/ / Общественно-политические
18.05.2018

Жилищная политика, права потребителей и другие вопросы были рассмотрены на заседании четвертой сессии Палаты представителей

17 мая 2018 года состоялось очередное заседание четвертой сессии Палаты представителей, на котором рассмотрены 8 вопросов.

Заседание четвертой сессии Палаты представителей

В первом чтении парламентарии приняли проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового регулирования жилищных отношений», который представили Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Терехов А.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гайдук О.В.

Законопроект излагает Жилищный кодекс Республики Беларусь в новой редакции, а также предусматривает корректировку Гражданского кодекса Республики Беларусь, законов «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Законопроект направлен на совершенствование норм Жилищного кодекса с учетом правоприменительной практики, приведение его в соответствие с нормативными правовыми актами Главы государства и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В частности, документом предлагается исключить из сферы регулирования Жилищного кодекса отношения, связанные с приватизацией жилых помещений государственного жилищного фонда и предоставлением их по договорам поднайма, поскольку с 1 июля 2016 года срок обращения граждан за приватизацией занимаемого жилья истек, а обязательства по договорам поднайма прекращены.

Уточняется порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда с учетом требований по включению до 1 апреля 2014 г. жилых помещений специального служебного жилищного фонда и служебных жилых помещений в состав арендного жилья.

В законопроекте установлено, что члены (бывшие члены) семьи собственника приватизированного жилого помещения, проживавшие совместно с ним на момент приватизации, но не принявшие участия в приватизации, а также члены (бывшие члены) семьи собственника жилого помещения, которое построено (реконструировано) или приобретено с государственной поддержкой, предоставленной собственнику с их учетом, не подлежат выселению из данного жилого помещения, за исключением определенных Жилищным кодексом случаев.

Проектом Закона закрепляется, что ветераны боевых действий на территории других государств из числа категорий, указанных в пунктах 1–3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь «О ветеранах», наделяются правом на внеочередное включение в организации застройщиков, формируемые из граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Расширяются также обязанности наймодателей жилых помещений государственного жилищного фонда, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, собственников жилых домов частного жилищного фонда по обеспечению надлежащей эксплуатации жилых домов.

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность принятия молодых семей, впервые вступивших в брак, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске только при условии отсутствия в собственности супругов и (или) в их владении и пользовании жилых помещений, расположенных не только в г. Минске, но и в Минском районе.

Предоставляется право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам, проживающим в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности.

Закрепляется право повторного предоставления освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда сельскохозяйственным организациям, построившим жилые помещения с использованием средств местных бюджетов, местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, а также льготных кредитов, полученных в ОАО «Белагропромбанк».

Устанавливается обязанность нанимателей арендного жилья возмещать расходы на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах, и возможность выселения в случае наличия без уважительных причин задолженности по таким расходам.

Предусматривается возможность перевода арендного жилья, занимаемого гражданами, имеющими право на получение социального жилья, но не состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилые помещения социального пользования.

Во втором чтении депутатский корпус принял два законопроекта.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» рассказала член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Жибуль Н.П.

Законопроект направлен на совершенствование положений действующего Закона с учетом накопленного опыта правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей, а также на приведение его норм в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь, требованиями технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза. Кроме того, предусматривается расширение понятийного аппарата.

В проекте Закона уточняются права потребителя, в том числе в части предъявления требований по возврату денежных средств и иному возмещению, корректируется перечень информации, которую изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю, а также требования к размеру шрифта, используемого для указания цены товара (работы, услуги), уточняются обязанности продавца (исполнителя), в том числе по обеспечению возможности осуществления расчетов в наличной и безналичной форме за товары (работы, услуги). Устанавливается запрет на истребование от потребителя документа, удостоверяющего личность, при осуществлении возврата потребителю денежных средств за товар (работу, услугу).

Законопроектом предусматривается обязанность предоставлять потребителям сведения о классах энергоэффективности товаров, стране происхождения, а также иные сведения в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза и ЕАЭС.

Также проектом Закона закрепляется право потребителя на выбор формы оплаты товара (работы, услуги) (в наличной или безналичной форме). Вводится запрет на установление различных цен (тарифов) в отношении одного вида товаров (работ, услуг) в зависимости от формы оплаты товаров (работ, услуг).

Законопроектом предусматривается усиление ответственности перед потребителем за качество и безопасность товаров, а также по совершенствованию отношений при возврате потребителем приобретенного товара с выявленными недостатками.

Уточнена также компетенция государственных органов, иных государственных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Русак В.Р. проинформировал депутатов о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь».

Парламентарий отметил, что подготовка законопроекта обусловлена тем, что правоприменительной практикой выявлен ряд пробелов в Воздушном кодексе, которые не позволяют Государственному военно-промышленному комитету Республики Беларусь в полном объеме и с надлежащим качеством реализовывать возложенные на него полномочия в области экспериментальной авиации.

Ряд требований и нормативных предписаний Воздушного кодекса регламентирует правоотношения только в области гражданской авиации, в то время как они должны распространяться также и на отношения в области экспериментальной и государственной авиации. Это касается вопросов сертификации, контроля, допуска к эксплуатации воздушных судов и т.д.

В этих целях расширяется и уточняется понятийный аппарат Воздушного кодекса. Отдельное правовое регулирование получают беспилотные авиационные комплексы (БАК), в то время как действующее законодательство регулирует лишь использование беспилотных летательных аппаратов, являющихся частью БАК.

Восполнение еще одного пробела в Воздушном кодексе касается органа, осуществляющего контроль в области экспериментальной авиации. Этот контроль предлагается возложить на Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.

Существенно переработаны нормы Воздушного кодекса, регламентирующие медицинское обеспечение полетов. Кроме того, создается четкая система нормативного регулирования медицинского обеспечения полетов соответствующими авиационными правилами.

Депутатский корпус также рассмотрел четыре законопроекта о ратификации международных соглашений.

Первый заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Сергеенко И.П. доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Грузией об обмене и взаимной защите секретной информации» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Атрощенко П.А.).

Проект Соглашения подготовлен Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь в целях создания правовой основы для взаимной защиты государственных секретов Республики Беларусь и Грузии, необходимость в использовании которых может возникнуть в ходе двустороннего внешнеполитического, военного, экономического, научно-технического и иного сотрудничества.

Проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года» представили Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сенько Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Старовойтов А.Г.

Протокол направлен на создание оптимальных условий для свободного движения товаров на рынке СНГ.

В частности, предусматривается изменение правил определения страны происхождения товаров в СНГ и разделение всех возможных случаев, когда таможенный орган страны ввоза не предоставляет режим свободной торговли, на случаи, выявленные при выпуске товара, и случаи, которые выявлены после его выпуска. Также определено, что наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификатов о происхождении товара и не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таких сертификатах, не является основанием для отказа в предоставлении режима свободной торговли.

Наряду с этим предусмотрена обязанность уполномоченного органа аннулировать сертификаты о происхождении товара в случаях установления фактов неправомерной их выдачи на основании недействительных документов, недостоверных сведений и уведомлять об этом центральный таможенный орган страны ввоза товара.

Кроме того, определены условия, при выполнении которых возможно восстановление режима свободной торговли, не предоставленного по каким-либо причинам при ввозе товаров.

Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь, Мельченко Н.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. проинформировали парламентариев о проектах законов «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Мозамбик о сотрудничестве в борьбе с преступностью» и «О ратификации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством и Республики Намибия о сотрудничестве в борьбе с преступностью».

В соответствии с названными документами стороны будут сотрудничать через свои компетентные органы в соответствии с законодательством и международными договорами своих государств в борьбе с преступлениями, которые были или могут быть совершены на территориях государств сторон либо с участием граждан государств сторон.

Сотрудничество предполагается в формах исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, обмена оперативной, справочной, криминалистической и иной информацией, выявления организованных преступных групп и отдельных лиц, занимающихся преступной деятельностью, принятия мер по ликвидации основных источников поступления наркотиков в незаконный оборот, оказания содействия в выявлении доходов, полученных преступным путем, а также оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров.

В ходе заседания депутаты также рассмотрели вопрос о Декрете Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», с докладом по которому выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Красовская Т.П.

Декрет направлен на активизацию деятельности органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения, выявлению и налогообложению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения, проведению мероприятий для ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни, а также на формирование в республике условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в легальном трудоустройстве или самозанятости.

Проведение следующего заседания Палаты представителей запланировано на 31 мая 2018 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)