Практическое применение законодательства об охране труда
На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, ответили заместитель Министра труда и социальной защиты Беларуси Игорь Старовойтов, начальник управления охраны труда и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси Иван Карчевский, заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси Ирина Каменецкая.
– Много ли в стране насчитывается мест с вредными и опасными условиями труда? Уменьшилось ли их число за последние годы или, наоборот, выросло? (Панкратова В.И., Новополоцк)
Каменецкая Ирина: Согласно данным государственной статистической отчетности, на начало года в организациях насчитывалось 656,7 тыс. рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. В республике имеется устойчивая тенденция к снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Если в 2013 году их было около 759,5 тыс., то в 2015 году – 707,5 тыс., в 2016 году – около 683,8 тыс.
– В Беларуси вносятся изменения в закон об охране труда, на какой стадии находится рассмотрение документа сейчас? И если внесение поправок в законодательство связано с изменением подходов к регулированию правоотношений в сфере охраны труда, а именно смещением на профилактику и контроль за соблюдением норм безопасности в самих организациях, то не станут ли недавние трагические происшествия на производстве поводом для корректировки вносимых предложений?
Старовойтов Игорь: В настоящее время проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в установленном порядке внесен в правительство Беларуси. Проект закона направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «Об охране труда» с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности. В документе предусмотрены нормы, направленные на профилактическую работу по соблюдению требований по охране труда.
Одним из основных критериев выполнения Директивы № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» считается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях. Декретом № 7 «О развитии предпринимательства» определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается в том числе на принципе персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
В соответствии с пунктом 6 Декрета № 7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин (1 БВ равна Br24,5). Таким образом, законодательством уже предусмотрены меры ответственности к руководителям организаций, не принявших необходимых мер по надлежащей организации деятельности этой организации.
– В проект документа об изменениях в закон об охране труда включены среди прочих две дополнительные статьи – «Охрана труда домашних работников» и «Охрана труда работников-надомников». Что именно они предполагают? (Татьяна Прашкевич, г. Витебск)
Карчевский Иван: Действительно, в проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, а также граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников. Например, предусматривается, что работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны информировать домашних работников о риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты; обязательно страховать домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; исполнять иные обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.
Эти новации позволят обеспечить предоставление указанным работникам гарантий права на охрану труда.
– Любопытно узнать, как часто прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины становятся причиной увольнения в Беларуси? (Архипов Е.А., г. Барановичи)
Каменецкая Ирина: В 2017 году, по данным Белстата, в организациях республики (за исключением микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) работники совершили 115,6 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 549,6 тыс. человеко-дней (в 2016 году соответственно 113,9 тыс. и 548,3 тыс.).
Министерство труда и социальной защиты Беларуси не ведет мониторинг трудовой дисциплины (соблюдения трудовой дисциплины, а также пропускного режима в организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы). В связи с этим указать численность работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за допущенные нарушения трудовой дисциплины, невозможно.
– Часто ли в Беларуси выявляются нарушения по выплате зарплаты ниже размера минималки? Понесли ли виновные наказание и какое? (Антипенко Вера Сергеевна, г. Браслав)
Старовойтов Игорь: В рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения законодательства о минимальной заработной плате за январь–сентябрь 2018 года выявлено 168 фактов нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Наибольшее количество случаев наблюдается в Витебской, Гродненской и Брестской областях. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены 133 должностных лица нанимателей на сумму Br9 тыс.
– Сколько было выплачено средств в этом году по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний? И много ли работников получили возмещение? (Александр Филиппенко, г. Могилев)
Каменецкая Ирина: По данным «Белгосстраха», в 2017 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили Br99,1 млн (в 2016 году – Br92,8 млн).
– Осень в Беларуси началась не лучшей статистикой происшествий на производствах. Прошло чуть больше недели после случая на «Могилевдреве», и уже на Обольском керамическом заводе пострадал рабочий при возгорании мазута. Есть ли в целом оперативные данные по производственному травматизму со смертельным исходом и тяжелыми последствиями? Кто по ним привлечен к ответственности? И бывают ли случаи, когда факт травмирования замалчивается? (Марченко Светлана Алексеевна, Витебская область)
Старовойтов Игорь: По оперативным данным Департамента госудрственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года в организациях республики погибли 107 работников, из которых 16 в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения. По всем фактам травмирования на производстве проводятся специальные расследования, в результате которых устанавливаются обстоятельства и причины произошедшего, и в случае установления вины уполномоченные должностные лица нанимателя привлекаются к административной и (или) уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Безусловно, имеют место попытки замалчивания нанимателями фактов травмирования работников на производстве. Но стоит отметить, что благодаря взаимодействию с органами прокуратуры, Следственного комитета, здравоохранения, Государственного комитета судебных экспертиз такие факты утаить практически невозможно. При этом в случае несообщения или несвоевременного сообщения о несчастном случае на производстве наниматель привлекается к административной ответственности.
– Сколько в целом за истекший период этого года выявлено и пресечено нарушений законодательства о труде и об охране труда? Как много должностных лиц оштрафовано и уволено? (Дмитрий Пантиль, Минский район)
Старовойтов Игорь: В отчетном периоде государственными инспекторами труда департамента проведено 58 внеплановых проверок с использованием соответствующих контрольных списков вопросов (чек-листов), в ходе которых предписано к устранению 124 нарушения законодательства о труде и об охране труда. По предложениям государственных инспекторов труда работодателями в добровольном порядке приостановлена работа 12 станков, машин и единиц производственного оборудования. По результатам 972 обследований по заявлениям проверяемых субъектов рекомендовано к устранению более 17,6 тыс. нарушений законодательства о труде и об охраны труда, из которых 14 тыс. нарушений требований охраны труда. Также госинспекторами предложено запретить эксплуатацию 35 цехов (производственных участков) и 585 единиц станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. По результатам рассмотрения данных предложений субъектами хозяйствования решений о нецелесообразности указанных приостановок не принималось. Кроме того, при проведении с согласия субъектов хозяйствования 842 мониторингов рекомендовано к устранению свыше 16 тыс. нарушений законодательства об охране труда.
Всего за нарушения привлечены к административной ответственности в виде штрафа 1868 уполномоченных должностных лиц на сумму Br242,1 тыс. и 962 нанимателя на сумму Br236,4 тыс. Кроме того, за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) составлено и направлено в суды 44 протокола об административном правонарушении.
– Какие отрасли и специальности остаются наиболее травмоопасными? (Виктор Тишкевич, г. Гомель)
Карчевский Иван: На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45–49 лет. Большинство потерпевших на производстве с тяжелыми последствиями были работниками организаций коммунальной формы собственности. В январе-августе этого года средний возраст получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями составил 44 года. Среди потерпевших преобладают мужчины.
Наиболее подвержены риску травмирования в том числе трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа. Анализ показывает, что наибольшее количество потерпевших с тяжелыми последствиями в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как промышленность – 27 %, строительство – 19 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 17 %.
– Выплаты семье потерпевшего. В результате несчастного случая на производстве погиб работник предприятия, по результатам расследования установлена вина нанимателя. На момент произошедшего коллективным договором предусмотрены выплаты семье погибшего в сумме 10 средних годовых заработков. На момент заключения о причинах несчастного случая сумма выплат составляет 5 средних годовых заработков. Кто относится к членам семьи погибшего работника, и какую сумму должен выплатить наниматель? (Климантович Ольга Георгиевна, Минская область)
Карчевский Иван: Трактовка положений коллективного договора осуществляется сторонами, его заключившими. Поэтому для уточнения, кто относится к членам семьи в соответствии с нормами коллективного договора, и размеров причитающихся выплат необходимо обратиться к нанимателю или в профсоюзный комитет организации, где работал погибший.
