/ / Общественно-политические
03.10.2018

Сильная экономика – гарантия независимости, социальной стабильности и достойного качества жизни

Выступление председателя Палаты представителей Национального собрания Владимира Андрейченко на открытии пятой сессии Палаты представителей Национального собрания шестого созыва.

Уладзімір Андрэйчанка

Уважаемые депутаты, члены Правительства и приглашенные!

Начинает работу пятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. Ее повестка отражает комплекс важных задач, поставленных Главой государства, по выводу национальной экономики на опережающие темпы роста. Сегодня это поддержка малого и среднего бизнеса, создание привлекательной инвестиционной среды, активное развитие цифровых технологий. Только сильная современная экономика является гарантией независимости, социальной стабильности, безопасности и достойного качества жизни граждан Беларуси. Решение этих задач требует согласованности и четкости действий всех государственных органов, обеспечения жесткой управленческой, исполнительской и технологической дисциплины.

Важную роль в этом должна сыграть и программа деятельности обновленного Правительства, которую мы рассмотрим в ходе сессии. При ее обсуждении нужно помнить, что экономика - это сфера ответственности и Парламента. Депутаты активно работают с избирателями, четко представляют себе весь комплекс проблем на местах и должны максимально внимательно и прагматично подойти к рассмотрению предложений Правительства.

С этих же позиций надо оценивать пакет бюджетных документов, налогового законодательства. Особый акцент нужно сделать на эффективности целевых программ, вопросах инновационной политики, стимулирования занятости и поддержки предприятий.

Правительством с участием депутатского корпуса проделана серьезная работа по корректировке Налогового кодекса, которая создает хорошую основу для развития предпринимательства. Упрощаются администрирование, порядок взаимодействия плательщиков с налоговыми органами. Предусматривается и ряд шагов по снижению налоговой нагрузки. Но депутатам нужно видеть перспективу и продолжать консультации с представителями деловых кругов, индивидуальными предпринимателями, гражданами. Именно такой диалог позволяет достигать баланса интересов государства и бизнеса.

В конце осени мы проведем парламентские слушания по инвестиционной тематике. Наша задача – не только обеспечить принятие востребованных жизнью поправок в Закон «Об инвестициях», но и четко определиться с конкретными направлениями дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.

В целом же либерализация экономики, улучшение условий хозяйствования, создание высокоэффективных рабочих мест и поощрение самозанятости – это объемная, кропотливая и комплексная работа. Большинство документов, которые сегодня находятся в постоянных комиссиях (а их уже более 40), так или иначе подчинено решению этих задач.

Авторство шести законопроектов принадлежит депутатам. Это инициативы, направленные на совершенствование законодательства в сферах инвестиций, приватизации, экологии и природопользования, а также здравоохранения. Значительный вклад парламентарии внесли в корректировку Трудового и Жилищного кодексов и целого пакета других не менее значимых документов.

Разумеется, успешное решение социально-экономических задач во многом зависит от международной обстановки. К сожалению, общий фон здесь далек от позитива. 73-я сессия Генассамблеи ООН ярко показала, что современный мир, по меткому выражению ее Генерального секретаря, страдает синдромом дефицита доверия.

Лишь объединив международные усилия, можно обеспечить более справедливое мироустройство и разрешить накопившиеся проблемы. Именно эта идея положена в основу инициативы Президента Беларуси о перезапуске Хельсинкского процесса. Необходимо придать новый импульс общеевропейскому диалогу по вопросам безопасности, выработать комплекс мер по восстановлению взаимного доверия и сотрудничества в мире.

Реализуя миролюбивую многовекторную внешнюю политику, Беларусь последовательно выстраивает равноправные и взаимовыгодные отношения со всеми странами как на Востоке, так и на Западе. И наш пример показывает, что отказ от политики санкций и двойных стандартов приносит очевидную выгоду всем участникам международного диалога. Улучшение отношений с Евросоюзом открыло новые грани сотрудничества не только для Беларуси, но и для наших партнеров.

Внося серьезный вклад в укрепление международной стабильности, Республика Беларусь обладает и целым рядом преимуществ с точки зрения ведения совместного бизнеса. В этом убеждается все большее число зарубежных парламентариев, посетивших нас в последнее время. Результатом нашего взаимодействия стали заметное расширение двусторонних связей и возросшее внимание к белорусским инициативам в международных и региональных парламентских структурах.

