/ / Общественно-политические
20.06.2018

Без срока давности. За прошедшее десятилетие сотрудникам УУР УВД Минщины удалось раскрыть более 30 тысяч уголовных дел былых времен

Безупречная доказательная база и точка! За прошедшее десятилетие сотрудникам УУР УВД Минщины удалось «реанимировать» более 30 тысяч уголовных дел былых времен. Отыскивая канувшие в небытие доказательства, сыщики способны пролить свет на, казалось бы, быльем поросшие события. Поскольку количество злодеяний этой категории существенно сократилось, в минувшем году подразделения, специализирующиеся на их раскрытии, претерпели реорганизацию. Тем не менее оперативники в тандеме со следователями по-прежнему продолжают стряхивать архивную пыль с наиболее перспективных из них  в результате надевают наручники на злоумышленников, напрасно уверовавших в свою безнаказанность.

Милиция

– На протяжении четырех лет служил в подобных подразделениях уголовного розыска, – рассказывает ныне начальник отдела по раскрытию разбоев, грабежей и иных преступлений против собственности УУР подполковник милиции Алексей ЧУРКИН (на снимке – справа). – На сегодня зарегистрировано 25 тысяч остатков. Львиная доля преступлений совершена еще в 1990-х. Основные усилия, как и прежде, сосредоточиваем на том, чтобы поставить точку в самых резонансных делах – тяжкие и особо тяжкие злодеяния составляют пятую их часть.

Алексей Анатольевич уверен: самая очевидная трудность в работе над этой категорией дел связана с переездом за рубеж или кончиной свидетелей. Серьезной помехой является потеря или порча вещественных доказательств - в негодность чаще всего приходят улики, носящие следы биологического происхождения. Вместе с тем значительно возросли возможности экспертов-криминалистов – нередко сыщики возвращаются к пересмотру материалов, руководствуясь результатами их исследований. В минувшем году они позволили возобновить поиски душегуба, лишившего жизни престарелую жительницу одной из деревень Слуцкого района.

– Едва заметное пятнышко крови с одежды пенсионерки «заговорило» в руках специалистов и привело к порогу соседа жертвы, за прошедшие 12 лет успевшего совершить не одно преступление, – поясняет собеседник. – Хотя с тех пор утекло немало воды, сумели ухватиться за доказательство и воссоздать детальную картину произошедшего – под тяжестью улик подозреваемый был вынужден дать признательные показания.

Несомненно, подобные достижения – результат кропотливого труда и эффективного межведомственного взаимодействия, а вовсе не слепого везения.

– В данном случае лепту в разработку нового комплекса оперативно-розыскных мероприятий внесли не только подчиненные старший оперуполномоченный по особо важным делам подполковник милиции Валерий Брановец и старший оперуполномоченный майор милиции Александр Егоров, но и коллеги из управления Следственного комитета по области, – утверждает офицер. – Отдельно хотел бы отметить вклад следователя центрального аппарата СК подполковника юстиции Константина Главницкого – вместе с ним выработали несколько стратегий, позволивших изобличить злоумышленника.

Кроме того, оперативники регулярно сличают имеющиеся биоматериалы граждан, предположительно причастных к особо тяжким преступлениям, с постоянно обновляющимися данными автоматизированной идентификационной системы генно-дактилоскопических учетов. Подобная настойчивость приносит плоды: в прошлом году стражам порядка удалось изобличить злоумышленника, имея в распоряжении лишь след его пальца.

– 15 лет назад мужчина безуспешно попытался завладеть машиной двоих жителей Минского района и лишь по случайности вышел сухим из воды, – вспоминает подполковник милиции. – Через некоторое время он совершил убийство и, уже отбывая наказание, подвергся дактилоскопированию. Тогда подразделения уголовного розыска еще не располагали достаточными ресурсами для проведения масштабных проверок, потому это доказательство и ждало своего часа так долго.

