/ / Общественно-политические
26.11.2018

Дети и дорога – одна из самых болезненных тем как для пешеходов, так и для водителей

В европейском регионе травмы, в том числе полученные в результате ДТП, являются одной из основных причин смертности несовершеннолетних, свидетельствует ВОЗ. Но если еще десять лет назад на дорогах нашей страны мы ежегодно теряли целый школьный класс, то сегодня гибель малышей и подростков все чаще удается предотвращать. В Минске, к примеру, за 10 месяцев этого года не было зарегистрировано ни одного случая смерти ребенка в результате ДТП. Что позволило свести печальную статистику к нулю? И так ли все безоблачно на наших дорогах?

Дети и дорога

Начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома полковник милиции Вадим Гаркун подтвердил: действительно, с января по октябрь, к счастью, обошлось без летальных исходов. В то же время количество ДТП с участием детей выросло. В 2016 году – 45 случаев, в результате которых два ребенка погибли и 43 получили ранения различной степени тяжести. В 2017-м с участием детей в возрасте до 16 лет в столице было зарегистрировано 42 ДТП, тогда погибли еще два ребенка и более сорока были травмированы.

А за десять месяцев этого года – уже 49 ДТП, причем 18 из них произошли по вине самих детей.

– Выросло и количество ДТП с участием детей от 0 до 7 лет: в этом году 16 случаев (17 малышей пострадали). Следует отметить, что такого рода ДТП происходят по вине взрослых – будь-то водителей, виновных в аварии, или родителей, которые не сопровождают своих малолетних детей либо не следят за ними, – говорит Вадим Николаевич.

Вот несколько показательных примеров в Минске. В сентябре этого года в результате ДТП, произошедшего на внутреннем кольце МКАД, был травмирован маленький ребенок, который сидел на переднем сиденье и просто был пристегнут ремнем безопасности.

В октябре вблизи дома № 18 на проспекте Любимова был совершен наезд на трехлетнего малыша. Он переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу вместе с мамой, но она не держала сына за руку. Мальчик побежал вперед и угодил под колеса автомобиля. ДТП произошло утром. Водитель был трезв, двигался с небольшой скоростью и предусматривал вероятность, что кто-то может идти по зебре. Но малыша, который едва был виден из-за капота, не заметил. К счастью, мальчик не пострадал и отделался испугом. Но такой ситуации могло и не быть, если бы мама держала сына за руку.

Другой случай, освещавшийся в СМИ и получивший широкий общественный резонанс: в разгар дня женщина умудрилась перевести двоих своих малолетних детей через оживленный проспект Независимости, невзирая на отсутствие наземного перехода. Пока автомобили остановились на красный сигнал светофора, семейство пересекло восемь полос! Свидетелями инцидента стали не только изумленные водители и прохожие, но и сотрудники ГАИ, которые проезжали мимо. В отношении беспечной мамаши составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.23 КоАП. Кстати, свой поступок она объяснила тем, что спешила с детьми в театр.

За 10 месяцев 2018 года 7 несовершеннолетних в Минске стали участниками ДТП в качестве велосипедистов, что в общей структуре дорожно-транспортных происшествий составляет всего 14,3%. Эта цифра свидетельствует о том, что, несмотря на быстрое развитие в столице велодвижения и увеличение числа велосипедистов, ГАИ удается сдерживать травматизм несовершеннолетних любителей крутить педали.

3 ноября произошло ДТП с участием 12-летнего мальчика. Водитель автомобиля «Тойота», двигаясь по улице Мирошниченко возле дома № 10, наехал на ребенка, который пересекал проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель и очевидцы утверждают, что мальчик перебегал дорогу по зебре, не глядя по сторонам. После аварии школьника доставили в больницу для осмотра, медики диагностировали у него ушибы и многочисленные ссадины.

– Вадим Николаевич, профилактика ДТП с участием несовершеннолетних является одной из важнейших медико-социальных проблем. Что делается для того, чтобы снизить количество детских травм на дороге?

– В ноябре 2016 года на очередной сессии Минского городского Совета депутатов была утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения «Добрая дорога» на 2016–2020 годы. Она ориентирована на вовлечение всех доступных городских организационных и финансовых ресурсов для существенного повышения защищенности людей от гибели и повреждения здоровья в сфере дорожного движения. В тесном взаимодействии с заинтересованными госорганами (Министерство образования, Минздрав, МЧС) и субъектами хозяйствования (ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома») реализуется работа по обеспечению безопасности дорожного движения в Минске.

Особое внимание уделяется работе с родителями, анализу эффективности существующих скоростных режимов, устройству искусственных неровностей, островков безопасности, переходов и перекрестков, улучшению освещения на аварийно-опасных участках и так далее. Также проводятся разнообразные профилактические акции: специальные комплексные мероприятия «Внимание – дети!», «Безопасность детей – приоритет для взрослых!», «Ребенку не место на дороге!» и другие. Организуются районные и городские слеты-конкурсы отрядов юных инспекторов дорожного движения. Традиционным стало участие Госавтоинспекции в городских праздниках: наши сотрудники организовывают работу детской интерактивной площадки, где проводят тесты по ПДД на компьютерах, соответствующие викторины и беседы, обучают грамотным действиям на импровизированном перекрестке с регулировщиком. Целенаправленная работа налажена с центром «Безопасное детство» Минского городского дворца детей и молодежи. На 2018–2019 учебный год разработан и подписан календарь массовых мероприятий, 14 из которых сориентированы на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Особое внимание уделяется популяризации в обществе использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств (автокресел), повышению уровня ответственности родителей. Минская ГАИ совместно с общественной организацией «Белорусский клуб автомототуризма» проводит благотворительный проект «Доброе кресло». Сотрудники милиции и представители этой организации учат водителей правильному использованию детских удерживающих устройств. Причем малоимущие и многодетные семьи получают автокресла и бустеры бесплатно.

– Дорожно-транспортный травматизм детей имеет ярко выраженную сезонность. Ежегодно наибольшее количество ДТП с их участием происходит с конца мая по сентябрь, а также в период осенних и зимних каникул. Именно в это время у детей много свободного времени, они часто остаются без контроля со стороны взрослых. Какой может быть выход в этой ситуации?

– Действительно, пора каникул связана с высоким риском опасности для детей, так как во многих семьях они остаются дома одни, пока родители находятся на работе. Очень важно, чтобы взрослые помнили об этом. ГАИ регулярно проводит разъяснительную работу в трудовых коллективах, на родительских собраниях и в СМИ, уделяя особое внимание вопросам обеспечения занятости школьников, особенно в период летних каникул, поскольку они самые длинные. Традиционно в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием детей с 25 мая по 5 июня проводится комплекс мероприятий в рамках акции «Внимание – дети!». Профилактические мероприятия проходят также в пришкольных и летних оздоровительных лагерях.

– Много времени учащиеся проводят в школе, однако, когда речь заходит о знании ими ПДД, считается, что этому должны обучить родители. Так чья же это все-таки обязанность?

– Считаю, что ответственность за знание детьми ПДД лежит в первую очередь на родителях: ведь не секрет, что малыши часто копируют поведение взрослых. На школьном уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» ребята изучают ПДД. Кроме того, в каждом районе Минска создан Методический центр по безопасности дорожного движения, на базе которого в течение учебного года проводятся практические занятия с учащимися. В каждом центре по инициативе Госавтоинспекции Минска совместно с компанией «Новый поворот» запущена программа по ПДД для школьников в возрасте от 10 до 12 и от 12 до 15 лет.

Но нужно понимать: толк от этой работы будет только в том случае, если и в своей семье школьник видит пример ответственного отношения взрослых к собственной безопасности на дороге. Многие взрослые участники дорожного движения часто игнорируют некоторые правила ДД, считая их «необязательными». Но если вы ведете за руку ребенка или он находится вместе с вами в салоне машины, ваша дисциплина должна быть на высоте. Нельзя допускать, чтобы сын или дочь видели, как вы игнорируете красный сигнал светофора, превышаете скорость или переходите дорогу в неположенном месте. Ребенок не в состоянии разобраться в нюансах. Он просто решит: если можно папе и маме, значит, можно и мне.

Шпаргалка для родителей

  • Выходя на проезжую часть, прекращайте все разговоры, особенно по мобильному телефону: малыш должен привыкнуть, что дорога требует предельной концентрации внимания.
  • Никогда не переходите дорогу на запрещающий сигнал светофора. Если ребенок сделает это вместе с вами, значит, он поступит так и без вас.
  • Переходите дорогу только на пешеходных переходах или на перекрестках, по линии тротуаров. Если вы приучите ребенка переходить дорогу, где придется, никто не будет в силах его переучить.
  • Всегда выходите первыми (впереди ребенка) из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси. В противном случае ваш малыш может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте внимание ребенка к обстановке на дороге: показывайте ему машины, которых надо остерегаться (готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.).
  • Обращайте внимание ребенка на дорожные знаки и разметку. Одна прогулка – один знак. Предложите ему игру: кто насчитает больше знаков, разрешающих переход.
  • Маленького ребенка нужно крепко держать за руку и быть готовым удержать его при попытке вырваться (это типичная причина несчастных случаев).
  • Разработайте вместе с ребенком самый безопасный маршрут от дома до детского сада или школы.
  • При покупке ребенку велосипеда или мопеда заранее проинструктируйте его о правилах поведения на дороге. Подробно разъясните, каковы его обязанности как водителя, где, как и в каком возрасте он может двигаться по проезжей части. Не забывайте о вело- и мотошлеме, других средствах защиты, которые призваны смягчить удар при возможном столкновении или падении.
  • Научите ребенка организовывать свое время так, чтобы не надо было никуда спешить. Именно тот, кто спешит, чаще рискует.

Людмила Конопелько, «Народная газета», 23 ноября 2018 г.
(фото – Сергей Лозюк)