Это чувствовалось на 27-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ, где была поддержана наша резолюция по вопросам продвижения цифровой экономики, в ходе переговоров на полях третьей встречи спикеров парламентов стран Центральной и Восточной Европы и 39-й Генассамблеи МПА АСЕАН, а также во время визита руководства Латиноамериканского парламента в Минск.

Мы приветствуем интерес к Беларуси и готовность развивать с нами политический диалог. Но убеждены, что настало время более решительно ориентировать его на достижение взаимовыгодного экономического эффекта.

В этом плане парламентская дипломатия представляет собой достаточно мощный ресурс. Например, в середине сентября в Минске были подписаны контракты на поставку в Судан 17 зернохранилищ на сумму в 60 миллионов евро. А это прямой результат прошлогоднего визита белорусской парламентской делегации в эту страну.

В нынешнем году мы активно контактировали с коллегами из Азербайджана, Армении, Германии, Грузии, Индонезии, Ирана, Латвии, Польши, России и Эстонии. Полагаю, в наших общих интересах добиться реализации намеченных планов уже в ближайшей перспективе.

Мы продолжим наращивать динамику двусторонних контактов. Нашу страну планируют посетить руководители парламентов Казахстана и Египта. Готовятся визиты белорусских парламентариев в Германию, Канаду и Китай.

Нам есть что предложить друг другу, просто надо более настойчиво искать точки приложения совместных усилий. В этих целях следует шире использовать возможности многосторонних диалоговых площадок. Этой осенью, например, пройдут очередные мероприятия парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, третье Совещание спикеров парламентов стран Евразии и 139-я Ассамблея Межпарламентского союза.

В рамках своего участия в этих форумах белорусские парламентарии готовы обсуждать любые темы по самому широкому спектру торгово-экономических, инвестиционных и гуманитарных отношений.

Мы также приветствуем инициативы, направленные на расширение контактов с представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Минске. Мы готовы делиться своим опытом и воспринимать лучшие зарубежные наработки. Иностранные дипломаты должны знать – двери Палаты представителей для них всегда открыты.

Ряд важных задач в ходе сессии предстоит решить в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Прежде всего здесь надо сосредоточиться на вопросах реализации согласованной промышленной политики, подготовки проекта бюджета Союзного государства на следующий год и проведения V Форума регионов Беларуси и России.

Не менее серьезную работу планируется провести по линии парламентских структур СНГ и ОДКБ. Депутатам следует активнее подключаться к усилиям правительств по определению новых точек сопряжения СНГ с иными евразийскими интеграционными проектами, и в первую очередь с Экономическим поясом Шелкового пути.

В октябре у нас будет еще один повод встретиться со многими нашими зарубежными коллегами. Команда Национального собрания примет участие в Международных парламентских играх, которые традиционно проходят в Москве. Эту возможность также надо использовать, чтобы напрямую, как говорят, без галстуков, обсудить назревшие вопросы.

Неформальное общение – это серьезный ресурс в наведении мостов и укреплении отношений. И нам надо активнее развивать такие связи между парламентариями, бизнесменами и обычными гражданами, тем более что безвизовый режим посещения Беларуси снимает всякие барьеры на этом пути.

Народная дипломатия играет огромную роль в развитии предпринимательства, туризма, торговли, культурных связей. На это направление депутатам надо обратить особое внимание и в избирательных округах.

Республика готовится принять II Европейские игры. Мы должны использовать возможности такого престижного спортивного форума для презентации достижений нашей страны. В значительной степени решению этой задачи могут помочь общественные инициативы, которые реализуются сегодня под знаком малой родины. Не только столица, но и любой населенный пункт Беларуси должны предстать перед нашими гостями в самом достойном виде.

В совокупности вся сумма небольших на первый взгляд, но очень значимых дел по наведению порядка на земле способна придать серьезный импульс развитию местной инфраструктуры, созданию рабочих мест и поддержке наиболее уязвимых категорий населения.

Особенно это важно учитывать при выполнении поручений Главы государства в области политики занятости. В своих избирательных округах мы должны на особом контроле держать вопросы деятельности комиссий по содействию трудоустройству. Формализм в этой работе абсолютно недопустим. Граждане должны быть твердо убеждены в том, что в трудной жизненной ситуации им обязательно будет оказана помощь.

В заключение, уважаемые коллеги, позвольте мне поблагодарить вас за хорошую подготовку к сессии и пригласить к работе.

«СБ. Беларусь сегодня», 2 октября 2018 г.