В минувшем году правоохранители раскрыли 255 преступлений прошлых лет, из них пять разбойных нападений, три убийства и столько же фактов нанесений тяжких телесных повреждений. Приступая к работе над очередным делом, сыщики в первую очередь обращают внимание на граждан, которых изначально рассматривали в качестве подозреваемых.

– Их вину удавалось доказать более чем в 70 процентах случаев. В ходе проверок нередко выясняется: едва избавившись от пристального внимания правоохранителей, граждане спешно бросали работу и переезжали в другой регион или даже за рубеж, – делится опытом Алексей Анатольевич. – Руководствуясь подобными соображениями, недавно поставили точку в самом давнем зарегистрированном в регионе уголовном деле – жестоком убийстве минчанки, совершенном в 1998 году. Представители криминалитета ради легкой наживы застрелили ее в лесу пристоличья и завладели крупной денежной суммой. История получила продолжение через несколько лет, когда на останки случайно наткнулся местный охотник.

По крупицам восстановив события рокового дня, тогда сыщики вычислили подозреваемых и отправили их на скамью подсудимых. Однако доказательств оказалось недостаточно для вынесения обвинительного приговора.

– Отыскали недостающие фрагменты этой мозаики, вернувшись на место происшествия. Вместе с представителями СПБТ «Алмаз» МВД сделали невероятное: осенью в опавшей листве обнаружили гильзу от пистолета ТТ, выстрел из которого и оборвал жизнь женщины, – говорит Алексей Анатольевич. – Улика придала делу новый импульс – спустя 17 лет душегубы вновь предстали перед судом и на этот раз понесли заслуженное наказание.

Впрочем, подполковник милиции помнит немало уголовных дел, исход которых в отсутствие вещественных доказательств полностью зависел от показаний ключевых свидетелей. Настойчивому сыщику порой приходилось рассчитывать лишь на умение найти общий язык с людьми, категорически не желавшими ворошить прошлое.

– Однажды в Березинском районе очередное застолье закончилось пьяной дракой, после которой один из троих собутыльников скончался, – рассказывает офицер. – Подозреваемый ускользнул от ответственности во многом благодаря молчанию его приятеля, вскоре за кражу отправившегося в исправительное учреждение открытого типа.

Детально изучив личность свидетеля и его биографию, Алексей Чуркин осознал: пробить ту психологическую броню, в которую заковал себя фигурант, будет крайне непросто. Всё же в ходе многочасового разговора он сумел подтолкнуть мужчину к переосмыслению поступков – раскаявшись, тот согласился давать показания против односельчанина.

– Люди, находящиеся в местах лишения свободы, нередко признаются в совершении менее тяжких преступлений, чем те, за которые они уже отбывают наказание, – продолжает руководитель. – На откровенность их чаще всего толкают вовсе не муки совести, а возможность подогреть интерес к собственной персоне. Не оставляя без внимания подобные заявления, прилагаем немало усилий для того, чтобы отделить зерна от плевел: осужденные многого не договаривают и путаются в показаниях. А ведь для того, чтобы представить дело в суде, нужно сформировать безупречную доказательную базу.

Недавно Алексей Анатольевич взялся за раскрытие преступления, которое датируется 1976 годом. Осколок разбитого стакана, пятнышко крови, фрагмент следа пальца руки – вот и все немногочисленные улики, оказавшиеся в его распоряжении. Единственными «очевидцами», способными пролить свет на жестокое убийство жительницы столицы, стали страницы документов.

– Восстанавливал картину произошедшего, черпая информацию лишь из них, – в живых ведь не осталось ни одного свидетеля, – вспоминает собеседник. – Хотя на данный момент получилось установить лишь смешанный генотип предполагаемого злоумышленника, затею ни в коем случае не назову бесперспективной: не исключено, эта находка окажется полезной в будущем.

По мнению Алексея Чуркина, сколько бы лет ни минуло с момента совершения преступления, стражи порядка не должны оставлять попыток разоблачить виновных.

Анастасия ПАРАХНЕВИЧ, официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь