблюдения трудовой дисциплины, а также пропускного режима в организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы). В связи с этим указать численность работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за допущенные нарушения трудовой дисциплины, невозможно.

– Часто ли в Беларуси выявляются нарушения по выплате зарплаты ниже размера минималки? Понесли ли виновные наказание и какое? (Антипенко Вера Сергеевна, г. Браслав)

Старовойтов Игорь: В рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения законодательства о минимальной заработной плате за январь–сентябрь 2018 года выявлено 168 фактов нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Наибольшее количество случаев наблюдается в Витебской, Гродненской и Брестской областях. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены 133 должностных лица нанимателей на сумму Br9 тыс.

– Сколько было выплачено средств в этом году по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? И много ли работников получили возмещение? (Александр Филиппенко, г. Могилев)

Каменецкая Ирина: По данным «Белгосстраха», в 2017 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили Br99,1 млн (в 2016 году – Br92,8 млн).

– Осень в Беларуси началась не лучшей статистикой происшествий на производствах. Прошло чуть больше недели после случая на «Могилевдреве», и уже на Обольском керамическом заводе пострадал рабочий при возгорании мазута. Есть ли в целом оперативные данные по производственному травматизму со смертельным исходом и тяжелыми последствиями? Кто по ним привлечен к ответственности? И бывают ли случаи, когда факт травмирования замалчивается? (Марченко Светлана Алексеевна, Витебская область)

Старовойтов Игорь: По оперативным данным Департамента госудрственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года в организациях республики погибли 107 работников, из которых 16 в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения. По всем фактам травмирования на производстве проводятся специальные расследования, в результате которых устанавливаются обстоятельства и причины произошедшего, и в случае установления вины уполномоченные должностные лица нанимателя привлекаются к административной и (или) уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Безусловно, имеют место попытки замалчивания нанимателями фактов травмирования работников на производстве. Но стоит отметить, что благодаря взаимодействию с органами прокуратуры, Следственного комитета, здравоохранения, Государственного комитета судебных экспертиз такие факты утаить практически невозможно. При этом в случае несообщения или несвоевременного сообщения о несчастном случае на производстве наниматель привлекается к административной ответственности.

– Сколько в целом за истекший период этого года выявлено и пресечено нарушений законодательства о труде и об охране труда? Как много должностных лиц оштрафовано и уволено? (Дмитрий Пантиль, Минский район)

Старовойтов Игорь: В отчетном периоде государственными инспекторами труда департамента проведено 58 внеплановых проверок с использованием соответствующих контрольных списков вопросов (чек-листов), в ходе которых предписано к устранению 124 нарушения законодательства о труде и об охране труда. По предложениям государственных инспекторов труда работодателями в добровольном порядке приостановлена работа 12 станков, машин и единиц производственного оборудования. По результатам 972 обследований по заявлениям проверяемых субъектов рекомендовано к устранению более 17,6 тыс. нарушений законодательства о труде и об охраны труда, из которых 14 тыс. нарушений требований охраны труда. Также госинспекторами предложено запретить эксплуатацию 35 цехов (производственных участков) и 585 единиц станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. По результатам рассмотрения данных предложений субъектами хозяйствования решений о нецелесообразности указанных приостановок не принималось. Кроме того, при проведении с согласия субъектов хозяйствования 842 мониторингов рекомендовано к устранению свыше 16 тыс. нарушений законодательства об охране труда.

Всего за нарушения привлечены к административной ответственности в виде штрафа 1868 уполномоченных должностных лиц на сумму Br242,1 тыс. и 962 нанимателя на сумму Br236,4 тыс. Кроме того, за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) составлено и направлено в суды 44 протокола об административном правонарушении.

– Какие отрасли и специальности остаются наиболее травмоопасными? (Виктор Тишкевич, г. Гомель)

Карчевский Иван: На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45–49 лет. Большинство потерпевших на производстве с тяжелыми последствиями были работниками организаций коммунальной формы собственности. В январе-августе этого года средний возраст получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями составил 44 года. Среди потерпевших преобладают мужчины.

Наиболее подвержены риску травмирования в том числе трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа. Анализ показывает, что наибольшее количество потерпевших с тяжелыми последствиями в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как промышленность – 27 %, строительство – 19 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 17 %.

– Выплаты семье потерпевшего. В результате несчастного случая на производстве погиб работник предприятия, по результатам расследования установлена вина нанимателя. На момент произошедшего коллективным договором предусмотрены выплаты семье погибшего в сумме 10 средних годовых заработков. На момент заключения о причинах несчастного случая сумма выплат составляет 5 средних годовых заработков. Кто относится к членам семьи погибшего работника, и какую сумму должен выплатить наниматель? (Климантович Ольга Георгиевна, Минская область)

Карчевский Иван: Трактовка положений коллективного договора осуществляется сторонами, его заключившими. Поэтому для уточнения, кто относится к членам семьи в соответствии с нормами коллективного договора, и размеров причитающихся выплат необходимо обратиться к нанимателю или в профсоюзный комитет организации, где работал погибший.

Прошу пояснить, имеет ли право санитарка кабинета гамма-терапевтического аппарата на компенсацию в виде сокращенной рабочей недели (30 часов), если она работает полный рабочий день (не менее 80 % продолжительности рабочего дня), находится в зоне действия ИИИ и по результатам аттестации рабочего места по условиям труда ей установлен класс 3.1. Инструкцией о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 года № 57, порядковым номером 462 главы 34 «Общие профессии и должности в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания и образования» определено, что право на компенсацию в виде сокращенной продолжительности рабочей недели 30 часов имеют работники, занятые при проведении рентгенодиагностических исследований. Занятость санитарки в рентгенологических исследованиях заключается в выполнении обязанностей, установленных ее должностной инструкцией (текущая уборка кабинета, укрытие рентгеновского стола пеленками, убирает использованные пеленки, вызывает пациентов в кабинет, производит обработку дезраствором поверхностей рентгеновской установки и средств защиты после пациентов, оказывает помощь врачу в укладке тяжелобольных пациентов), и подтверждена соответствующими документами (журнал учета проведения рентгенологических исследований).(Андриевская Наталия Владимировна, г. Минск)

Карчевский Иван: По информации, содержащейся в вопросе, оснований для предоставления санитарке кабинета гамма-терапевтического аппарата сокращенной продолжительности рабочего времени по пункту 462 главы 34 списка не имеется, так как она не занята в условиях, предусмотренных данной позицией списка.

– Вопросы собственности в отношении средств индивидуальной защиты (СИЗ) регулирует пункт 30 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30.12.2008 № 209. В частности, СИЗ являются собственностью нанимателя и подлежат возврату по окончании носки, при увольнении работника до окончания сроков носки, при переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой средства индивидуальной защиты не предусмотрены типовыми нормами. Вместе с тем в пункте 31 Инструкции № 209 оговорены случаи, когда передача СИЗ работникам допустима. СИЗ (кроме арендуемых) можно оставить в собственности работника по его письменному заявлению с удержанием остаточной стоимости СИЗ в случаях: 1) увольнения работника до окончания сроков носки СИЗ, 2) перевода работника у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами. Означают ли данные нормы Инструкции № 209 отсутствие любой иной возможности передачи СИЗ в собственность работника? В частности, может ли наниматель в своем локальном нормативном правовом акте (например, в коллективном договоре) предусмотреть по окончании сроков носки (остаточная стоимость СИЗ к моменту окончания сроков носки будет нулевой) оставлять в собственности работников все изношенные работниками СИЗ? (Тарновская Кристина, г. Минск)

Каменецкая Ирина: Согласно приведенной в обращении норме пункта 31 Инструкции № 209, основанием для передачи СИЗ в собственность работнику является его желание, выраженное в письменной форме (заявление). Закрепление заранее в локальном нормативном правовом акте нормы об оставлении у работника средств индивидуальной защиты после окончания сроков носки, полагаем, будет нарушением законодательства.

Сроки носки СИЗ, установленные в типовых нормах, определены с учетом того, что в течение этого периода СИЗ при правильной эксплуатации и организации ухода будут сохранять свои защитные свойства и гигиенические характеристики, обеспечивающие требования технических нормативных правовых актов (ТНПА) и подтвержденные результатами испытаний при декларировании или сертификации соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).

