/ / Общественно-политические
12.03.2018

«Ваш VIN-номер перебит»! Что нужно знать перед покупкой автомобиля, чтобы не стать жертвой злоумышленников

Брестчанин Николай, владелец новенькой BMW, до сих пор не может поверить, что, имея за плечами солидный опыт купли-продажи автомобилей (а это уже восьмая машина мужчины), он с легкостью попался на удочку мошенников. «Ваш VIN-номер перебит», такой вердикт услышал автовладелец из уст сотрудника ГАИ после проведения экспертизы, и был крайне удивлен.

Судэкспертиза

Совсем недавно мужчина не мог нарадоваться столь долгожданной покупке. Новенькую машину в Российской Федерации он выбирал собственноручно – с трепетом и особой внимательностью. Окончательная «приятная» цена продавца убедила Николая – надо брать. Вернувшись с поездки, мужчина поспешил в МРЭО ГАИ, чтобы оформить автомобиль. Однако при его осмотре VIN-номер вызвал сомнение у сотрудника ГАИ – машину отправили на экспертизу, где и подтвердились первоначальные предположения.

– Пожалуй, это классический случай. Покупатель, соблазненный низкой ценой, спешит приобрести автомобиль не уделяя внимание важным деталям, а именно идентификационному номеру транспортного средства. С такими случаями в экспертной практике мы сталкивались не раз, – поделился информацией заместитель начальника Брестского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Геннадий Муха.

Как отмечает специалист, пик обращений по данному направлению экспертиз пришелся на 2014–2015 годы, когда граждане во время автомобильного «бума» поспешили в Россию за покупкой. Ситуацией воспользовались дельцы криминального автобизнеса и стали перебивать идентификационные номера машин, имеющих криминальное прошлое, или угнанных иномарок. Брестским экспертам в тот период приходилось в день исследовать десятки автомобилей: от бюджетного сегмента до премиум-класса. Именно тогда было выявлено наибольшее количество видоизмененных номеров. Однако проблема не теряет свою актуальность и по сей день.

– Часто со случаями видоизменения VIN-номера сталкиваются владельцы автомобилей, которые покупают их без документального оформления. Отдав денежные средства за транспортное средство, граждане оставляют юридические «нюансы» на более поздний срок. Приблизительно через 2–3 месяца, а может и 2–3 года они вспоминают о том, что автомобиль еще не переоформлен. Вот тут и начинаются проблемы. Сотрудники МРЭО ГАИ направляют владельцев к нам для экспертного вердикта. В некоторых случаях в результате экспертизы выясняется, что VIN изменен, – рассказывает Геннадий Муха.

Так, житель Минска, попав в аварию на автомобиле «Фольксваген Пассат», решил, что машина в таком «аварийном» состоянии ему не нужна, поэтому продал ее знакомому брестчанину «на запчасти». Естественно, без какого-либо оформления сделки. Спустя некоторое время бывшему владельцу начали приходить штрафы за нарушения скоростного режима, которые были совершены на проданном им автомобиле. В дальнейшем в результате проведенной экспертизы выяснилось, что в автомобиль, на котором совершались правонарушения, был вварен идентификационный номер с его «аварийного» автомобиля.

идентификационный номер транспортного средства

Всего за 2017 год экспертами Брестского межрайонного отдела проведено 547 экспертиз автотранспорта. В 55 случаях специалистами установлен факт видоизменения идентификационных номеров и других маркировочных обозначений автомобилей, в 29 случаях удалось установить первоначальные VIN транспортных средств.

Оказывается, «перебивка» номерных обозначений встречается и в специальной технике. Четыре пресс-подборщика с сомнительными серийными номерами пытался ввезти в Беларусь брестчанин. Авось пройдет. В ходе исследования экспертам все же удалось установить их первоначальный вид (в их структуре содержатся первичные годы выпуска, которые и были подвергнуты изменениям). Как оказалось, владелец сельхозтехники намеренно изменил их год для снижения стоимости таможенной пошлины.

В экспертной практике часто бывают случаи, когда граждане, дабы не попасть в криминальную историю, перед покупкой авто обращаются за помощью к экспертам Брестского межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз. Так, перед проведением аукциона по продаже автомобилей брестчанин заинтересовался «Пежо Боксер», который был конфискован у предыдущего владельца за браконьерство. В ходе предварительного осмотра у него появились сомнения в правильности идентификационного номера – в номере имелось 18 знаков вместо 17. За помощью внимательный мужчина решил обратиться к экспертам. В чем причина? В ходе исследования было установлено, что с идентификационным номером все в порядке, а так называемым 18-м знаком, вызвавшим подозрения у гражданина, оказался ограничительный знак заводской принадлежности, который из-за частичной коррозии номерной площадки стал похож на знак «0». Наличие заключения эксперта после выигрыша заветного лота в последующем позволило брестчанину без труда провести необходимые регистрационные действия в отношении транспортного средства.

– При покупке автомобиля нужно быть предельно бдительным, иначе хорошее настроение от приятного приобретения может быстро смениться горечью утраты, – рекомендует Геннадий Муха. – Хорошая машина не может стоить в два раза дешевле средней рыночной цены – это нужно запомнить. Приобретая транспортное средство, обязательно необходимо попросить документы у владельца и самостоятельно сверить номера двигателя и кузова с указанными в паспорте транспортного средства – они должны совпадать. При осмотре стоит обратить внимание на то, совпадает ли цвет лакокрасочного покрытия кузова и номерных площадок, нет ли следов повреждений и коррозии металла. Эти элементарные правила помогут не попасть на удочку мошенников и избежать дальнейших неприятностей.

По сообщению официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь