/ / Общественно-политические и в области права
26.03.2018

Министр ЖКХ Александр Терехов: Минский опыт распространят по стране до конца года

«Минский опыт распространят по стране до конца года»: Министр ЖКХ Александр Терехов – о программе утепления фасадов старых домов, дифтарифах и новом законе о защите прав потребителей ЖКУ.

Александр Терехов

Работа коммунальщиков незаметна, как воздух. В том смысле, что пока она делается, пока все идет гладко и бесперебойно, ее никто не замечает. Но стоит случиться пусть даже небольшой аварии, становится очевидным, насколько незаменимы работники этой сферы. Мы встретились с Министром ЖКХ Александром Тереховым и поговорили с ним о перспективах частника в отрасли, снижении затрат на услуги и судьбе непрофильных активов. 

Себестоимость тепла снизится

– Александр Александрович, начнем, пожалуй, с вопросов совсем не праздничных. Какие проблемы отрасли жилищно-коммунального хозяйства сегодня считаете наиболее актуальными?

– Если коротко, то главных проблем три: высокая энергоемкость жилищного фонда, отсутствие чистой питьевой воды в некоторых населенных пунктах и низкая эффективность нашей системы теплоснабжения.

Когда мы говорим о высокой энергоемкости жилфонда, то имеем в виду дома, построенные еще в прошлом веке. Таких у нас больше половины всего жилфонда. Добиться экономии энергоносителей в этих домах можно лишь после проведения тепловой модернизации. Сегодня утепление жилья не входит в капитальный ремонт дома. Поэтому эксперты и специалисты нашего министерства думают, как решить проблему с учетом интересов собственников. Мы понимаем, что это будет серьезная программа, рассчитанная не на один год. Не исключено, что на такую тепловую модернизацию жилфонда будут привлекаться средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Вторая проблема – не во всех населенных пунктах сегодня есть чистая вода. Требуется построить около 1200 станций обезжелезивания. Это небольшие станции – районные, локальные. Возвести их местные власти должны за счет внутренних ресурсов. Если не получается, то с привлечением внешнего инвестирования – бюджетного финансирования или иностранных кредитов. Так, ЕБРР уже поддержал развитие водного сектора в Витебском регионе. Банк предоставит нам кредит в 15 миллионов евро. Плюс на дело были направлены средства из грантов – 7,2 миллиона евро.

– А третья проблема? 

– Низкая эффективность существующей системы теплоснабжения. В прошлом году себестоимость тепловой энергии составила 99 рублей за Гкал. К 2020 году планируем, что она будет стоить не выше 80 рублей.

Экономическую и технологическую эффективность теплоснабжения планируем повысить за счет модернизации котельных, их децентрализации и перевода на местные виды топлива. Самая дешевая теплоэнергия сегодня у нас получается на торфе. Поэтому решили котельные, расположенные в 20–30-километровой зоне от торфобрикетных предприятий, перевести на торфокрошку. Так убьем сразу двух зайцев. Коммунальные предприятия получат самую низкую себестоимость теплоэнергии, а торфозаводы заработают в полную силу. Эту программу мы реализуем вместе с Минэнерго.

Также переводим котельные страны на щепу. В прошлом году ввели 89 мегаватт мощности. И задача на будущее – эти мощности увеличивать.

– Какие важные вопросы уже удалось решить?

– За последние пять лет мы существенно снизили потери тепловой энергии. Сегодня они в целом по стране не превышают 11 процентов. Может, и немного, но пять лет назад это было 17 процентов. Мы не снижаем требования по замене тепловых сетей и по экономике этого процесса. Сегодня фактически мы управляем себестоимостью. Государство диктует цену, за которую оно готово покупать ту или иную услугу. 

Ведомственную аттестацию проходят не все

– В декабре прошлого года утверждена Концепция совершенствования и развития ЖКХ до 2025 года. Цель – определить дальнейшее развитие отрасли на среднесрочную перспективу. Назовите основные, на ваш взгляд, направления.

– Отрасль будет развиваться комплексно, по всем направлениям, которые касаются системы ЖКХ. Это снижение затрат, повышение качества, усиление ответственности организаций ЖКХ перед потребителем. Это индивидуальная работа с потребителем. Сегодня практически вся нормативно-правовая база выстроена у нас в стране под то, чтобы услугу оказывать вежливо, в достаточном объеме и при надлежащем качестве.

– Но для этого ведь нужно подтягивать уровень самих работников отрасли.

– Да. И мы проводим их аттестацию. Руководители предприятий ЖКХ обязательно должны ее пройти и получить как минимум аттестационный лист. Процентов 20–25 с первого раза аттестацию не проходят. Внедрили несколько систем обучения. Так что сегодня повысить квалификацию можно без отрыва от производства.

Минский опыт: непростой путь в регионы

– Немного об эксперименте по реформированию ЖКХ в Минске. За два года удалось разделить функции подрядчика и заказчика. Прошла оптимизация численности работников сферы, организованы новые службы, проведено множество мероприятий. Насколько опыт оказался удачным для Минска? И почему тормозится его внедрение в регионах?

– Сегодня это не эксперимент, а веление времени, связанное с требованиями потребителей. Появилась организация, которая действует в интересах людей, защищая их перед поставщиками услуг. Это служба заказчика. Однако регионы реагируют на этот опыт тяжело и неохотно. Но есть протокол поручений Президента, составленный по результатам прошлогоднего семинара по совершенствованию системы ЖКХ. В документе четко прописано: до конца 2018 года передовой опыт Минска должен быть внедрен в регионах.

– Единая диспетчерская служба 115 до конца года должна быть внедрена во всех крупных городах. Как идет процесс?

– Служба 115 позволяет нам выстроить современную систему управления, подсказывая местным властям проблемы, и дает возможность оперативно принимать правильные управленческие решения. Работает она уже в Минске, Витебске, Борисове. Противников внедрения этой системы хватает. Не все готовы выставить напоказ проблемы, возникающие в регионах. Но это не значит, что мы не будем создавать единую диспетчерскую службу во всех крупных городах. 

Избавляемся от балласта

– В этом году планируется полностью избавиться от непрофильных активов. Сколько их сейчас в ЖКХ и какие убытки они приносят?

– В прошлом году непрофильные активы принесли 5,7 млн рублей убытков по всей стране. Но мы от них постепенно избавляемся. На балансе коммунальных служб уже нет пароходов, заводов и фабрик. Все непрофильные активы переданы в специально созданные организации, которые должны заниматься эффективным управлением коммунальной собственностью. Сейчас в стране 11 таких организаций. Нет их пока в Минской и Гомельской областях. Но я уверен, в течение этого года властям удастся решить эту проблему полностью.

Снизу вверх

– Как решается давняя проблема с заменой лифтов жилфонда?

– К сожалению, медленнее, чем хотелось бы. К концу 2020 года в надлежащее техническое состояние должно быть приведено более 10 тысяч лифтов, отработавших установленный срок службы. Такую задачу поставил Президент. Часть из этих лифтов требует модернизации, часть – замены.

Сейчас уже приняты меры, направленные на увеличение объемов финансирования, повышение качества и увеличение сроков эксплуатации выпускаемых в стране лифтов при сокращении затрат на их производство.

«Частник должен привлекаться, если может оказать услугу дешевле»

– Как думаете, почему частник неохотно идет в отрасль ЖКХ?

– Я бы не сказал, что неохотно. Частные организации довольно активно участвуют в проведении торгов и очень часто их выигрывают. Некоторые виды услуг, например, обслуживание запорно-переговорных устройств, оказывают только частные структуры. Да, большой конкуренции в оказании комплексной услуги частник, возможно, и не составит. Но он может прийти на выполнение отдельных видов работ. Образно говоря, взяться за уборку пусть даже не очень большого участка в парке или отремонтировать игровое оборудование на детской площадке, а не модернизировать весь двор. Но очень важно, чтобы в обязательном порядке на местах проводились торги. Вся нормативная правовая база для этого создана. И речь идет не только о коммунальных организациях. Многие виды работ могут выполнять строительные, организации механизации, в которых сконцентрирована спецтехника. Частник должен привлекаться, если может оказать услугу дешевле.

Капремонт: быстро, но не в ущерб качеству

– Не можем не спросить про капремонт дома за месяц. Почему он не везде удался? Что утяжеляет его проведение и стоит ли распространять практику на всю страну?

– Хорошая стройка – это быстрая стройка, но не в ущерб качеству. Главная проблема, с которой столкнулись во время быстрого капремонта – это инженерная подготовка. Сегодня подрядчик приходит на объект с уже готовой проектно-сметной документацией, в которой не всегда учтены пожелания жильцов дома. Это влияет на сроки проведения работ. Хотя месяц – это условный срок. За такое время можно капитально отремонтировать пятиэтажный дом без сложных инженерных сетей.

На некоторых объектах сроки затянулись из-за несогласованности действий различных служб. Не менее важно участие собственника. Человек должен обеспечить доступ в квартиру и должен быть заинтересован в качественном ремонте.

Жилищный фонд традионно находится на особом контроле. К слову, в прошлом году отремонтировано 2,6 млн квадратных метров жилья.

Дифтарифы себя оправдали

– Насколько успешным оказалось применение дифференцированных тарифов на субсидируемые услуги ЖКУ для населения?

– Сумма оплаты жилищно-коммунальных услуг зависит не только от тарифов, но и от объемов потребления. Считаю, что введение дифференцированных тарифов себя оправдало. Люди задумались о потреблении того или иного ресурса, начали экономить электроэнергию и воду. Помимо экономического эффекта есть и экологический. Мы наблюдаем снижение потребления ресурсов. Например, объемы потребляемой населением воды за 2017 год по сравнению с 2016 снизились на 2,5 процента. А это ни много ни мало 8,2 млн кубометров воды, что равнозначно годовому потреблению такого города, как Мозырь.

– Сколько человек получило безналичные жилищные субсидии в прошлом году?

– За 2017 год поддержка предоставлена 14 950 домохозяйствам на 744 тысячи рублей.

– Внедрение автоматизированной информационной системы «Расчет ЖКУ» до сих пор волнует многих. Знаем, что ряд председателей товариществ собственников оттягивают этот момент как только могут. Насколько болезненным оказался переход на АИС?

– Автоматизированная система в первую очередь позволяет оптимизировать затраты. И она работает в интересах человека, который может рассчитывать на предоставление безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу.

На мой взгляд, председатели ТС, не желающие пользоваться программой, опасаются потерять самостоятельность при начислении платежей. Ведь в системе возможно выставить к оплате только квитанцию типового образца. Тут скорее вопрос в том, что многие ТС не хотят переходить на обслуживание в расчетно-справочный центр из-за высоких процентов. Эти опасения я разделяю. Мы собираемся отрегулировать цены и тарифы РСЦ на обслуживание. Разработан проект нормативно-правового акта, который урегулирует размер процентных отчислений уполномоченными организациями за услуги по расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением. Постановление утвердит методику по формированию и распределению затрат на такие услуги. И позволит урегулировать спорные вопросы по размеру отчислений товариществ собственников и ЖСПК местным расчетно-справочным центрам за начисление платы за ЖКУ.

Поставщики и потребители: правила игры изменятся

– Как сегодня защищены права потребителя жилищно-коммунальных услуг?

– Сегодня потребитель получает услуги в востребованных объемах. Но мы не должны забывать об их качестве. Сейчас можно требовать уменьшения оплаты за жилищно-коммунальные услуги, если они оказаны некачественно. Например, температура в квартире ниже нормы +18 °С. И мы хотим ужесточить действующие нормы перерасчета за неоказанные либо некачественно оказанные услуги. Поэтому сейчас подготавливаем проект постановления Правительства. Предлагаем утвердить порядок перерасчета платы за ЖКУ в случае их неоказания или оказания с недостатками. Перечень таких услуг дополнится техобслуживанием запорно-переговорных устройств. Новый документ определит «правила игры» и для поставщиков услуг, и для потребителей. Он должен подтолкнуть организации к улучшению качества предоставляемых услуг.

– На какую сумму предлагаете наказывать организации?

– Предлагаем снижать плату за некачественную услугу по холодному водоснабжению. Эксперты сейчас определяют, на сколько она будет снижена. Сумма должна быть существенной. Это мотивирует организации оказывать более качественные услуги. В случае нарушения допустимой продолжительности перерывов предоставления услуг по холодному водоснабжению и водоотведению предлагаем снизить оплату на 10 процентов.

– В Указ № 538 будут внесены изменения. Как планируется помогать проблемным товариществам?

– Предлагаем усовершенствовать процедуру и форму участия местных исполнительных и распорядительных органов в деятельности «проблемных» товариществ собственников или организаций застройщиков. Речь идет о тех организациях, где не ведется управление общим имуществом, либо проводится, но с нарушениями законодательства. Также устанавливается профессионализация деятельности председателей правлений, определяются единые требования к кандидатам и единый порядок согласования их местными исполнительными и распорядительными органами. Требования к кандидатам касаются не только уровня профобразования, но и обязательного прохождения профессиональной аттестации с получением соответствующего сертификата. В связи с этим вводятся реестры председателей. Предлагается установить возможность применения современных информационных технологий при организации общих собраний и голосовании.

Наука – это новые возможности

– Всех заинтересовала наука в ЖКХ. С 1 января заработало научное учреждение при НАН. Какие конкретные задачи стоят перед ним? В какой сфере ЖКХ будут применяться разработки ученых?

– В отрасли сформировался большой спрос на научное сопровождение многих преобразований. Например, решить проблемы водоснабжения и водоотведения поможет методика снижения содержания железа и марганца в воде. Исследование основных процессов производства теплоты снизит теплопотери. А концепция модернизации системы сбора и переработки бытовых отходов усовершенствует их утилизацию. Исследования должны проводить ученые, а коммунальные службы – внедрять их в жизнь. Пока у нас немного специалистов, которые профессионально занимались бы системой ЖКХ с точки зрения науки. Фактически создание такого учреждения позволит увеличить количество экспертов.

– Как, по вашему мнению, нужно создавать позитивный имидж работы в сфере ЖКХ? Как привлечь в отрасль молодого специалиста?

– Привлекать специалиста, и не только молодого, нужно достойными условиями труда, зарплатой и социальным пакетом. Все это должны создавать предприятия. Зарплата, признаюсь, в отрасли разная. Тот же хаус-мастер в Минске может заработать 700–750 рублей. В регионах он получит 400–450 рублей. Мы стремимся обеспечить установленный для экономики страны уровень зарплаты в 1000 рублей. Но она должна быть заработанной, и работники должны понимать: им нужно повышать квалификацию, уровень образования. И для этого есть возможности. Сегодня специалистов готовят кафедры водоснабжения и водоотведения, теплоэнергетического хозяйства. Сегодня учат управлять жилфондом не только в вузах, но и в средних специальных учебных заведениях.

Что касается имиджа, то его формирует коллектив. Мы постепенно выстраиваем доверительные отношения с потребителем. Принцип ЖКХ – живи как хозяин.

«Отдыхаю за рулем автомобиля и на малой родине»

– Александр Александрович, что определило ваш выбор профессии? Где и как начинали свою карьеру?

– По образованию я инженер-строитель. Трудовую деятельность начинал мастером общестроительных работ. Затем прораб, главный инженер строительного предприятия. В управление ЖКХ Гомельского исполкома пригласили курировать реализацию строительных программ. Так и остался в отрасли.

– У вас бывает свободное время?

– Бывает. Не так много, как хотелось бы. Поэтому стараюсь его использовать максимально эффективно. В выходные с семьей ездим на мою малую родину. В отпуске стараемся подышать морским воздухом. Зимой катаемся на горных лыжах. Стоять на них я научился всего пять лет назад в Логойске. Еще одно любимое занятие – езда за рулем. Тысяча километров дороги – это возможность остаться наедине со своими мыслями.

– Если не секрет, кто у вас в семье решает жилищно-коммунальные вопросы – оплачивает «коммуналку», вызывает мастера на дом?

– Так сложилось, что этим занимаюсь я. Квитанцию оплачиваю через интернет-банкинг или М-банкинг. Проверяю точность начислений, слежу за показаниями приборов учета. И анализирую, как это можно усовершенствовать. Кстати, это очень полезный подход. Возможно, до конца года сделаем более подробную расшифровку оплаты. Чтобы были видны не только тарифы, но и нормы потребления.

  • Родился в 1978 году.

  • 1997 окончил Гомельский дорожно-строительный техникум.

  • 2004 окончил Белорусский государственный университет транспорта.

  • 2011 окончил Академию управления при Призиденте.

  • 1999–2006 работал на различных должностях в ОАО «Строительный монтажный трест №27».

  • 2006–2011 заместитель начальника, первый заместитель и начальник управления ЖКХ Гомельского облисполкома.

  • 2011–2014 первый замминистра жилищно-коммунального хозяйства.

  • 2014 назначен Министром ЖКХ

Василий Матвеев, «Рэспублiка», 23 марта 2018 г.
(фото – БЕЛТА)