/ / Общественно-политические
16.03.2018

Девять кругов яда: Были ли в истории нашей страны громкие случаи отравления ядами с криминальным контекстом?

В начале месяца в английском Солсбери были отравлены бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия – отобедали в ресторане в самом центре города и через пару часов потеряли сознание. Сейчас бывший разведчик и его дочь находятся в тяжелом состоянии. Были ли в истории нашей страны громкие случаи отравления ядами с криминальным контекстом?

Экспертиза ГКСЭ

С этим вопросом я обратился к сотрудникам управления судебно-химических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз. В управлении три лаборатории: мензурки, колбочки, химические вещества – все по полочкам, на своих местах. Рядом с лабораторией высокие металлические шкафы с крепкими замками и пломбами, в которых вещественные доказательства, например, шприцы, а биологические материалы хранятся в комнате с холодильниками. Экспресс-ликбез проводит Юрий Синькевич, начальник управления судебно-химических экспертиз:

– Отравления – самая частая после травм причина, по которой погибают люди. На организм человека оказывают действие около десяти тысяч химических соединений, всего же в природе их несколько миллионов. Лекарства, наркотики, психотропы, тяжелые металлы, фосфорорганические отравляющие соединения могут нанести серьезный вред организму.

Выходит, я был слишком категоричен к понятию «яд». Эксперты управления судебно-химических экспертиз поясняют:

– Яд – это любое вещество извне, вызывающее ухудшение здоровья. Им может быть даже простой аспирин.

В 70 процентах случаев наши люди травятся этиловым спиртом, причем даже качественным – дозы нечеловеческие. На втором месте отравление угарным газом, замыкают «тройку» случайные отравления бытовыми растворителями, лекарственными и наркотическими средствами.

Жидкости переливают из заводских упаковок в домашние емкости – чаще всего в пластиковые бутылки из-под газировок, пива, из которых потом случайно «отхлебывают» близкие. Достаточно одного глотка кислотных или щелочных концентратов для летального исхода. И такие случаи весьма нередки. Месяц назад в Бресте мужчина отравился концентратом для протравки древесины из простого строительного магазина. Концентрат был в бутылке из-под пива, запах перед глотком мужчина не почувствовал. Он погиб.

Неправильная дозировка таблеток также частая причина отравлений. Оказывается, «передозироваться» можно даже простой водой. Эксперты приводят пример:

– Мужчина выпил на спор пять литров воды и погиб – в организме изменился электролитный баланс.

Самое громкое дело об отравлении ядами с криминальным оттенком в истории нашей страны было в начале 1980-х. Тогда работник сцены Большого театра оперы и балета затаил злобу на коллегу и хотел его отравить. Добавлял в шампанское таллий, но яд никак не мог «дойти до адресата», другие люди становились случайными жертвами. Достал редкий яд «мститель» через брата, тот работал в химической лаборатории. По этой истории даже снят эпизод программы «Следствие вели…».

Кстати, есть люди, которые приходят в управление судебно-химических экспертиз сдать анализы – подозревают, что их травят. В большинстве случаев – чистое самовнушение. Но бывает и так, что интуиция некоторых не подводит. Юрий Синькевич вспоминает интересную историю из своей практики:

– Несколько лет назад к нам обратилась женщина. Была за пару дней до этого на корпоративе, там угостили водкой, выпила буквально «на донышке», а «развезло» очень сильно. Помнит, что ее еще упорно усаживали за руль, мол, «сколько же ты тут выпила». В итоге в крови мы нашли следы снотворного.

Ну и куда же без классики жанра – случайным знакомым в поездах и на квартирах подливают снотворное, раньше «баловались» клофелином. Действенные снотворные средства, транквилизаторы можно достать в любой аптеке по специальным рецептам. Алкоголь только усиливает их действие. Можно даже впасть в кому при одновременном приеме алкоголя и снотворных. Искать след злодеяний современных сальери в нашей стране не приходится. Чаще всего конфликты решаются в пьяном угаре холодным оружием или тем, что под руку попадет, – средства куда менее «изысканные», чем яды.

Илья Красовский, «Рэспублiка», 16 марта 2018 г.
(фото – Александр Кушнер)