/ / Общественно-политические
21.03.2018

Национальный банк дополнил требования к правилам банковского контроля пунктами о токенах

В Беларуси 28 марта вступает в силу Декрет № 8. Он подразумевает создание беспрецедентных условий для работы компаний в Парке высоких технологий – тотальное устранение барьеров для внедрения новейших технологий, формирование экосистемы инноваций, внедрение бизнесов на основе блокчейна. Кроме того, он регулирует операции с цифровыми знаками. Этот пункт после принятия декрета вызвал немало вопросов и споров.

Криптовалюта

На днях опубликована дополненная Инструкция Нацбанка о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения. Теперь в ней есть пункты, которые касаются операций с токенами.

Постановление правления Национального банка № 62 (согласно которому и была скорректирована инструкция) принято в развитие Декрета № 8. Декретом было разрешено резидентам Парка высоких технологий проводить операции с цифровыми знаками (токенами). В ПВТ появятся операторы криптоплатформ и операторы обмена криптовалют. И все физические и юридические лица (последние, кстати, необязательно должны быть резидентами парка) смогут приобретать или отчуждать цифровые знаки исключительно через них.

«При этом все резиденты ПВТ, работающие с цифровыми знаками, будут иметь текущие расчетные счета в белорусских банках. Постановление № 62 как раз и призвано установить границы банковского контроля в этой части, показать, где банки могут выявить какие-то подозрительные операции, в том числе, возможно, связанные с финансированием терроризма», – пояснили в Нацбанке.

Такие функции – обязанность, которая возложена на белорусские банки международными стандартами FATF. Эта неправительственная организация, созданная в 1989 году, занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. «Все страны мира эти стандарты выполняют. У FATF уже есть специально разработанные стандарты по криптовалютам. Крипта в мире имеет не очень хорошую репутацию, с ней часто связывают финансирование терроризма, торговлю оружием и наркотиками», – отметили представители регулятора.

В Беларуси стандарты FATF адаптированы в национальное законодательство через Закон № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

«Согласно этим стандартам, банкам нужно должным образом проводить идентификацию клиентов, мониторинг операций, направлять сообщения в Департамент финансового мониторинга. Проверять по спискам террористов подозрительных лиц. И именно под Закон № 165-З мы разрабатывали нашу инструкцию. Белорусские банки уже с 2008 года работают согласно ее положениям», – сказали в Нацбанке.

Сейчас в документе, предназначенном для банков и НКФО, 45 признаков подозрительности финансовых операций. Среди них перечисление средств в офшорную зону, отсутствие у операции явного экономического смысла, необоснованное увеличение оборотов по текущему счету клиента. Чтобы внести дополнения в инструкцию в части, которая касается операций, связанных с денежными расчетами клиентов банка за приобретаемые и отчуждаемые цифровые знаки, и принято постановление № 62.

В частности, появились два новых признака подозрительности. Первый: осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин (1 БВ составляет Br24,5), связанной с приобретением или отчуждением цифровых знаков за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, если это не обусловлено характером деятельности клиента или отсутствует источник происхождения денежных средств. Второй: осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин, связанной с приобретением или отчуждением токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента Парка высоких технологий. Выявление таких операций, осуществляемых при использовании банковских платежных карточек посредством систем дистанционного банковского обслуживания, глобальной компьютерной сети Интернет и мобильной связи, производится на стадии последующего контроля.

В Нацбанке еще раз подчеркнули, что банки не будут совершать операции с криптовалютами. Они будут лишь проводить денежные расчеты за приобретение, отчуждение цифровых знаков. «При этом нельзя сказать, что все операции с фиатными деньгами, которые будут каким-то образом соприкасаться с криптовалютами, будут считаться высокорисковыми. Если клиент – это резидент ПВТ и ему разрешено проводить такие операции, то это будет считаться его нормальной деятельностью. Но если это будет необычно для клиента, то банк будет считать операцию подозрительной», – обратили внимание специалисты.

При этом банки, руководствуясь инструкцией регулятора, могут применять и свои, дополнительные признаки подозрительности.

По сообщению БЕЛТА