Если СИЗ по окончании срока носки соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий и, следовательно, пригодны для дальнейшего использования по назначению, то комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с пунктом 28 Инструкции № 209, может принять решение о продлении в каждом конкретном случае срока носки СИЗ по истечении срока носки, определенного типовыми нормами. В этом случае новые СИЗ выдаются работнику по истечении продленного срока носки ранее выданных СИЗ.

СИЗ, не пригодные для использования, согласно пункту 50 Инструкции № 209, списываются и направляются для ремонта СИЗ, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. В тех случаях, когда отдельные виды СИЗ не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, они утилизируются. Порядок реализации работникам вторичного сырья законодательством об охране труда не регулируется.

– Добрый день! В соответствии со ст.23 Закона «Об охране труда» № 356-3 «аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляется в целях подтверждения компетентности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг в области охраны труда». Но на практике сталкиваюсь с недобросовестными игроками на рынке услуг в этой сфере, которые работают без аккредитации, да еще некачественно, что влечет за собой финансовые потери в организациях. Существует ли механизм выявления таких предпринимателей, какая ответственность предусмотрена, и предусмотрена ли, и в какой государственный орган я могу обратиться по такому факту? Спасибо! (Гурский Николай Александрович, г. Могилев)

Карчевский Иван: В соответствии со ст.23 Закона «Об охране труда» услуги в области охраны труда оказываются на основании договоров между организацией и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем). При выборе исполнителя работ организация должна руководствоваться реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда. В случае если услуга оказана некачественно, информация об этом может быть направлена в Министерство труда и социальной защиты. Если договор заключен с неаккредитованной организацией, вопросы качества услуг решаются по гражданскому законодательству. В любом случае за обеспечение охраны труда в организации ответственность несет наниматель.

– Организация не имеет вышестоящей организации. Руководитель организации, его заместитель, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организации прошли проверку знаний по вопросам охраны труда в учреждении образования по окончании повышения квалификации. Освобождает ли прохождение такой проверки от проверки знаний по опросам охраны труда в комиссии местных исполнительных и распорядительных органов? (Сергей Иванович, г. Брест)

Каменецкая Ирина: Согласно части 6 статьи 25 Закона «Об охране труда» прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда. С учетом этой нормы пунктом 5 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2008 года № 210, установлено, что в комиссии организации проходят проверку знаний работающие и члены комиссий структурных подразделений организации. Прохождение работающими проверки знаний допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

Одновременно части 7 и 8 статьи 25 Закона «Об охране труда» определяют круг лиц, которые обязаны проходить проверку знаний в комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, или в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, или в республиканской комиссии. Это руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций. Прохождение названными работниками обучения и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда в учреждениях образования не освобождает их от прохождения проверки знаний в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.

Иные работающие и члены комиссий структурных подразделений организации в соответствии с пунктом 5 положения № 210 могут пройти проверку знаний в комиссии учреждения образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

– С какого момента следует исчислять трехдневный срок расследования несчастного случая, проводимого уполномоченным должностным лицом нанимателя? (Дмитрий Игоревич, г. Новополоцк)

Карчевский Иван: Порядок и сроки проведения расследований несчастных случаев на производстве определяются в каждом конкретном случае с учетом тяжести производственной травмы и установлены в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года № 30.

Тяжесть производственной травмы устанавливается организацией здравоохранения и указывается в соответствующем заключении.

При этом организация, страхователь обязан при получении сообщения о несчастном случае на производстве направить соответствующий запрос в организацию здравоохранения не позднее рабочего дня, следующего за днем несчастного случая (пункт 10 Правил).

В свою очередь организация здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса направляет организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы (пункт 10-1 Правил).

Если с учетом этого заключения несчастный случай не будет подлежать специальному расследованию, то началом его расследования следует считать время с момента получения от учреждения здравоохранения заключения о тяжести производственной травмы.

– По отраслевому соглашению концерна «Белнефтехим» выплаты в связи с профзаболеваниями выплачиваются при наличии вины нанимателя. Какой документ оформляется для установления вины нанимателя, где установлена форма документа? (Шарах Н.А., г. Полоцк)

Карчевский Иван: Нормы коллективных договоров и соглашений комментируются сторонами, их заключившими. Законодательством не предусмотрено оформление документа для установления вины нанимателя по результатам расследования профессионального заболевания.

Исходя из пункта 65 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года № 30, в процессе расследования устанавливаются в том числе причины профессионального заболевания и лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов. Эти персоны указываются в пункте 16 акта о профессиональном заболевании формы ПЗ-1, который составляется по результатам расследования. Форму акта ПЗ-1 можно найти в приложении к постановлению Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения Беларуси от 14 августа 2015 года № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

– Высокий уровень производственного травматизма специалисты связывают с множеством причин. Среди них и слабая организация работ по охране труда работодателями, и нарушение производственной дисциплины, и личная неосторожность потерпевших. Но травматизм происходит и по причине износа оборудования или выхода его из строя. Анализирует ли ваше ведомство такие случаи? (Наталия Александровна, г. Минск)

Карчевский Иван: В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследуются несчастные случаи, которые произошли с работниками и стали причиной перевода потерпевших на другую работу, повлекли временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье. Устанавливаются обстоятельства и все причины произошедшего.

По результатам специальных расследований, проводимых Департаментом государственной инспекции труда, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств, а также конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства явились причиной 3 % несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

– Когда будет принят закон «Об охране труда» в новой редакции и где сейчас можно с ним ознакомиться? Какие основные изменения будут внесены в закон? Будет ли введена административная ответственность за нарушения правил и норм по охране труда непосредственно для работников организаций? (Соколова Светлана Петровна, г. Минск)

Карчевский Иван: Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в установленном порядке внесен в правительство. Документ размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. В нем предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране труда, однако он не является законодательным актом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере.

– Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)? В своей практике много встречал таких инструкций. (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)

Каменецкая Ирина: Если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда необходимо разработать. Это предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 года № 176.

– Что делать при утере журналов по охране труда (вводный, первичный, отметки о стажировке)? Бывает, что при увольнении работники умышленно уничтожают документацию. (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)

Каменецкая Ирина: Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда, должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.

– Имеет ли право водитель производить ремонт автомобиля в пути или в мастерской? (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)

Каменецкая Ирина: Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 27 октября 2014 года № 94 внесены дополнения и изменения в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационной характеристикой «§1а. Водитель автомобиля» предусмотрено, что водитель устраняет возникшие во время работы на маршруте мелкие технические неисправности автомобиля, не требующие разборки механизмов.

В соответствии с общими положениями ЕТКС водитель должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих при работе транспорта. Право на выполнение слесарных работ подтверждается наличием у него квалификационного разряда по профессии «слесарь по ремонту автомобиля» и соответствующего свидетельства либо записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.

– Какие основные нарушения законодательства об охране труда выявляет в организациях инспекция труда? (Соколова Светлана Петровна, г. Минск)

Каменецкая Ирина: Основными нарушениями законодательства являются недостатки в обучении и инструктировании работников по охране труда, обеспечении средствами индивидуальной защиты, а также несоблюдение требований охраны труда при эксплуатации машин и оборудования.

– Согласно утвержденному Президентом плану подготовки законопроектов на 2018 год в июле в Палату представителей Национального собрания был внесен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Расскажите, когда его примут и какие планируются изменения? Если возможно, расскажите также про проект правил по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ. Когда планируется его принятие и будет ли увеличено значение термина «работ на высоте» до 1,8 м? (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)

Каменецкая Ирина: Подготовка проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» вызвана необходимостью корректировки Закона «Об охране труда» с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами. Предмет регулирования проекта закона остался прежним, применяется он в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Например, предлагается из статьи 17 закона исключить обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. В соответствии с действующим законодательством в организациях осуществляются паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, комплексная гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение всех этих мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, увеличению расходов денежных средств на охрану труда.

Законопроект в установленном порядке внесен в правительство.

Что касается второй части вопроса. С 1 февраля 2019 года вступает в силу новый Закон «О нормативных правовых актах», в соответствии с которым правила по охране труда отнесены к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. В этой связи правила по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ дорабатываются с учетом требований, предъявляемых к техническим нормативным правовым актам. Определение термина «работа на высоте» осталось прежним.

По сообщению БЕЛТА