Письменное разрешение на рекламу в почтовых ящиках и дисконт в аптеках – какие изменения могут войти в новый Закон «О рекламе»
Реклама всегда вызывает много споров. Гражданам хочется, чтобы ее было поменьше, чтобы она была потише и не такой навязчивой. Производители и маркетологи, конечно, иного мнения. Найти баланс между взглядами сторон активно пытаются в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Ведь сейчас идет работа над внесением изменений в Закон «О рекламе». Проект закона уже прошел один раунд согласования позиций заинтересованных государственных органов и представителей бизнеса. Недавно завершилось общественное обсуждение, поучаствовать в котором предлагали рядовым гражданам.
Какие принципиальные новшества сегодня содержит закон?
Упрощение для бизнеса
Во-первых, некоторые нормы закона приведены в соответствие с принятым Декретом Президента № 7 «О развитии предпринимательства». В частности, отменено согласование наружной рекламы и рекламы на транспорте с местными исполнительными и распорядительными органами. А также с МВД – при размещении на средствах наружной рекламы объявлений о трудоустройстве граждан за границей и с Минздравом – медицинской рекламы. Кроме того, проектом предлагается отменить согласование медицинской рекламы независимо от способа ее распространения, если она содержит исключительно наименование работ и услуг, составляющих меддеятельность, или торговые названия лекарственных средств, наименования изделий медназначения или медицинской техники, их товарные знаки, изображение этих товаров и (или) их упаковки.
Еще одна новость для рынка: сняты ограничительные требования об изготовлении рекламы отечественных товаров и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан страны. В том числе об использовании в такой рекламе только образов наших жителей. Так, с принятием этой нормы производители смогут выбрать для продвижения своего товара не только родные рекламные агентства, но и зарубежные, а в наружной рекламе и в рекламе наших товаров могут появиться образы иностранцев.
Законопроект предусматривает отмену запрета на проведение рекламных мероприятий для продвижения алкоголя и пива в объектах общепита. Проще говоря, в кафе и ресторанах владельцы заведений смогут, например, указывать в меню и рекламе скидки к цене пива, устраивать рекламные акции.
Предусматривается также возможность указания в рекламе скидок при покупке лекарств, медтехники и медуслуг.
– Время меняется, и форма реализации лекарственных средств по дисконтным картам, а также предоставление скидок к цене лекарства держателям кобрендинговых платежных карт получили довольно широкое распространение и популярны среди граждан. В то же время следует отметить, что все больше лекарств отпускается по рецептам врачей – значит, лишнего в погоне за скидками люди не купят. К тому же у граждан формируется культура не заниматься самолечением, – пояснила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирина Барышникова.
Для создания понятных и прозрачных условий ведения бизнеса проект закона уточняет требования к наружной рекламе и ее средствам, рекламе на транспорте.
Что волнует граждан?
Все перечисленное – больше для бизнеса. Проблема номер один среди граждан – распространение так называемого спама – незапрашиваемой рекламы в почтовых ящиках и по телефону. Несмотря на то что в действующем законе есть запрет на телефонную рекламу без согласия потребителя, многие жалуются на звонки от «оконщиков», «фильтрщиков», «зазывал на презентации». Как правило, человек и опомниться не успевает, а у него уже спросили разрешения продолжить разговор – и понеслось… Далеко не все считают, что прерывать собеседника или вешать трубку невежливо. Хотя надо бы задуматься о другом: какое право человек на том конце провода вообще имел звонить и спрашивать?
– Поэтому в проекте закона предусмотрено: согласие гражданина на получение рекламы, распространяемой с помощью средств связи и почтовых ящиков, должно быть оформлено в письменном виде, – уточняет Ирина Барышникова.
Жалуются граждане и на громкий уровень звука в теле- и радиорекламе после фильма или песни. С учетом опыта России в проекте предусмотрен запрет на превышение уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над уровнем звука программы, прерываемой рекламой. Параметры соотношения и методы измерения указанных уровней звука будут установлены МАРТ.
Кроме того, много внимания в законопроекте уделено рекламе микрофинансовых (МФО) организаций. Так, рекламу о выдаче денежных займов смогут размещать только МФО, включенные в реестр Нацбанка. Более того, в рекламе таких займов должны быть в обязательном порядке указаны размер взимаемых с заемщика процентов, а также более привычный для граждан размер процентов в годовом исчислении за пользование микрозаймом. Чтобы человек понимал, потянет ли такой кредит. Урегулирована и реклама форекс-компаний. В ней должна содержаться предупредительная надпись о рискованном характере совершаемых операций и неразрывной связи возможности получения прибыли с риском получения убытков. Такое предупреждение в радио- и телерекламе должно озвучиваться. В рекламе банковских вкладов должны быть указаны вид договора банковского вклада (депозита), размер процентов по вкладу. Указание в такой рекламе иных выражений доходности не допускается, чтобы не путать клиентов.
– Таким образом, в этом законопроекте мы постарались соблюсти баланс интересов как бизнеса, так и потребителей рекламы, – подводит итог Ирина Барышникова. – Законопроекту предстоит пройти еще немалый путь согласований и доработки, поэтому самый оптимистичный прогноз по времени принятия закона – это вторая половина следующего года.
«Рэспублiка», 27 июня 2018 г.