/ / Общественно-политические
01.11.2018

Как защититься от лжепредпринимателей и не наказывать при этом добросовестные фирмы?

На днях Первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин сообщил: Главе государства предложили рассмотреть возможность отменить Указ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». При этом нормы, которые позволят поставить заслон лжепредпринимательским структурам, включить в иные правовые акты. Президент поддержал инициативу и дал поручение внести предложения, в какие документы могут потребоваться изменения. Почему в этом возникла необходимость?

Як народныя рэвізоры парушаюць закон. Работнікі гандю скардзяцца на супрацьпраўныя праверкі з боку камерцыйных арганізацый

Указ принят в 2012 году. Его главной целью стала борьба с лжепредпринимательством и уклонением от уплаты налогов. Документ принес пользу и существенно улучшил ситуацию в этой сфере. Однако со временем стали проявляться и негативные последствия. В последние годы бизнес-ассоциации и сами бизнесмены неоднократно заявляли, что применение нормативного акта стало причиной санкций в отношении добросовестных предпринимателей. 30 мая нынешнего года на совместном заседании обеих палат Национального собрания теперь уже бывший Первый заместитель Премьер-министра Василий Матюшевский высказал мнение, что в борьбе с лжепредпринимательством «впали в крайности». В чем они проявляются?

При выявлении лжепредпринимательской структуры выносятся предписания всем юрлицам и ИП, которые когда-либо совершали с ней сделки. Они обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги. Словом, добровольно признать себя правонарушителями.

В принципе, никто не против борьбы с этим явлением, существованием реестра лжеструктур. Но у добросовестных компаний нет достаточных механизмов, чтобы себя обезопасить. Для минимизации риска юристы рекомендуют не только отслеживать данные реестра коммерческих организаций и предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, но и выполнять целый ряд несвойственных, отвлекающих от основной деятельности функций. Например, изучить всю возможную информацию о будущем партнере в интернете и отзывы о нем. Посетить его офис, чтобы установить, по

своему ли местонахождению он находится. Верны ли контактные телефоны. Проверять бланки строгой отчетности поставщиков, запрашивать документы, подтверждающие законность ввоза закупаемых товаров и т. д. Но все эти действия не защищают от применения санкций. Даже если при заключении контракта с компанией или предпринимателем в реестре он отсутствует, нет гарантий, что в будущем там не окажется.

Вызывает вопросы и методика включения организаций в реестр лжеструктур. Два года назад в черном списке было 6,6, сейчас – 7,9 тысячи. Однако 5,3 тысячи попали туда исключительно на основании «нерасположения по своему юридическому адресу» и только 257 признаны нарушителями закона на основании приговора суда. Проблему признал и Александр Турчин, который заявил: «Если мы говорим, что ты не находишься по месту регистрации и сразу попадаешь в реестр, – наверное, это не совсем правильно».

Вероятно, надо применить иные подходы и к наказаниям за сделки с лжестурктурами. Их стоит применять только за операции, совершенные после включения в соответствующий реестр.

Представим, что указ отменят. Не получится ли так, что разного рода мошенникам облегчится жизнь? Нет, считают эксперты. У правоохранительных органов достаточно иных «инструментов» для привлечения к ответственности нарушителей законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Например, когда контролеры выявляют, что плательщики для уменьшения своего налогового бремени оформляют сделки лишь для вида, они в соответствии с Гражданским кодексом вправе предъявить в суд иск о признании конкретной сделки мнимой.

Ну и по-прежнему будет действовать статья 234 Уголовного кодекса – «Лжепредпринимательство». Например, на днях суд в столице вынес приговор преступной группе, которая помогала фирмам уклоняться от уплаты налогов. Организаторы преступной схемы приговорены к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Более суровое наказание ждет тех, кто пользовался услугами финансовых махинаторов.

Василий Гедройц, «Сельская газета», 1 ноября 2018 г.