/ / Общественно-политические
02.10.2018

Комиссия за оплату наличными в банке – как стимул для развития дистанционного обслуживания

С 1 октября в кассах Беларусбанка введена комиссия за ряд платежей, которые также можно совершать в едином расчетном и информационном пространстве (ЕРИП).

Инфокиоск

Речь идет о некоторых услугах образования, оплате интернета, мобильной связи и других. Таким образом в финансовом учреждении хотят стимулировать более активный переход к дистанционному обслуживанию. При этом в банке обнадежили, что за наиболее востребованные платежи – оплату коммунальных услуг, городского телефона и других — комиссия взиматься не будет. Между тем в стране еще немало людей, которые привыкли оплачивать все по старинке. В том, почему прогресс может усложнить им жизнь и что станет с очередями в банках, разбирался корреспондент.

Кто за что и почем?

Со вчерашнего дня все граждане, обратившиеся в кассу Беларусбанка для оплаты услуг образования, интернета, мобильной связи, парковки, вынуждены были заплатить комиссию в размере одного рубля при каждом платеже. Но все эти платежи можно бесплатно совершать дистанционно – через интернет-банкинг, М-банкинг, инфокиоск.

В отделе коммуникаций Беларусбанка сообщили:

– При этом с 1 октября банк не взимает плату с наиболее востребованных социально значимых платежей, таких как коммунальные услуги, стационарный телефон, газоснабжение, платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины), в пользу общественных объединений, на благотворительные счета, в виде взносов страховыми агентами, в пользу банка.

Пополнить карту Беларусбанка деньгами в кассе отделения можно будет также без комиссии. Штрафы, обмен валют аналогично не подразумевают ее. От дополнительной финансовой нагрузки полностью освободили ветеранов Великой Отечественной войны.

Проще, но не для всех

Нельзя отрицать, что возможность платить через интернет и М-банкинг значительно упрощает жизнь. Еще недавно разобраться в «дереве» оплаты ЕРИП было гораздо сложнее, чем сегодня. Количество услуг, за которые можно заплатить, также существенно возросло и постоянно увеличивается. Способы оплаты становятся доступнее: через персональный компьютер или смартфон, банкоматы и инфокиоски.

По статистике, приблизительно два миллиона клиентов Беларусбанка пользуются интернет-банкингом, около 500 тысяч – услугами М-банкинга. Доля безналичных платежей, совершаемых в дистанционном банковском обслуживании, составляет 74,1 процента. Таким образом, не менее четверти платежей все еще проходит через кассу.

Можно предположить, что значительную их часть совершают пенсионеры. Сегодня это основной контингент потребителей банковских услуг, которые по старинке идут в кассы, чтобы заплатить за городской телефон и услуги ЖКХ, стоимость учебников и кружков дополнительного образования своих внуков, мобильную связь, совершать иные платежи. Получается, именно они могут стать основными плательщиками комиссии. А ведь в стране, по данным Белстата, в прошлом году было более 2,59 млн пенсионеров, примерно четверть нашего населения. И далеко не все они получают пенсию на банковскую карточку...

Пожилые люди часто не имеют дома ни интернета, ни персонального компьютера, не пользуются смартфоном. Оплата через инфокиоск, как правило, им тоже видится сложной. А теперь и в кассу из-за комиссии они будут идти неохотно. Волей-неволей, но придется адаптироваться к новым условиям. Сумеют ли?

Инфраструктурный вопрос

Однако идти в кассу «через не хочу» могут подтолкнуть и некоторые вопросы с инфраструктурой банков. Да, в столице на каждом углу есть банкоматы и инфокиоски. Но в небольших городах банкомат может быть один на пару тысяч человек. К тому же в малых городах люди чаще пользуются наличными деньгами, чем в крупных, а инфокиоск с купюроприемником там встретишь нечасто.

К слову, в Беларусбанке отмечают, что сеть их инфокиосков – одна из самых разветвленных среди банков страны. Сегодня их установлено около 1900.

И еще один момент. Сколько бы лестного ни говорили об ЕРИП, но, как и любая система, она иногда может дать сбой, случаи такие бывали. Никто не может гарантировать, что вдруг она не откажет в самый неподходящий момент.

Очередь к окошку уменьшится, но все равно останется?

В отделе коммуникаций банка утверждают: финансовое учреждение предоставляет широкий спектр способов оплаты и кассами пользоваться без особого желания не придется.

Например, регулярно пополнять баланс своего мобильного телефона, не посещая отделение банка, клиент может через услугу «автооплата». Так, банком на протяжении последних трех лет проводится планомерная работа по исключению оплаты мобильного телефона через кассу.

В банке обнадежили: «Если пенсионеру необходимо оплатить платеж, за который банк взимает комиссию, но нет возможности это сделать дистанционно, банк предоставляет услугу по оформлению постоянно действующего платежного поручения на списание банком без присутствия клиента платежа, который принимается через систему ЕРИП».

Вместе с тем многие современные удобные способы оплаты остаются достаточно сложными для пожилых людей. Поэтому их часто можно встретить в отделениях банков в компании консультантов. Возможно, теперь они меньше будут обращаться в кассу, ведь переплачивать никто не захочет. Кассы действительно разгрузят. Однако в итоге может сложиться так, что длина очереди в банке в целом не изменится, просто она выстроится в ближайший инфокиоск, где будет нести усиленную вахту банковский консультант. Или даже несколько.

Илья Крыжевич, «Рэспублiка», 2 октября 2018 г.
(Фото – Татьяна Столярова)