/ / Общественно-политические
15.03.2018

Угроза «в конверте»: «серая» зарплата довела до долгов перед Фондом соцзащиты населения и налоговыми органами

Мебельщик Андрей В. получал зарплату «в конверте» более полугода. Накануне увольнения узнал: в трудовой книжке нет записи о трудоустройстве. Вскоре стало известно, что его долги перед Фондом соцзащиты населения и налоговыми органами растут.

Зарплата в конвертах

Жена столяра-станочника частной фирмы «Д» (Щучинский район Гродненской области), находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, обратилась в Гродненское областное объединение профсоюзов, надеясь получить правовую помощь.

Заместитель председателя Гродненского областного объединения профсоюзов Андрей Кардаш отметил: изучая документы, юристы выяснили, что в трудовой книжке работника не был зафиксирован факт трудоустройства, а зарплату мужчина получал, минуя ведомость.

– Изначально директором общества с ограниченной ответственностью со мной был заключен трудовой договор, – сообщил юристам Андрей В. – Мой экземпляр трудового договора хранился в моих личных вещах вместе с проектной документацией в комнате для рабочих. Заработная плата мне выдавалась не по ведомости или на карточку, а на руки. В среднем за месяц выходило 300–350 рублей. Но за август 2016 года заработную плату получил лишь 14 октября. Больше, несмотря на мою дальнейшую работу, выплат заработной платы не было.

В связи с задержками выплаты заработанного мебельщик заявил руководителю о прекращении работы. Андрей приехал на предприятие за личными вещами и документами. В шкафчике трудового договора не оказалось. Директор выдал трудовую книжку без записи о работе Андрея В. в фирме.

Из-за того, что зарплату работник получал «в конверте», в ведомостях денежные суммы не отражались. Возникли проблемы по начислению алиментов. Как якобы нигде не работающий, мебельщик должен был выплатить в качестве алиментов внушительную сумму, да еще и пеню. В результате набежал долг около 1000 условных единиц в эквиваленте. Как рассказывает Андрей, над ним нависла угроза штрафов за «тунеядство», ведь платежи в ФСЗН и налоговую инспекцию также не проводились.

Юристам требовалось доказать факт работы столяра на предприятии. Оформление трудоустройства с последующими выплатами в Фонд соцзащиты населения, получение справки о доходах существенно уменьшили бы сумму алиментов.

По просьбе Андрея В. было составлено исковое заявление о признании выполняемой работы трудовыми отношениями, выплате заработной платы и окончательного расчета. В суд в качестве доказательства была предъявлена переписка Андрея с директором фирмы по Viber.

Ответчик признал отношения гражданско-правовыми и заключил соответствующий договор, а также произвел положенные выплаты в бюджет.

Андрей Кардаш прокомментировал ситуацию:

– С учетом требований ч.2 ст.25 Трудового кодекса от 26 июля1999 года № 296-З (ред. от 15 июля 2015 г.) фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Прием на работу как на основании письменного трудового договора, так и в случае фактического допущения к работе (не позднее трех дней после предъявления требования работника, профсоюза) оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.

В случае отказа нанимателя от надлежащего оформления приема на работу и последующего недопущения к работе работника последний вправе обратиться с иском в суд о восстановлении на работе и понуждении нанимателя к надлежащему оформлению приема на работу.

На VII пленуме Совета Федерации профсоюзов Беларуси было заявлено: ФПБ усилит борьбу с «серыми» схемами выплаты зарплаты.

Кроме того, нанимателям следует учесть: обман государства может обойтись им очень дорого.

По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси