/ / Общественно-политические
05.03.2018

«Дорожная азбука»: рекомендации эксперта, многие из которых не услышишь на занятиях в автошколах

Соблюдай участники дорожного движения элементарные требования безопасности, многих аварий можно было бы избежать или хотя бы смягчить их последствия, – уверены эксперты-автотехники управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области.

Павел Николаевич

Специалисты тщательно проанализировали сотни ДТП, имевших место на дорогах Беларуси, и выработали рекомендации, многие из которых не услышишь на занятиях в автошколах. Советами поделился заместитель начальника управления специальных и технических экспертиз подполковник юстиции П.А. Николаевич.

– Павел Анатольевич, начнем с ремней безопасности. Так уж необходимо пристегиваться на задних сиденьях?

– Использовать ремни безопасности следует даже пассажирам, сидящим на задних сиденьях. Запомните: это нужно не ГАИ! При аварии непристегнутые тела задних пассажиров способны смертельно травмировать пристегнутых водителя и переднего пассажира.

– В 2013 году на объездной дороге областного центра произошла серьезная авария, в которой столкнулись три автомобиля. В одном из них ехали родители с маленьким ребенком и их пятилетний племянник. В багажнике перевозили тяжелую надгробную плиту. После столкновения она подалась вперед и ударила ребенка по голове – тот погиб на месте…

– При перевозке тяжелого груза в багажнике кладите его на самое дно и придвигайте к задним сиденьям вплотную. Даже если сзади нет пассажиров, застегните ремни безопасности. Это не позволит при аварии тяжелому грузу сломать задние сиденья, влететь в салон и травмировать водителя и пассажиров. Кроме того, никогда не кладите какие-либо предметы под водительское сиденье, особенно огнетушитель или бутылку с водой. Вылетевшие в самый неподходящий момент под педали или ударившие по ногам посторонние предметы – прямой путь к травмам и аварии. По той же причине не нужно класть вещи на заднюю полку, под заднее стекло, на панель приборов. Для этого есть багажник и другие отсеки для вещей.

– Можно ли перевозить детей на руках?

– Перевозите ребенка только в детском кресле. Никогда не перевозите на руках, потому что при аварии раздавите его весом своего тела. А если Вы пристегнуты, то не сможете удержать малыша: его вес в момент столкновения возрастет в 20–30 раз.

– Слышала, что в последнее время увеличилось число автолюбителей, которые передвигаются днем с включенным ближним светом фар. Но зачем, если и так светло?

– Движение с включенным светом фар или дневными ходовыми огнями повышает безопасность движения даже в яркий солнечный день. Не Вы должны видеть дорогу с помощью фар (ее и так видно), а Вас должны видеть другие участники дорожного движения, особенно если их слепит солнце. Кстати, в дождь рекомендуется пользоваться противотуманными фарами: из всех фар угол освещения у них наибольший, что позволяет хорошо видеть обочины и тротуары, а при поворотах на перекрестках – пешеходов на переходах. К тому же, не стоит экспериментировать с лампочками фар. Практика показывает, что использование ламп повышенной мощности, светодиодов, ксеноновых ламп в фарах, не предназначенных для них, приводит к ухудшению освещенности дороги и объектов на ней, ослеплению встречных водителей. В фаре должен быть тот источник света, для которого она сконструирована.

– Расскажите о пользе кондиционера.

– Кондиционер может не только охлаждать воздух, но и осушать его, что полезно при движении в дождь. Включите устройство, увеличьте температуру воздуха. Через несколько минут в салоне будет тепло, а стёкла перестанут запотевать. Кстати, пользоваться кондиционером нужно не только летом. В хладагент добавляется смазка, которая при работе кондиционера смазывает все его узлы. Рекомендуется регулярно включать агрегат при температурах окружающего воздуха вплоть до + 4°С. Это продлит его ресурс.

– Одна из моих подруг-модниц никогда не снимает каблуки: даже садясь на водительское кресло. Как уговорить ее не рисковать, ведь управлять машиной на шпильках небезопасно?

– Любительницам высоких каблуков-шпилек при поездках за рулем рекомендуется использовать сменную обувь без каблука: красивые ноги и обувь в автомобиле никто не увидит, а вот сильно надавить на педаль тормоза при аварийной ситуации будет проблематично.

– Многим автомобилистам знакомо такое понятие, как «мертвая зона». Куда смотреть, чтоб не «влететь»?

– При движении регулярно контролируйте обстановку вокруг автомобиля по зеркалам заднего вида, особенно перед намерением осуществить маневр перестроения, поворота налево или разворота. И тогда не будет «мертвых зон», в которых незаметно для Вас появляется обгоняющий автомобиль. Для хорошего обзора стёкла машины должны быть чистыми. Включенный кондиционер, исправный задний «дворник» и неизношенные щетки, омывающая жидкость с моющими и незамерзающими присадками, а также скребок для стекол и чистая ткань-микрофибра – вот рецепт отличного обзора.

– Как правильно поступать, если на дороге – «спящий полицейский» или другое препятствие?

– Никогда не тормозите на препятствии (ямы, «лежащие полицейские», люки и т.д.). Загруженная торможением передняя подвеска и колеса могут не выдержать еще одного удара. Лучше отпустите педаль тормоза и нажмите на «газ» перед препятствием – «подпрыгнувший» передок автомобиля минимизирует удар о препятствие. Включенная «нейтраль» в КПП не позволит эффективно использовать этот прием.

– Сегодня маленькая незаметная камера – видеорегистратор – изменила жизнь многих автомобилистов. При решении спорных вопросов, связанных с ДТП, этот гаджет выступает в роли «беспристрастного свидетеля». Но обязательно ли покупать дорогую модель?

– Даже недорогие модели видеорегистраторов позволят запечатлеть на видео, на какой сигнал светофора выехал автомобиль, создавший помеху, переходил ли пешеход проезжую часть по «зебре» или нет, действительно ли Вас «подрезал» другой автомобиль и так далее. Для этого не нужны сверххарактеристики.

– Расскажите о неисправностях в автомобиле и о том, как не «влететь в копеечку».

– Опасная неисправность – износ тормозных шлангов. По «закону подлости» они лопаются именно тогда, когда тормоза нужнее всего. Меняйте их своевременно: разбитый бампер, фары и радиатор стоят гораздо дороже. Не следует эксплуатировать шины до последнего: летом на изношенных шинах велик риск аквапланирования, зимой обеспечен увеличенный тормозной путь и потеря управляемости и устойчивости. При наступлении холодов проверьте давление в шинах. Низкое давление приводит к увеличению расхода топлива, снижает ресурс шин и не способствует повышению безопасности движения, особенно при торможениях и на поворотах. Регулярно включайте в автомобиле задний «дворник», в противном случае коррозия механизма выведет его из строя. При попытке устранить неисправность часто ломаются неремонтопригодные пластмассовые щетки, что в итоге отразится на бюджете. Также регулярно пользуйтесь стояночным тормозом, даже при отрицательных температурах окружающего воздуха. Как и в случае с задним «дворником», коррозия выведет его из строя очень быстро, а непройденный техосмотр и последующий ремонт «влетят в копеечку». Обязательно используйте стояночный тормоз при постановке на стоянку на уклонах, даже если Вы намерены отлучиться «всего на минутку». Клеммы аккумуляторной батареи должны быть чистыми и надежно закрепленными, а сама батарея – заряженной и с нормальным уровнем электролита. Иначе через несколько лет новая батарея может отправиться в утиль, а зимой на работу придется ехать на общественном транспорте.

– Павел Анатольевич, дорога не терпит не только шалости, но и бескультурья…

– Правильно подмечено! Поэтому уважайте других участников движения, прощайте им ошибки и помогайте их исправить! Будьте внимательны и взаимовежливы! Удачи на дорогах!

По сообщению официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
(фото – официальный сайт ГКСЭ)