–Прошу пояснить, имеет ли право санитарка кабинета гамма-терапевтического аппарата на компенсацию в виде сокращенной рабочей недели (30 часов), если она работает полный рабочий день (не менее 80 % продолжительности рабочего дня), находится в зоне действия ИИИ и по результатам аттестации рабочего места по условиям труда ей установлен класс 3.1. Инструкцией о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 года № 57, порядковым номером 462 главы 34 «Общие профессии и должности в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания и образования» определено, что право на компенсацию в виде сокращенной продолжительности рабочей недели 30 часов имеют работники, занятые при проведении рентгенодиагностических исследований. Занятость санитарки в рентгенологических исследованиях заключается в выполнении обязанностей, установленных ее должностной инструкцией (текущая уборка кабинета, укрытие рентгеновского стола пеленками, убирает использованные пеленки, вызывает пациентов в кабинет, производит обработку дезраствором поверхностей рентгеновской установки и средств защиты после пациентов, оказывает помощь врачу в укладке тяжелобольных пациентов), и подтверждена соответствующими документами (журнал учета проведения рентгенологических исследований).(Андриевская Наталия Владимировна, г. Минск)
Карчевский Иван: По информации, содержащейся в вопросе, оснований для предоставления санитарке кабинета гамма-терапевтического аппарата сокращенной продолжительности рабочего времени по пункту 462 главы 34 списка не имеется, так как она не занята в условиях, предусмотренных данной позицией списка.
– Вопросы собственности в отношении средств индивидуальной защиты (СИЗ) регулирует пункт 30 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30.12.2008 № 209. В частности, СИЗ являются собственностью нанимателя и подлежат возврату по окончании носки, при увольнении работника до окончания сроков носки, при переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой средства индивидуальной защиты не предусмотрены типовыми нормами. Вместе с тем в пункте 31 Инструкции № 209 оговорены случаи, когда передача СИЗ работникам допустима. СИЗ (кроме арендуемых) можно оставить в собственности работника по его письменному заявлению с удержанием остаточной стоимости СИЗ в случаях: 1) увольнения работника до окончания сроков носки СИЗ, 2) перевода работника у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами. Означают ли данные нормы Инструкции № 209 отсутствие любой иной возможности передачи СИЗ в собственность работника? В частности, может ли наниматель в своем локальном нормативном правовом акте (например, в коллективном договоре) предусмотреть по окончании сроков носки (остаточная стоимость СИЗ к моменту окончания сроков носки будет нулевой) оставлять в собственности работников все изношенные работниками СИЗ? (Тарновская Кристина, г. Минск)
Каменецкая Ирина: Согласно приведенной в обращении норме пункта 31 Инструкции № 209, основанием для передачи СИЗ в собственность работнику является его желание, выраженное в письменной форме (заявление). Закрепление заранее в локальном нормативном правовом акте нормы об оставлении у работника средств индивидуальной защиты после окончания сроков носки, полагаем, будет нарушением законодательства.
Сроки носки СИЗ, установленные в типовых нормах, определены с учетом того, что в течение этого периода СИЗ при правильной эксплуатации и организации ухода будут сохранять свои защитные свойства и гигиенические характеристики, обеспечивающие требования технических нормативных правовых актов (ТНПА) и подтвержденные результатами испытаний при декларировании или сертификации соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
Если СИЗ по окончании срока носки соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий и, следовательно, пригодны для дальнейшего использования по назначению, то комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с пунктом 28 Инструкции № 209, может принять решение о продлении в каждом конкретном случае срока носки СИЗ по истечении срока носки, определенного типовыми нормами. В этом случае новые СИЗ выдаются работнику по истечении продленного срока носки ранее выданных СИЗ.
СИЗ, не пригодные для использования, согласно пункту 50 Инструкции № 209, списываются и направляются для ремонта СИЗ, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. В тех случаях, когда отдельные виды СИЗ не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, они утилизируются. Порядок реализации работникам вторичного сырья законодательством об охране труда не регулируется.
– Добрый день! В соответствии со ст.23 Закона «Об охране труда» № 356-3 «аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляется в целях подтверждения компетентности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг в области охраны труда». Но на практике сталкиваюсь с недобросовестными игроками на рынке услуг в этой сфере, которые работают без аккредитации, да еще некачественно, что влечет за собой финансовые потери в организациях. Существует ли механизм выявления таких предпринимателей, какая ответственность предусмотрена, и предусмотрена ли, и в какой государственный орган я могу обратиться по такому факту? Спасибо! (Гурский Николай Александрович, г. Могилев)
Карчевский Иван: В соответствии со ст.23 Закона «Об охране труда» услуги в области охраны труда оказываются на основании договоров между организацией и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем). При выборе исполнителя работ организация должна руководствоваться реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда. В случае если услуга оказана некачественно, информация об этом может быть направлена в Министерство труда и социальной защиты. Если договор заключен с неаккредитованной организацией, вопросы качества услуг решаются по гражданскому законодательству. В любом случае за обеспечение охраны труда в организации ответственность несет наниматель.
– Организация не имеет вышестоящей организации. Руководитель организации, его заместитель, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организации прошли проверку знаний по вопросам охраны труда в учреждении образования по окончании повышения квалификации. Освобождает ли прохождение такой проверки от проверки знаний по опросам охраны труда в комиссии местных исполнительных и распорядительных органов? (Сергей Иванович, г. Брест)
Каменецкая Ирина: Согласно части 6 статьи 25 Закона «Об охране труда» прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда. С учетом этой нормы пунктом 5 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2008 года № 210, установлено, что в комиссии организации проходят проверку знаний работающие и члены комиссий структурных подразделений организации. Прохождение работающими проверки знаний допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
Одновременно части 7 и 8 статьи 25 Закона «Об охране труда» определяют круг лиц, которые обязаны проходить проверку знаний в комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, или в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, или в республиканской комиссии. Это руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций. Прохождение названными работниками обучения и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда в учреждениях образования не освобождает их от прохождения проверки знаний в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.
Иные работающие и члены комиссий структурных подразделений организации в соответствии с пунктом 5 положения № 210 могут пройти проверку знаний в комиссии учреждения образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
– С какого момента следует исчислять трехдневный срок расследования несчастного случая, проводимого уполномоченным должностным лицом нанимателя? (Дмитрий Игоревич, г. Новополоцк)
Карчевский Иван: Порядок и сроки проведения расследований несчастных случаев на производстве определяются в каждом конкретном случае с учетом тяжести производственной травмы и установлены в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года № 30.
Тяжесть производственной травмы устанавливается организацией здравоохранения и указывается в соответствующем заключении.
При этом организация, страхователь обязан при получении сообщения о несчастном случае на производстве направить соответствующий запрос в организацию здравоохранения не позднее рабочего дня, следующего за днем несчастного случая (пункт 10 Правил).
В свою очередь организация здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса направляет организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы (пункт 10-1 Правил).
Если с учетом этого заключения несчастный случай не будет подлежать специальному расследованию, то началом его расследования следует считать время с момента получения от учреждения здравоохранения заключения о тяжести производственной травмы.
– По отраслевому соглашению концерна «Белнефтехим» выплаты в связи с профзаболеваниями выплачиваются при наличии вины нанимателя. Какой документ оформляется для установления вины нанимателя, где установлена форма документа? (Шарах Н.А., г. Полоцк)
Карчевский Иван: Нормы коллективных договоров и соглашений комментируются сторонами, их заключившими. Законодательством не предусмотрено оформление документа для установления вины нанимателя по результатам расследования профессионального заболевания.
Исходя из пункта 65 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года № 30, в процессе расследования устанавливаются в том числе причины профессионального заболевания и лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов. Эти персоны указываются в пункте 16 акта о профессиональном заболевании формы ПЗ-1, который составляется по результатам расследования. Форму акта ПЗ-1 можно найти в приложении к постановлению Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения Беларуси от 14 августа 2015 года № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
– Высокий уровень производственного травматизма специалисты связывают с множеством причин. Среди них и слабая организация работ по охране труда работодателями, и нарушение производственной дисциплины, и личная неосторожность потерпевших. Но травматизм происходит и по причине износа оборудования или выхода его из строя. Анализирует ли ваше ведомство такие случаи? (Наталия Александровна, г. Минск)
Карчевский Иван: В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследуются несчастные случаи, которые произошли с работниками и стали причиной перевода потерпевших на другую работу, повлекли временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье. Устанавливаются обстоятельства и все причины произошедшего.
По результатам специальных расследований, проводимых Департаментом государственной инспекции труда, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств, а также конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства явились причиной 3 % несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
– Когда будет принят закон «Об охране труда» в новой редакции и где сейчас можно с ним ознакомиться? Какие основные изменения будут внесены в закон? Будет ли введена административная ответственность за нарушения правил и норм по охране труда непосредственно для работников организаций? (Соколова Светлана Петровна, г. Минск)
Карчевский Иван: Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» в установленном порядке внесен в правительство. Документ размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. В нем предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране труда, однако он не является законодательным актом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере.
– Существует ли необходимость разработки инструкции по охране труда при работе с ксероксом, принтером, чайником, микроволновой печью для работников, которые профессионально не связаны с эксплуатацией данных приборов (офисные работники)? В своей практике много встречал таких инструкций. (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)
Каменецкая Ирина: Если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда необходимо разработать. Это предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 года № 176.
– Что делать при утере журналов по охране труда (вводный, первичный, отметки о стажировке)? Бывает, что при увольнении работники умышленно уничтожают документацию. (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)
Каменецкая Ирина: Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда, должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.
– Имеет ли право водитель производить ремонт автомобиля в пути или в мастерской? (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)
Каменецкая Ирина: Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 27 октября 2014 года № 94 внесены дополнения и изменения в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационной характеристикой «§1а. Водитель автомобиля» предусмотрено, что водитель устраняет возникшие во время работы на маршруте мелкие технические неисправности автомобиля, не требующие разборки механизмов.
В соответствии с общими положениями ЕТКС водитель должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих при работе транспорта. Право на выполнение слесарных работ подтверждается наличием у него квалификационного разряда по профессии «слесарь по ремонту автомобиля» и соответствующего свидетельства либо записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.
– Какие основные нарушения законодательства об охране труда выявляет в организациях инспекция труда? (Соколова Светлана Петровна, г. Минск)
Каменецкая Ирина: Основными нарушениями законодательства являются недостатки в обучении и инструктировании работников по охране труда, обеспечении средствами индивидуальной защиты, а также несоблюдение требований охраны труда при эксплуатации машин и оборудования.
– Согласно утвержденному Президентом плану подготовки законопроектов на 2018 год в июле в Палату представителей Национального собрания был внесен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Расскажите, когда его примут и какие планируются изменения? Если возможно, расскажите также про проект правил по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ. Когда планируется его принятие и будет ли увеличено значение термина «работ на высоте» до 1,8 м? (Ситько Александр Николаевич, г. Гродно)
Каменецкая Ирина: Подготовка проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» вызвана необходимостью корректировки Закона «Об охране труда» с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами. Предмет регулирования проекта закона остался прежним, применяется он в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Например, предлагается из статьи 17 закона исключить обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. В соответствии с действующим законодательством в организациях осуществляются паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, комплексная гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение всех этих мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, увеличению расходов денежных средств на охрану труда.
Законопроект в установленном порядке внесен в правительство.
Что касается второй части вопроса. С 1 февраля 2019 года вступает в силу новый Закон «О нормативных правовых актах», в соответствии с которым правила по охране труда отнесены к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. В этой связи правила по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ дорабатываются с учетом требований, предъявляемых к техническим нормативным правовым актам. Определение термина «работа на высоте» осталось прежним.
По сообщению БЕЛТА