/ / Общественно-политические
08.10.2018

Нужно ли садоводческим товариществам свое общественное объединение?

Исполком и СТ: помогать или управлять? Взносы: поровну или от площади? Как изъять брошенный участок? Отключать ли должников от коммуникаций? Кому создавать инициативную группу?

Дачный кооператив

Дачник не платит членских взносов. По закону его можно исключить из садоводческого товарищества. Он обязан продать участок и дом. А если не хочет? Кто и как может заставить? Это всего лишь одна из множества проблем в этой сфере. Есть чисто хозяйственные: вывезти мусор, отремонтировать водопровод, заменить трансформатор. Но не менее важны и взаимоотношения внутри товариществ, с государственными органами и многие другие. 

В стране почти полмиллиона дачников и более 4500 садоводческих товариществ. Их деятельность регламентируется Указом Президента от 28 января 2008 года № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». И хотя в документ несколько раз вносились изменения, все нюансы учесть сложно. Они связаны и с недостаточной компетентностью дачников, и с необходимостью издания локальных нормативных актов, разъясняющих применение отдельных положений указа.

Чтобы разобраться во всех перипетиях жизни садоводов, редакция собрала их и заинтересованные службы за «круглым столом». В дискуссии участвовали консультант юридического управления Министерства экономики Юрий Семенюк, член садоводческого товарищества «Кунцевщина» Владимир Шеин, адвокат Минской областной юридической консультации № 2 Ксения Кобаса, председатель садоводческого товарищества «Лувр» Олег Шалашов, заместитель начальника главного управления землеустройства Минского облисполкома Владимир Гумаров, председатель садоводческого товарищества «Ветеран войны» Ирина Матвеенок.

– В Указе № 50 прописано: контроль за деятельностью садоводческих товариществ, оказание им правовой помощи осуществляют в соответствии со своей компетенцией местные исполнительные комитеты, на территории которых расположены садоводческие товарищества, и другие государственные органы.
О. Шалашов: – Все правильно. Но нет дополнительных нормативных актов, которые бы конкретизировали, каким образом оказывается помощь. В нашем товариществе есть заброшенные участки. Обращаемся в местные органы власти с копиями протоколов о лишении их владельцев членства. Но добиться конкретного ответа, что с ними делать, не можем. Не прописана методика действий в данных ситуациях.

В. Гумаров: – В Указе № 50 достаточно подробно расписаны права и обязанности председателя и правления садоводческого товарищества, всех членов. Если бы все это выполнялось, был бы порядок. Но и без проблем не обойтись. Судите сами. Только в Минском районе 320 садоводческих товариществ, более 50 тысяч членов. Землеустроительная служба небольшая, за всем не уследишь. Тем более что у нее много других забот.

В. Шеин: – Считаю: юридический отдел исполкома, получив ходатайство садоводческого товарищества, обязан вместе с уполномоченным по защите прав потребителей подавать в суд иск и отстаивать права садоводов. К сожалению, этого не происходит.

К. Кобаса: – Председатели садоводческих товариществ часто считают, что государственные органы должны помогать и чуть ли не руководить этими товариществами. Но в Указе № 50 и Гражданском кодексе четко сказано: это самостоятельные юридические лица. Можно ли представить, чтобы какие-то другие юридические лица постоянно штурмовали исполкомы и просили о помощи, разъяснений, как им действовать в отношении какого-то сотрудника, заключать договор поставки, взыскивать платежи и так далее? Безусловно, государственные органы могут давать какие-то разъяснения в пределах своих полномочий, поделиться нормативными документами, рассказать о правоприменительной практике. Но в случае возникновения спора о праве, нужно обращаться за помощью к адвокатам, которые имеют большой опыт в сфере правоприменительной практики по вопросам деятельности садоводческих товариществ.

Ю. Семенюк: – Сейчас государственные органы собирают информацию о проблемных вопросах садоводческих товариществ. Они будут проанализированы, и после этого, возможно, будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Указ № 50. Но следует учесть, что нормотворческий процесс достаточно длительный.

– В «Положении о садоводческом товариществе» сказано, что членские взносы вносятся в равном размере вне зависимости от величины земельных участков. С этим не все согласны. Аргументы? Одно дело, если участки разнятся незначительно, другое – когда это 5 и 10 соток. К тому же бывают случаи, когда человек владеет сразу несколькими участками в одном товариществе, а взносы платит наравне с теми, у кого один. Справедливо ли это?

И. Матвеенок: – Считаю, что площадь участка не должна принципиально влиять на размер членских взносов. Но есть другая проблема. У нас есть садовод, у которого четыре участка и столько же садовых домиков, которые товарищество обслуживает. К каждому подведены линии электропередачи, водопровод, дороги. А человек платит столько же, сколько и тот, у которого один дом и участок. С другой стороны, бывает и наоборот. Один участок поделен на доли, и два члена товарищества платят взносы. Нужно с этим как-то разобраться.

К. Кобаса: – Есть нюансы. Например, у человека четыре участка, каждый обрабатывает, регулярно все поливает, соответственно, тратит больше воды и создает большую нагрузку на насосную систему, чем тот, у которого один участок. Но может быть и человек, у которого тоже четыре участка, а там просто растет травка, и его затраты на водопровод минимальные. Полагаю, в данном вопросе должен быть индивидуальный подход, требуется масштабная проработка, чтобы определить, как и людей не обидеть, и интересы товарищества соблюсти.

Ю. Семенюк: – Все случаи в нормативных актах прописать невозможно. Такие вопросы должны решаться внутри каждого садоводческого товарищества.

В. Гумаров: – Я тоже так считаю: надо на общем собрании принять решение о том, какими должны быть в каждом конкретном случае взносы.

В. Шеин: – Членские взносы надо дифференцировать. Если у человека несколько участков, то, соответственно, дорог вдоль них больше, требуется больше и затрат.

О. Шалашов: – Я столкнулся с такой ситуацией. Менял линию электропередачи. Человек говорит: буду платить за это один целевой взнос за четыре участка. Но вдоль их расположены три столба, а рядом у человека один участок и один столб. Суммы вносят одинаковые. Кто заплатит за остальных два столба? Надо в нормативных документах отрегулировать эту проблему.

– Актуальна проблема брошенных участков, которые не используются годами, распространяют сорняки. Что с ними делать? Можно ли изъять? Как урегулировать проблему, естественно, не нарушая права собственности, и продать такие дома?

В. Гумаров: – Раз садоводческое товарищество – юридическое лицо, то и должно решать все свои внутренние проблемы, в том числе и с пустующими участками.

О. Шалашов: – Это порой невозможно. У нас есть пустующий участок, владелец уехал в Россию, его много лет никто не видел. По Указу № 50, садоводческое товарищество лишает человека членства, если он не обрабатывает участок и не вносит взносы. В течение года он должен продать участок. Но сложность в том, что часто местонахождение таких людей неизвестно. Считаю, должен быть такой алгоритм: председатели товариществ сообщают о пустующих участках в местные органы власти. А они имеют возможность с помощью милиции искать владельцев и подавать иски в суд об обращении таких участков в доход государства. Чтобы в дальнейшем исполком мог их продавать желающим.

К. Кобаса: – При всем желании председатель садоводческого товарищества не в состоянии решить проблему пустующих домов самостоятельно, ему требуется помощь, хотя у него есть определенные полномочия. Думаю, его функция должна состоять в выявлении таких домов и информировании местных органов власти. Недавно принят Указ № 357 «О пустующих и ветхих домах». Документ направлен на совершенствование работы по сокращению количества бесхозных и аварийных построек в населенных пунктах. Но садоводческие товарищества к таким не относятся. Вероятно, и для них нужен какой-то нормативный акт, касающийся заброшенных строений, либо внесение норм на эту тему в уже действующие нормативные правовые акты.

В. Гумаров: – Председатель садоводческого товарищества должен не запускать эту работу. Чтобы не было пустующих по 10 лет домов. Если в течение года участок не используется, срочно решать, что с ним делать самому или с помощью местных властей.

– Много недоразумений возникает с уплатой членских взносов. Если человек не платит в течение двух кварталов, его можно исключать из членов садоводческого товарищества. Как избежать таких радикальных шагов?

О. Шалашов: – У нас проблема решается просто. Общее собрание приняло решение: отключать должников от коммуникаций. Сразу было много недовольных, когда у 16 человек, как говорится, обрезали свет. Но такая воспитательная мера подействовала.

И. Матвеенок: – Взносы можно также взыскать в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса либо других лиц, имеющих право совершения таких нотариальных действий.

К. Кобаса: – Это хорошее положение. Но бывают случаи, когда у должника нечего взять. Он живет за счет неофициального дохода. Как с него взыскать долг по взносам? Поэтому, возможно, отключение коммуникаций – более эффективный способ. Он создает человеку неудобства. Чтобы от них избавиться, приходится заплатить долг по взносам.

– Раз мы говорим, что государственные органы не имеют полномочий решать многие проблемы дачников, а у председателя садоводческого товарищества не всегда хватает сил и средств, возможно, в этой ситуации надо подумать о создании общественного объединения дачников. Если каждое товарищество будет перечислять мизерную сумму для этого объединения, в целом она станет приличной. Можно будет нанимать квалифицированных юристов и помогать решать конкретные проблемы. В Указе № 50 записано, что товарищество имеет право объединяться в ассоциации или союзы. Как можно это сделать на практике?

Ю. Семенюк: – Надо сразу отметить, что это будет общественное объединение и создаваться оно должно на основе законодательства о партиях и общественных объединениях. Может быть создана инициативная группа, которая разработает устав, созовет конференцию, и потом в установленном законом порядке объединение должно быть зарегистрировано.

В. Шеин: – Считаю, раз в указе написано, что местные органы власти оказывают правовую помощь и ведут контроль за деятельностью садоводческих товариществ, то они и должны оказать помощь в создании общественного объединения садоводов. То есть надо распоряжением председателя райисполкома создать инициативную группу.

К. Кобаса: – Опять мы приходим к тому, что государство должно что-то создать за кого-то. У исполкома нет таких обязанностей. Садоводческое товарищество – негосударственное юридическое лицо с возможностями самоуправления. Каждое товарищество вправе решить, необходимо ли ему объединиться в ассоциацию, предложить объединиться другим товариществам в союз. Такая возможность есть.

Василий Гедройц, «Сельская газета», 6 октября 2018 г.